ПЛАТОНИЗМ РЕНЕССАНСА
Гуманизм Ренессанса в Италии в большой степени ориентировался на
Платона. Эта тенденция, опирающаяся на расширяющиеся возможности познания
подлинных произведений античности, была мотивирована необходимостью
выступить против схоластического Аристотеля, его интерпретации томизмом.
Платон в антисхоластической философии Ренессанса становится символом
прогресса \ В представлении платоников Ренессанса Аристотель был лишь
"физиком", в то время как Платон - "философом", "мудрецом" (sapiens). \,
его философия считается синтезом всей философии прошлого, а также теологии -
греческой науки, включающей орфизм, пифагореизм и восточные доктрины.
Платонизм Ренессанса представлял Платона в некоем христианизированном
смысле в духе воззрений Августина и Апулея \ Луций Апулей- римский
писатель, живший примерно в 125- 180 гг. Наилучшее его произведение-
"Метаморфозы", называемое также "Золотой осел". \. Во флорентийской
платоновской Академии Платон считался "богом среди философов",
подчеркивалось большое значение его идей для христианства, в частности с
точки зрения философской разработки концепции двойственной природы человека.
В вопросе об отношении философии и религии флорентийский платонизм отстаивал
понимание, согласно которому философия является надежным знанием о человеке,
о мире и о боге, которое наиболее полно представлено в творчестве Платона и
его последователей. Все платоники считали религию философско-теологической
доктриной (также и культовым институтом).
Для интеграции Платона в эту эпоху определенную роль играли и
неоплатоновские традиции в духе Плотина. Нельзя также обойти тот факт, что
при общей конфронтации платоников и аристотеликов некоторые представители
платонизма выступают и в духе примирения Платона с Аристотелем. Этот подход,
присущий прежде всего византийским традициям, и был перенесен на Запад \
В частности, в лице кардинала Иоанна Бессариона (1395- 1472), ученика
Платона, отстаивавшего идеи своего учителя и в то же время допускавшего
возможность примирения Платона и Аристотеля (он переводил работы
Аристотеля), против чего выступал Пикоделла Мирандола. \. По существу
споры между платонизмом и аристотелизмом периода Ренессанса в XV в. велись
не совсем четко, допускались компромиссы.
Оживлению платонизма в Италии способствовал прежде всего поздний
византийский неоплатоник Георгиос Гемистос (1360-1425), который из уважения
к Платону принял имя Плетон. Происходил он из Константинополя, поселился во
Флоренции, где проповедовал идеи Платона, при этом резко отвергая
Аристотеля. Его мышление носило эллинистический характер, он хотел
преодолеть традиционное христианство при помощи античного языческого
политеизма. Интерес к средневековому неоплатонизму приводит его к восточному
мистицизму, каббале и зороастризму.
Он учил, что мир зависит от бога, но не был им сотворен во времени, ибо
существует вечно. Идея христианского творения из ничего, а также "свободная
воля" творца в этом случае не имеют смысла. Переход от божественного
принципа к миру имеет характер детерминации. Не только вселенная, но и сам
бог подчиняются необходимости. Плетон здесь не ссылается на неоплатоновскую
идею эманации. В объяснении необходимого перехода к миру он прибегает к
помощи языческого греческого пантеона богов. Зевс, стоящий во главе,
является абсолютным бытием. Мир, однако, образуется не непосредственно, но
через посредство особой субстанции природы, которая также имеет божественный
характер. В наметившемся признании бесконечности бога и природы скрываются
пантеистические тенденции.
Мир в своем гармоническом единстве прекрасен, в этом состоит его
божественность. Призвание человека - быть "средним звеном", соединением этой
гармоничности. И человек является "божественным", если он реализует в себе и
в отношении к природе, к миру эту красоту гармонии - это и есть путь его
нравственного совершенствования.
Философия Плетона в Италии была принята благосклонно. Он впервые
представил неоплатонизм не в средневековой рясе или в реконструированных
системах древности, но в оригинальной, живой философской форме.
Действительно, новый синтез не может исходить лишь из древнего язычества, но
должен принимать во внимание традиции уже почти пятьсот лет существующего
развития христианства.
Время наибольшего расцвета итальянского платонизма связано с уже
упоминавшейся флорентийской платоновской Академией, которую в 1459 г. по
предложению Плетона основал Козимо Медичи. Эта Академия, а также и другие
культурные общества, возникшие в других городах тогдашней Италии, объединяли
видных философов, поэтов, художников, дипломатов и политиков того времени.
Характер этих объединений полностью отличался от характера официальных
философских центров, университетов и монастырских школ; здесь не читались
лекции, но велись беседы. Вилла в Кареджии, которую Козимо предоставил
платоновской Академии \ Об этом упоминает Н. Макиавелли: "Козимо был
также доброжелателем и защитником литераторов. Он пригласил во Флоренцию
известного греческого ученого Аргиропулоса, чтобы он обучал молодежь
греческому языку и другим наукам. Содержал также в своем доме Марсилио
Фичино, приверженца платоновской философии, которого весьма уважал. Чтобы
Фичино мог беспрепятственно предаваться изучению наук и чтобы с ним можно
было часто встречаться, Козимо подарил ему имение поблизости от своего
сельского владения в Кареджии" (Machiavelli N. Florentske letopisy. Praha,
1975. S. 341-342). \, становится в то время культурным центром не только
Италии, но и всей ученой Европы. Академия достигла своего наибольшего
расцвета при Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола. Видной фигурой среди
платоников XV столетия был Марсилио Фичино (1422-1495), выделяясь своей
деятельностью по переводам. Он не только перевел всего Платона на латынь, но
и познакомился с античным неоплатонизмом \ Не случайно он начал с
перевода так называемого "Corpus Hermeticum" - сборника анонимных греческих
теологическо-философских трактатов, которые создавались, вероятно,
постепенно в ходе I в. до н. э. и I в. н. э. Авторство этого сборника
приписывалось Гермесу Трисмегисту (греческое имя египетского бога Тота -
бога письма, чисел и книг). Сборник сохранился в сокращенном виде, его
тексты местами нарушены. Всего в нем изложено 18 текстов и тайных
религиозных, астрологических магических и мистических учений. Для Фичино и
его современников эти тексты были документом древней мудрости, из которых
вырастала платоновская религиозно-философская традиция. \, переводил
Плотина, Ямвлиха, Порфирия, Прокла, интересовался и христианским
неоплатонизмом, заново перевел ареопагитику.
В своих комментариях он развивал идеи неоплатонизма. Его главным
произведением является "Платоновская теология о бессмертии души", другие
трактаты имеют гораздо меньшее значение. Платонизм Фичино направлен против
томистской схоластики. Философия не служанка теологии, но ее "сестра";
философия совершенствует теологию, она является "ученой религией" \
Фичино был горячо верующим католиком, при Лоренцо Медичи он становится
духовником и отпускает грехи Платону. \; совершенство теологии зависит
от степени ее философского уровня.
К вопросу об отношениях бога и мира он подходит с пантеистических
позиций. Его пантеизм имеет мистическую направленность: бог - первопричина
иерархически построенного мира, исходная точка, содержащая в себе весь мир;
в мире он постоянно проявляется в динамических силах и при их посредстве.
Это представление, очевидно, не имеет ничего общего со средневековым
креационизмом и дуализмом.
От католической ортодоксии Фичино отклоняется и в утверждении идеи о
том, что все религиозные культы и религиозно-философские учения - проявления
общей религии (religio universalis). Христианству он придает решающее
значение, видит в нем прежде всего наивысшее "законодательство" в этическом
плане. Обоснование универсальной религии он находит в положении о том, что
идея бога является врожденной, что все происходит от единого совершенного
бытия, т. е. от бога, и поэтому должен существовать один культ, одна
религия.
К этим взглядам следует прибавить и воззрения Фичино о генезисе
религии, начиная с ее древнейших форм и до христианства, которое он считает
продолжением и совершенствованием антики. Понятие развития у Фичино
открывает возможность дальнейшего философского совершенствования религии,
включая христианство. В этом заключается антисхоластическая направленность
его идей. Те выводы платоника из Ренессанса, которые как бы предвосхитили
Реформацию, указывают также на близость гуманизма Ренессанса и Реформации.
К центральным категориям платонизма Фичино относится "душа". Она
обусловливает единство всех звеньев мировой иерархии, сообщает всем вещам и
телам движение.
Новая, гуманистическая ориентация Ренессанса наиболее заметно
проявляется в его учении о человеке, который в гармонической (а значит,
прекрасной) иерархии мира занимает первое, и высшее, место \ Искусство
Ренессанса нашло в философии платоновской Академии, и прежде всего в учении
Фичино о прекрасном, свой теоретический фундамент. \. В духе Платона и
неоплатонизма Фичино ставит перед человеком задачу - совершенствоваться и
тем самым возноситься к наивысшему сущему, к богу. Одним из самых важных
моментов этой человеческой деятельности является стремление к свободе. Так
же как и Платон, Фичино рассуждает о том, что законодатели и правители
должны хорошо знать философию, быть философами.
Наиболее выдающимся членом кружка Марсилио Фичино был Пико делла
Мирандола (1463-1495), который прославился тем, что на беседах в вилле
Кареджио выступал с критикой по общим вопросам. Его платонизм был
эклектическим. В Падуанском университете он глубоко изучил средневековые
философские и теологические традиции, проявил также интерес к падуанскому
аверроизму. Кроме того, познакомился с парижским и оксфордским номинализмом.
Изучал он и восточную философию, в частности мистику и каббалу.
В его творчестве отразились типичная жизнь и деятельность образованного
гуманиста. Он намеревался представить на римском собрании ученых всего мира
трактат ("Conclusiones philosophicae, cabalisticae et theologicae"),
содержащий 900 тезисов обо всем, что было познано. В этих тезисах он выразил
и некоторые новые философские взгляды. Однако дискуссия не состоялась,
потому что папа большинство тезисов запретил как еретические. Впоследствии
Пико преследовался инквизицией.
В его понимании мира заметен пантеизм. Мир устроен иерархически: он
состоит из ангельской, небесной и элементарной сфер. Чувственный мир возник
не из "ничего", но из высшего бестелесного начала, из "хаоса",
неупорядоченность которого "интегрирует" бог. Мир прекрасен в своей сложной
гармоничности и противоречивости. Противоречивость мира в том, что, с одной
стороны, мир находится вне бога, а с другой - его становление божественно.
Бог не существует вне природы, он в ней постоянно присутствует. Здесь речь
идет, однако, не о натуралистическом пантеизме, отождествляющем принцип
природы и бога. В понимании Пико, бог представляется скорее как завершающий
сущность мира.
Смыслом его полемики с "лженаукой", с "пророческой астрологией" было
стремление обратить внимание человека на такое проникновение в тайны
природы, которое бы было практически действенным, активизировало его и не
углублялось в общие абстракции о причинах движения небесных тел и т. д. В
его воззрениях на роль так называемой естественной магии обнаруживаются
некоторые ценные идеи. Он считал "естественную магию" наукой о практическом
познании природных сил, о возможности создания "удивительных вещей" при
использовании этих сил.
Судьбу человека определяет не сверхъестественная совокупность звезд,
судьба является следствием его естественной свободной активности. В речи "О
достоинстве человека" (1486), которую он написал для несостоявшейся
дискуссии, говорится о человеке как особом микрокосмосе, который нельзя
отождествлять ни с одним из трех "горизонтальных" миров неоплатоновской
структуры (элементарный, небесный и ангельский), так как он проникает
вертикально через все эти миры. Человек имеет исключительное право на то,
чтобы творить свою личность, свое существование собственной волей, свободным
и соответствующим выбором. Таким образом, человек отличается от остальной
природы и идет к "божественному совершенству". Человек сам творец своего
счастья, "fortunae suae ipse faber". Гуманизм Пико антропоцентричен,
человека он помещает в центр мира. Человеческая природа существенно
отличается от животной, она является более возвышенной, совершенной; человек
- это существо, которое способно стремиться к "божественному" совершенству.
Эта возможность не дана заранее, но становится, человек сам ее формирует.
Дата добавления: 2015-04-03; просмотров: 1109;