Зодчество и живопись
Вкусы посадского населения ярко проявились в зодчестве и живописи. Обмирщение в архитектуре проявилось прежде всего в стремлении к внешней живописности, нарядности, декору. Заказчиками церквей все чаще становятся купцы и посадские общины. Именно в посадских храмах проявлялось светское начало, вкусы и настроения демократических слоев населения. К таким храмам можно отнести московские церкви Троицы в Никитниках, Рождества Богородицы в Путинках, ярославскую церковь Ильи Пророка.
Духовенство упорно противостояло обмирщению культового зодчества, проникновению в него светских начал. Патриарх Никон в 50-е гг. запретил строить шатровые храмы, выдвинув взамен традиционное пятиглавие. По его инициативе были сооружены ансамбли Ново-Иерусалимского (под Москвой),Иверского (на Валдае) и Крестного (на Белом море) монастырей.
Дальнейшее развитие зодчества привело к возникновению в конце XVII в. "нарышкинского стиля" или "московского барокко" .Заметную роль в его формировании сыграло влияние западноевропейской архитектуры. Характерными чертами этого стиля были: четкость, симметричность композиции, устремленность ввысь, многоярусность, декоративное убранство зданий. Замечательным памятником этого стиля является московская церковь Покрова в Филях, построенная дядей Петра I Л.К.Нарышкиным, постройки Новодевичьего монастыря.
Процесс обмирщения затронул и живопись. Главным в нем было и развитие реалистических тенденций, стремление донести прелесть земного бытия. В рамках церковной живописи, развивался бытовой жанр, парсуна (персона). Во главе нового направления стоял Симон Ушаков. В иконе "Спас нерукотворный" он изобразил живое, одухотворенное лицо человека.
Новое направление коснулось и росписи храмов. Примерами этого являются стенописи церкви Троицы в Никитниках и ярославских храмов. В конце XVIIв. живописцы от парсуны переходят к написанию портретов красками на холсте (портреты князя Б.И.Репнина, Г.П.Годунова, Л.К.Нарышкина).
Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 880;