НАЧАЛО ИТАЛЬЯНСКОГО ГУМАНИЗМА
Данте Алигьери (1265-1321). Ф. Энгельс характеризовал его как
колоссальную фигуру, как послед него поэта средневековья и вместе с тем
первого поэта Нового времени [3].
Свое гуманистическое мировоззрение Данте изложил прежде всего в
бессмертной "Комедии" \ Боккаччо переименовал ее в "Божественную
комедию". \, затем в трактатах "Пир" и "Монархия". Его литературное и
идейное творчество составляют единство. Элементы нового, нарождающегося
мировоззрения Ренессанса содержатся в его поэтическом творчестве.
Христианскую догматику Данте принимает как неизменную истину, однако дает
новое изложение отношения божественного и человеческого. Он не
противопоставляет эти начала, но видит их во взаимном единстве. Бога нельзя
противопоставлять творческим силам человека. Человек детерминирован двояким
способом: с одной стороны, богом, с другой - природой. К блаженству, таким
образом, ведут два пути: философское поучение, т. е. человеческий разум, и
"духовное поучение", исходящее от святого духа. Подчеркивание божественного
в человеке выступает как отклонение от средневековых традиций, за это Данте
был подвергнут критике и осуждался томистами.
Гуманизм Данте антиаскетичен, он полон веры в силы человека. Человек
сам ответствен за свое благо, решающим здесь являются его личные качества,
но ни в коем случае не богатство или унаследованное положение \ О
Дантовой "Комедии" Ф. К. Шалда написал: "Не знаю во всей мировой литературе
произведения, которое несло бы в себе больше любви к земле и к телесности,
чем песнопения Рая. Не слушайте тех, кто говорит, что Дантово произведение
аскетично или загробно. Смысл его как раз обратный. Данте, мыслит как поэт
конкретности, его божественный стих полон земных реальностей. Даже в момент
наибольшего отторжения мысли он не ощущает земное как бремя или помеху..."
(Soubor dila F. X. Saldy. Sv. 9. Praha. 1948. S. 85). \.
Данте испытал влияние латинского аверроизма, хорошо знал Сигера
Брабантского, не были ему чужды и неоплатоновские тенденции средневековья,
исходившие от Псевдо-Дионисия Ареопагита. Знакомство с учением Аверроэса о
возможностях и об активности разума приводит Данте к пониманию того, что
задачей человечества является реализация возможностей разума, прежде всего
теоретического, воплощение их в практической деятельности. Политический,
антицерковный смысл своей позиции он разрабатывает в "Монархии". Церковь
должна заниматься вопросами "вечности", земные же дела являются уделом
людей, которые стремятся к созданию общественного устройства, помогающего
реализации человеческого существования, основанного на счастье, блаженстве,
всеобщем и прочном мире. Данте принадлежал к тем идеологам, которые свой
гуманизм соединяли с теорией так называемой двойственной истины.
Концепция Данте содержит много наивных и схоластических аргументов, но
она сильна своей основополагающей идеей: все человеческое (и политика)
должно быть подчинено человеческому разуму.
Один из представителей итальянской гуманистической мысли-Марсилий из
Падуи (1278-1348) - сформулировал в своем политическом учении (трактат
"Защитник мира") республиканские идеи, предугадав события буржуазных
революций XVII-XVIII столетий.
Он пришел к выводу, что ни церковь, ни государство не имеют
божественной природы, но являются различными формами человеческой власти и
общественной организации людей. Как и Данте, он исходил из двух основных
предпосылок человеческого счастья: мира и власти монарха. Главенство
принадлежит народу, граждане имеют законодательную власть, свою волю они
выражают на собраниях голосованием. Идея о том, что народ является
источником всякой власти, отличает его концепцию от схоластической
средневековой и приближается к более поздним концепциям об общественном
договоре.
Марсилий черпает из трудов Аристотеля, но совершенно иным образом, чем
средневековые схоласты. Аристотель является для него единственным источником
рационального познания. Библию он использует лишь в качестве иллюстрации.
Хотя Марсилий был убежденным католиком, идеологом францисканского ордена,
его учение о естественной природе власти государства объективно помогало
разрушить схоластико-феодальную иерархию ценностей.
Франческо Петрарка (1304-1374) считается "первым гуманистом", его
называют "отцом гуманизма". Великий пропагандист античной культуры собирал
подлинные латинские тексты. Его собрание классических латинских текстов было
в свое время уникальным.
К античной культуре и образованию он подходил исторически, не
усматривал в них лишь прошедший золотой век и потерянный рай, но старался
наследие античности наиболее точно и понятно донести до современников.
Греции он предпочитал Рим и не сомневался, что Рим является классическим
образцом цивилизации вообще. Интересовался он и средневековыми традициями, и
Августином \ Петрарка - один из творцов новой европейской лирики, автор
знаменитых сонетов к Лауре, патриотических стихов и стихов гневных,
обращенных против папской курии. В его поэзии отчетливо звучат
гуманистические идеи Нового времени. Петрарка вместе с Данте и Боккаччо
является основателем итальянской (италоязычной) литературы. \.
Данте еще принимал "вечность" в понимании схоластов, Петрарка же ее
полностью отвергает. Его полемический трактат "О собственном незнании и
незнании, других" направлен против аверроизма, а учение о двойственной
истине существенно отличается от антиаверроистской полемики Фомы Аквинского,
которого он, впрочем, вообще в своем трактате не упоминает. Он отвергал
культ авторитета, однако при этом не отвергал Аристотеля, но высмеивал
"глупых аристотеликов", их схоластический, надуманный способ ведения споров.
Утверждал, что университеты позднего средневековья приходят в упадок, их
преподаватели лишены набожности, вредят доброму имени теологии, которое она
снискала в эпоху "отцов церкви". Подчеркиванием собственного незнания он
выражает идею независимости своего мышления от схоластической
университетской учености.
Христианство он принимает, но лишь в его несхоластической
интерпретации. Он склоняется также к идее активной самореализации человека,
его антропоцентризм выступает как противовес средневековому теоцентризму.
Интересовали Петрарку прежде всего внутренние, этические проблемы человека,
что является признаком индивидуализма эпохи Ренессанса. В философском
диалоге "Моя тайна" он вскрывает глубочайшие внутренние конфликты человека и
способы их преодоления. Творчество Петрарки отличается земным характером,
полным пониманием радостей и страстей человека \ Петрарка повлиял и на
развитие гуманизма в Чехии; в 1356 г. он посетил Прагу, известна его
переписка с Карлом IV, Арноштом из Пардубиц, Яном из Стржеды, относящаяся к
1351-1368 гг. \.
Среди тех, кто способствовал созданию новых, гуманистических традиций в
итальянской культуре, был друг Петрарки, флорентиец Джованни Боккаччо (1313-
1375), который в своем "Декамероне" высмеивал глупое и лживое духовенство,
восхвалял разум, энергию, полнокровие нового городского класса. В его
творчестве отразились типичные черты Ренессанса: земной характер, телесная
чувственность, практический утилитаризм, который он выражает живым, лишенным
аллегорий языком.
К последователям Петрарки в области анализа старых трактатов
принадлежит, между прочим, Колуччио Салутати (1331-1406), который собирал
старые тексты и снабжал их аннотациями. Он имел большое влияние на
последующих флорентийских гуманистов, например Паджио Браччиолини и Леонардо
Бруни. Салутати пробуждает интерес к изучению греческой литературы. По его
приглашению в 1397 г. во Флоренцию прибывает византийский ученый Мануэль
Хризолорас, чтобы преподавать греческий язык. Он привозит с собой греческую
литературу и первым в Европе пишет учебник греческой грамматики. Все это
имело большое значение для развития итальянского гуманизма.
К выдающимся гуманистам XV в. принадлежит и Лоренцо Валла (1407-1457),
замечательный филолог, один из основателей метода сравнительного анализа,
который он применял не только к трактатам Тита Ливия, но и к Новому завету.
Он отвергал схоластическую логику, выдвигая против нее риторизм Цицерона как
способ, помогающий человеку по-новому мыслить и дискутировать. Большую
огласку получило и его раскрытие неподлинности так называемого Дара
Константина - документа, который был известен как юридическая основа
светской власти папства. Валла опровергает его подлинность, приводя как
исторические, юридические, так и филологические аргументы. В этике Валла
близок к эпикуреизму и предпочитает его стоицизму. Он подчеркивает
естественность человека, полагает, что добродетельным является все, что
относится к жизненно важному инстинкту самосохранения, поэтому никакое
наслаждение не является безнравственным. Этика Баллы является
индивидуалистической. Большое значение имеет и то, что обновление и
оживление эпикуреизма возвращают в философское сознание эпохи забытый
античный атомизм.
Дата добавления: 2015-04-03; просмотров: 1189;