НАТУРФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА И НОВОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

В середине XVI столетия гуманизм платоновской школы в Италии перешел

свой зенит, его основное время ушло. Во второй половине XVI и в начале XVII

в. на сцену выходит специфическая философская область - философия природы.

Философия природы - типичное выражение философии Ренессанса. Ее родиной была

Италия, наиболее знаменитым представителем - Джордано Бруно.

Приход философии природы был подготовлен всем предшествующим развитием

гуманистической философии и культуры Ренессанса. В этот поворотный период

человек открывает новые горизонты, приходит к убеждению в возможности своего

прочного, творческого и свободного закрепления в этом мире, верит, что он

способен познать естественный характер мира и самого себя в нем. Идея

незаменимой ценности и достоинства человека, идеалы свободы являются

духовным климатом, в котором рождается и новая философия природы,

завершающаяся пантеистическим материализмом Бруно.

Философия природы Ренессанса исходила из античного философского

наследия - платонизма, стоического пантеизма, ионической философии. Она

обращается к неортодоксальным традициям средневекового философского

мышления, аверроистским и неоплатонистским пантеистическим направлениям.

Характерным для философии природы в период Ренессанса является прежде всего

отвращение к схоластике и схоластическому аристотелизму.

НОВОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Параллельно с философией природы развивается новое естествознание,

реализующее радикальную переоценку старых традиций и предпосылок. Оно

 

приносит ряд эпохальных открытий, становится одним из важнейших источников

новой философии. Отбрасываются господствовавшие в средние века философские и

методологические основы науки, и создаются новые. Схоластическое учение о

природе, высший уровень которого был достигнут парижской и оксфордской

школами в XIV в., в сущности никогда не переходило границ теоретических

спекуляций. В противоположность этому ученые Ренессанса на первый план

выдвигают опыт, исследование природы, экспериментальный метод исследований.

Видное место завоевывает математика, принцип математизации науки

соответствует основным прогрессивным тенденциям развития науки, научного и

философского мышления.

Новые тенденции в науке получили отражение в творчестве Леонардо да

Винчи (1452-1519), Николая Коперника (1473-1543), Иоганна Кеплера (1571-

1630) и Галилео Галилея (1546-1642). Важнейшим полем боя, на котором

происходило сражение между новым и старым миром, между консервативными и

прогрессивными силами общества, религией и наукой, была астрономия.

Средневековое религиозное учение было основано на представлении о Земле как

богом избранной планете и о привилегированном положении человека во

вселенной. Гениальная идея древнегреческого астронома Аристарха была

полностью забыта \ Аристарх из Самоса (111 в. до н. э.), греческий

астроном и математик, выступил против геоцентрического учения,

противопоставив ему свое по сути дела первое в истории европейской

астрономии гелиоцентрическое учение. За это был обвинен в безбожии. \.

Николай Коперник разгромил искусственную систему, основанную на

геоцентрических представлениях, и создал гелиоцентрическую теорию. Его

основной труд "О круговых движениях небесных тел" вышел в год его смерти.

Учение Коперника было революционным событием в истории науки.

"Революционным актом, которым исследование природы заявило о своей

независимости и как бы повторило лютеровское сожжение папской буллы, было

издание бессмертного творения, в котором Коперник бросил - хотя и робко и,

так сказать, лишь на смертном одре - вызов церковному авторитету в вопросах

природы. Отсюда начинает свое летосчисление освобождение естествознания от

теологии..."

С именем немецкого астронома Иоганна Кеплера связана прежде всего

теория о закономерностях движения планет, которую он доказал математически

\ И. Кеплер в 1600 г. был приглашен к пражскому двору короля Рудольфа II.

В течение двенадцатилетнего пребывания здесь он на основе своих наблюдении

сформулировал первые два закона о движении планет вокруг Солнца и описал их

в книге "Astronomia Nova", первое издание которой хранится в библиотеке

"Памятники народной письменности" в Праге. \.

Гениальный ученый Ренессанса, физик и астроном Галилео Галилей путем

экспериментальных исследований делает ряд открытий, формулирует научные

законы. При помощи телескопа, который он сам сконструировал, он обнаружил,

что поверхность Луны и Солнца не гладкая, что Млечный Путь является сложной

системой звезд, открыл четыре спутника Юпитера, фазы Венеры и т. д. Свои

открытия он опубликовал в труде под названием "Звездный вестник" (1610).

Наибольшей заслугой Галилея было наглядное подтверждение правильности

гелиоцентрического подхода Коперника к объяснению мира \ Главным

произведением Галилея является "Диалог о двух главнейших системах, мира -

Птолемеевой и Коперниковой" (1632). \. Все это имело далеко идущие

философские, мировоззренческие, космологические последствия, нанесло

решающий удар теологическо-схоластическому мировоззрению и также стало

фатальным для Галилея. Его преследовала церковь, он был обвинен в ереси,

осужден и под угрозой пыток был принужден к отрешению от своих взглядов.

Галилей не был философом, но его научные представления имели огромные

последствия. Его творчество знаменует отход от старых традиций

естествознания, идущих от Аристотеля. Он выразил следующую идею: книга

природы закрыта для нас, но, чтобы мы могли ее читать, нужна математика, ибо

эта книга написана математическим языком. Галилей развивает новую

методологию науки, основывающуюся на экспериментах и математике. В отличие

от старого схоластического, качественного метода, который основывался на

учении о свойствах и сущностях вещей и на доказательствах иерархически

неизменного бытия, наиважнейшим у Галилея является количественный метод.

Природные процессы измеримы, отсюда вытекает возможность установить точными

методами их законы как законы временных и пространственных отношений. Этим

самым Галилей открывает возможность постижения гармонии мира под другим

углом: открыть и вычислить универсальную динамичность движения

математическим и геометрическим способами. Это предполагает разложить все на

простейшие элементы и затем вновь рациональным математическим способом

реконструировать. Из экспериментально доказываемого единства индукции и

дедукции Галилей выводит обоснование механики.

В рационализме Галилея уже предугадывается естествознание Нового

времени и его философская методология. Все его творчество пронизывает

механистическо-материалистическая тенденция. Галилею принадлежит почетное

место в истории философии: он способствовал формированию материалистического

мировоззрения, в частности, с точки зрения естественнонаучного исследования.

 








Дата добавления: 2015-04-03; просмотров: 976;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.