Живопись XV в.
Значительное место занимает монументальная живопись, т.е. фреска. Особенность фрески - необходимость использования ограниченного количества красителей, вступающих в соединение с известью. Из станковых видов живописи все большую роль начинает играть алтарь. Это не готический алтарь со множеством створок, а единая композиция - алтарная картина, т.н. pala. Под алтарной картиной - несколько маленьких, вытянутых по горизонтали картин, образующих узкую полосу - пределлу.
В первой половине века появляется также самостоятельный светский портрет.
Одним из первых художников эпохи стал Мазаччо (1401-1428, настоящее имя - Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи). Во фреске Капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине «Чудо со статиром» Мазаччо соединяет три эпизода: Христос, у которого сборщик податей просит деньги (статир – монета); Христос велит Петру выловить рыбу, чтобы вынуть из нее монету; Петр отдает деньги. Мазаччо делает второй эпизод центральным, поскольку ему было необходимо показать, что события зависят от побуждающей воли Христа. Все фигуры очень естественны, лишены скованности.
Во фреске «Изгнание из рая» художник сумел передать драматизм происходящего, выразить эмоции плачущих Адама и Евы.
Беато Анджелико (1395-1455). В 1418 г. он принимает постриг в доминиканском монастыре и отныне зовется фра (брат) Джованни. В 1438 г. переезжает в монастырь Сан-Марко во Флоренции, в котором оформляет главный алтарный образ и кельи монахов. Самой известной работой фра Анджелико стала фреска «Благовещение».Художнику свойственна чистота линий, высокая духовность.
Филиппо Липпи (1406-1469) в 1421 г. тоже был монахом. Он писал алтарные образы для флорентийских церквей, маленькие алтарные картины в форме тондо(круг), которые принято было дарить на свадьбу или в связи с рождением ребенка. Ему покровительствовали Медичи, Папа римский, который даже разрешил ему снять сан для женитьбы по любви. Мадонны художника мягки, женственны; такой тип изображения получил название vogezza; скорее всего, они написаны с натуры.
Пьеро делла Франческа (1420-1492) расписал главную капеллу церкви Сан-Франческо в Ареццо фресками на тему истории животворящего креста. Одним из первых мастер стал совмещать религиозные сюжеты с жанровыми элементами (так на фреске «Бичевание Христа» на первом плане изображены беседующие люди). Серьезно обращался он и к жанру светского портрета (парный портрет герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро и его жены).
Доменико Гирландайо {1449-1494) в своих композициях часто изображал в качестве персонажей священной истории своих сограждан, писал портреты, где непосредственность наблюдений сочетается с обобщенностью и глубокой человечностью образов («Дедушка и внук»).
Перуджино(1450-1523, настоящее имя - Пьетро Вануччи) родился недалеко от Перуджи, отсюда его прозвище. В Риме в 1481 г. вместе с другими расписывал Флорентийскую капеллу, создавал алтарные композиции по заказу церквей и монастырей Северной Италии. Образы Перуджино удивительно человечны и лиричны, все большую роль в его работах начинает играть пейзаж («Святой Себастьян»).
Бернардино ди Бетто, прозванный Пинтуриккьо(мазилка) из-за маленького роста (1452-1513), создавал фрески, миниатюры на литературные сюжеты, украшал папские комнаты в Ватикане. Писал он и портреты, в которых добивался гармонии человека с природой «Портрет мальчика»).
Антонелло да Мессина (1430-1479) сложился как художник под воздействием нидерландцев, у которых заимствовал технику масляной живописи, что позволяло ему добиваться необычайной глубины цвета, использовать освещение в качестве одного из важнейших художественно-выразительных средств. Образы, созданные художником, отличаются величавым спокойствием, классической уравновешенностью. Он сделал крупный вклад в становление ренессансного реалистического портрета.
Андреа Мантенья (1431-1506) был придворным живописцем герцога Гонзага в Мантуе, писал картины, создавал гравюры, декорации для спектаклей. В 1465-1474 гг. оформил городской дворец Лудовико Гонзага и его семейства. Художнику свойственна четкая, почти скульптурная прорисовка фигур, драматизм образов, эксперименты с ракурсами («Мертвый Христос»).
Среди художников венецианской школы можно отметить творчество братьев Беллини – Джентиле(1429-1507)и Джованни (1430-1516). В сыром климате Венеции раньше, чем в других областях Италии, стали использовать технику масляной живописи, которая обладала рядом преимуществ перед темперой. Джентиле известен торжественными многофигурными композициями, в которых изображает венецианские торжества («Процессия на площади Сан Марко»).
Джованни Беллини создает правдивые образы современников («Портрет дожа»), мягкие и лиричные образы мадонн, часто изображая их на фоне природы и в гармонии с ней («Мадонна на лугу»).
Последним из великих мастеров кватроченто считается Сандро Боттичелли (1445-1510). Ранние работы Боттичелли отличаются мягким лиризмом. Он пишет портреты, полные внутренней жизни. Это Джулиано Медичи, лицо которого отмечено печалью. В «Портрете Симонетты Веспуччи» Боттичелли изображает в профиль стоящую молодую женщину, лицо которой выражает чувство собственного достоинства. «Весна» положила начало высшему расцвету деятельности Боттичелли, его слава достигла Рима: посреди цветущего луга стоит Венера - богиня любви, представленная в виде нарядно одетой девушки. Над Венерой парит Амур, который с завязанными глазами пускает в пространство горящую стрелу. Справа от Венеры три грации ведут хоровод. Около танцующих граций стоит вестник богов Меркурий, поднимающий вверх жезл - кадуцей. В правой части картины из глубины чащи летит бог ветра Зефир, воплощающий стихийное начало в природе. «Рождение Венеры» Боттичелли написал в 1482-1483 гг. по заказу Лоренцо Медичи. Море подступает к самому краю картины, по его поверхности плывет золотисто-розовая раковина, на завитке которой стоит нагая Венера. К ее ногам падают розы, ветры направляют раковину к берегу, где нимфа приготовила затканный цветами плащ. Однако в отличие от античного мифа в ней заложена идея христианства о рождении души из воды во время крещения. Обнаженное тело богини означает чистоту, природа представлена своими стихиями: воздух - это Эол и Борей, вода - море с орнаментальными завитками волн. Для Боттичелли не существовало непроходимой грани между античностью и христианством. В свои религиозные картины художник вводит те же образы. Одна из знаменитых картин религиозного содержания - «Величание мадонны» («Магнификат») - мадонна изоб-ражена на троне в окружении ангелов с младенцем Христом на коленях; она протягивает перо, чтобы вписать слова в книгу с началом молитвы в свою честь. После Боттичелли создает ряд работ, в которых все более усиливаются спиритуализм, готические отзвуки проявляются в отсутствии пространства, в экзальтированности образов («Клевета»).
Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 792;