ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ
На переломе XVII и XVIII вв. и в ходе XVIII в. в Англии получает
развитие философия морали. Среди ее выдающихся представителей находится, в
частности, Антони Эшли Купер Шефтсбери (1671-1713). В работе
"Характеристики, люди, нравы, мнения и эпоха" он приходит к такому пониманию
морали, согласно которому в оценке человеческого поведения решающую роль
играет не объективный результат, а субъективное намерение. Он, в частности,
делает упор на форму морального проявления и недооценивает его содержание. В
отличие от представителей сенсуализма, в частности Т. Гоббса и Д. Локка, он
отстаивает идею о неизменности, вечности моральных норм.
Его учение о морали основано на врожденном "моральном чувстве" и не
связано с конкретным общественным развитием. На это естественное, врожденное
"моральное чувство", по Шефтсбери, опирается "истинная религия". Религия,
таким образом, сама предполагает мораль и не заменяет ее. В этом проявляется
деизм Шефтсбери.
Весьма критически по поводу этических воззрений Шефтсбери выступил
Бернард Мандевиль (1670- 1733). В сущности он исходит из естественного
понимания морали и нравственности. Он отвергает врожденное "моральное
чувство", так же как и вечность и неизменность моральных норм. В его понятии
морали нашли отражение социальные взгляды первых представителей "теории
общественного договора" \ Свои идеи он изложил в "Басне о пчелах". \.
В защиту взглядов на мораль Шефтсбери, против критических замечаний Б.
Мандевиля выступил Ф. Хетчесон (1694-1747). Он перенимает ряд идей Мандевиля
и прямо подчиняет мораль религии.
ФИЛОСОФИЯ "ЗДРАВОГО СМЫСЛА"
Если Шефтсбери и Хетчесон выступали с критикой этических воззрений
Локка, то его сенсуалистскую философию в XVIII столетии критиковали
представители так называемой философии здравого смысла.
Ее первым и наиболее ярким представителем был Томас Рид (1710-1796).
"Эссе о душевных способностях", его основной труд, содержит резкую критику
философии Юма.
Рид отмечает связь учений Беркли и Юма с сенсуализмом Локка, и прежде
всего с его учением о первичных и вторичных качествах. В субъективизации
вторичных качеств Рид видит начало пути, завершающегося субъективным
идеализмом и агностицизмом. Он стремится, однако, к преодолению
субъективистских тенденций в философских основаниях сенсуализма. Теорию
познания он основывает не на ощущениях, а на непосредственных восприятиях,
которые фиксируют в нас "веру" в существование внешнего мира.
Таким образом, учение Рида не преодолевает слабостей сенсуализма Локка,
тем более взглядов Беркли или Юма. Против агностицизма Юма он выдвигает лишь
"веру" в существование внешнего мира, опирающуюся на непосредственные
восприятия. Если, по Д. Локку, мы посредством чувственных восприятии узнаем
о существовании и свойствах внешнего мира, то при помощи непосредственных
восприятия фиксируется лишь "вера" в этот внешний мир.
Воззрениям Рида близки воззрения Джемса Битти (1735-1803) и Джемса
Освальда. Освальд, в частности, соединяет основные принципы философии
"здравого смысла" Рида с усилиями в защиту христианства. В своей наиболее
известной работе "Обращение к "здравому смыслу" для защиты религии" он
развивает взгляды на первичные инстинктивные врожденные истины. К ним
относятся вера во внешний мир и вера в существование бога, которые поэтому
уже не следует обосновывать и доказывать, но следует исходить из них при
развитии философского мышления.
Так называемая философия здравого смысла приходит к открытой
апологетике религии и критическому отношению к материалистическим и
атеистическим концепциям своего времени. При этом одним из главных
критериев, которым пользуется эта философия, является "практическая
полезность". В этом понимании весьма отчетливо проецируется линия английской
послереволюционной буржуазии (речь идет о расширении возможности
экономического развития, а тем самым и о росте прибылей). Поэтому к этой
линии в английской философии близко примыкают позднейший прагматизм и
утилитаризм.
Дата добавления: 2015-04-03; просмотров: 747;