ГУМАНИЗМ В ИТАЛИИ
Духовное и культурное преобразование Западной Европы, проходящее в
различных условиях, имеет свои характерные черты и периоды. В первом, раннем
периоде, т. е. в XIV-XV вв., новая культура имеет прежде всего
"гуманистический" характер и сосредоточивается главным образом в Италии; в
XVI и в значительной мере в XVII в. она имеет главным образом
естественнонаучную направленность. Гуманизм Ренессанса в этот период
переходит в другие европейские страны.
Гуманизм (лат. humanus - человеческий) в общем смысле слова означает
стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни.
Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о
своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего
бытия. Эти рассуждения имеют всегда конкретные исторические и социальные
предпосылки, гуманизм по своей сущности всегда выражает определенные
социальные, классовые интересы.
В узком смысле слова гуманизм определяется как идейное движение,
которое сформировалось в период Ренессанса и содержанием которого является
изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и
культуры. Значение гуманистов надо рассматривать не только в связи с
развитием философского мышления, но и с исследовательской работой по
изучению старых текстов \ Итальянские гуманисты собирали произведения
древних авторов при помощи греков, которые в это время оседали в Италии.
Петрарка, например, встречался с греческим ученым-монахом Ваарламом,
византийский ученый-гуманист Хризолорас привез в Италию ряд греческих
литературных памятников. Возрастающий интерес к изучению древней литературы
поддерживали и городские патрицианские роды. В некоторых городах возникали
культурные центры, в которых были сосредоточены античные тексты и памятники.
\. Поэтому итальянский гуманизм характеризуется как литературный,
филологический. В историографии значение античного наследия иногда
односторонне абсолютизируется. Делается вывод, что понятие "гуманизм"
относится лишь к культурному и образовательному воздействию греческой и
римской культуры. Однако в таком понимании гуманизм относится только к
духовной сфере \ Примером одностороннего культурно-духовного понимания
гуманизма является идея так называемого, христианского Запада, которая
сегодня в модифицированной форме вновь появляется в концепциях католического
клерикализма. Согласно этой идее, западноевропейский (или европейский)
гуманизм покоится на двух столпах: на гуманистическом наследии античного
мира и на христианстве, которое является якобы историческим ферментом
сохранения и развития традиционных духовных гуманистических ценностей и для
современности. \, выхолащивается его практический, динамический,
воинствующий момент. Этот момент нельзя выпускать из поля зрения, он всегда
в наличии, хотя и по-разному проявляется в конкретных условиях. Относится
это и к итальянскому гуманизму, который был выражением конкретного
общественного движения представлял в этом смысле огромный исторический
прогресс, несмотря на свою историческую обусловленность и ограниченность.
Дата добавления: 2015-04-03; просмотров: 963;