Живопись. Основоположником маньеризма во Флоренции был Якопо Понтормо (Якопо Карручче да Понтормо) (1494-1556)
Основоположником маньеризма во Флоренции был Якопо Понтормо (Якопо Карручче да Понтормо) (1494-1556). Первым его произведением стала оконченная в 1520 г. фреска на вилле Медичи в Поджо-а-Кайано, сюжетный замысел которой трудно определим. В противовес классическим решениям здесь нет ни героя, ни действия, связь между персонажами перенесена в сферу мечтательности и едва уловимой тревоги. В крупной станковой композиции «Христос в Эммаусе» Понтормо с неприкрытой правдой обрисовал типы босоногих апостолов. Он ввел в колористическую гамму картины крупные полосы открытого алого, лимонно-желтого, зеленого и синего цветов («Встреча Марии и Елизаветы»).
«Положение во гроб» - монументальная алтарная картина в церкви Санта-Феличита - законченное программное произведение маньеризма, в нем элементы объективного мировосприятия уступили место стихии субъективного, естественная норма - болезненному искажению.
Другой представитель раннего маньеризма - Россо Фьорентино (1495-1540) в первый период творчества тяготел к драматическим решениям. В резко угловатых линиях и кричащих красках, в обрисовке персонажей «Снятия с креста» есть нечто истерическое. Композиция «Моисей и дочери Иофара» полна яростного возбуждения.
Пармская школа маньеризма связана с творчеством Пармиджанино (1503-1540), у которого принципы нового направления определены в таких работах, как «Мадонна с длинной шеей». Изысканные линии удлиненной фигуры мадонны представлены в каноническом «змеевидном изгибе», манерны движения рук, тонкие бескостные пальцы. Колорит словно замутнен. В портретах Пармиджанино («Автопортрет в выпуклом зеркале») субъективная фантазия автора противостоит реальным качествам модели.
Аньоло Бронзино(Аньоло ди Козимо ди Мариано, 1503-1572) писал фрески, алтарные картины, религиозные, аллегорические картины и картины на мифологические темы. Однако настояющую славу художнику принесли в первую очередь портреты. Бронзино был высокообразованным и начитанным человеком, писал стихи и был членом флорентийской академии.
Бронзино создал тип парадно-аристократического портрета, в котором отчуждённая замкнутость образа сочетается с торжественной неподвижностью композиции, остротой рисунка, холодным колоритом и бесстрастной точностью деталей («Портрет Элеоноры Толедской с сыном»). Картины Бронзино на религиозные и мифологические темы отличаются сложностью композиции, надуманностью поз и жестов и эротизмом образов («Венера и Амур»).
Джузеппе Арчимбольдо (1527-1593) долгие годы работал при дворе Габсбургов в Австрии и Богемии. Его работы в символическо-портретном жанре можно считать коллажами: для изображения человека он использует цветы, плоды, предметы (цикл «Времена года»). «Вертумн» - поясной портрет императора, представленного в виде древнеримского бога времён года, растительности и преобразования. Рудольф II состоит полностью из великолепных плодов, цветов и овощей. Восхищенный этими картинами император щедро наградил художника.
В значительной степени влияние маньеризма (хотя художник перерос его границы) отразилось в творчестве Эль Греко (Доменико Теотокопули), родившегося в 1541 г. на Крите. В возрасте 14 - 15 лет он попал в Венецию и там обучался в мастерской Тициана, колорит великого мастера оказал на него сильное влияние. Он также испытывает влияние Тинторетто и Веронезе, а также итальянского маньеризма. В 1570 г. художник прибыл в Рим, а в 1576 г. переселился в Испанию. В это время Филипп II намеревался украсить Эскориал, и Эль Греко рассчитывал получить заказы на росписи дворцовых покоев. Не пришедшись ко двору в Мадриде, он обосновывается в Толедо. В написанных в Испании картинах Эль Греко проявляет свою индивидуальность: отказываясь от законов перспективы, он строит пространство произвольно, иррационально, смещает земные и небесные планы. Фигуры вытягиваются, части тела деформируются, но приобретают особую выразительность («Кардинал», «Король»). Головы людей приобретают эллиптическую форму. Цвет на его картинах является средством передачи настроения, а не действительности: на холодную, зеленовато-синюю основу ложатся резкие пятна более теплых тонов, раздражающие своим контрастом. Вся поверхность охвачена опалово-сероватой лазурью. Особенно характерно решение человеческого тела. Совершенно лишив лица, руки и другие не прикрытые одеждой части тела всех оттенков красного, придающего фигурам жизненность, он употреблял оттенки исключительно желтого и серого цвета.
В 1586 г. Эль Греко создает свою знаменитую картину «Похороны графа Оргаса». В значительной степени это групповой портрет, где все присутствующие показаны в состоянии горестного размышления. Картина разделена на два плана - в мире небесном показаны Христос и святые.
Большая часть произведений художника написана на библейские сюжеты («Несение креста», «Апостолы Петр и Павел» и др.). Одним из первых Эль Греко обратился к жанру пейзажа («Толедо в грозу»); интересно, что часто он показывает земное пространство как бы из космоса.
Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 1884;