ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ПЕРВЫХ ФИЛОСОФОВ

Философское мышление начинает формироваться в античной Греции примерно

в VII-VI вв. до н. э. В обществе в это время происходят большие изменения.

Имущественное неравенство влечет за собой углубление классовой

дифференциации. Процесс формирования нового класса ускоряется, в частности,

развитием ремесел и торговли. Происходит постепенное разложение родового

общества и ограничение власти родовой знати. Рабство по сравнению с

временами Гомера приобретает новые формы. Его патриархальность уступает

место новым, более прогрессивным формам. Становящийся общественный класс,

связанный с хозяйственным развитием, захватывает политическую власть и

устанавливает тиранию. С ростом экономической и политической силы этого

класса развивается и греческая культура.

В VIII и VII вв. интенсивно осуществляется и греческая колонизация. Она

распространяется как на северо-восток (острова и малоазийское побережье),

так и на запад (в частности, на Сицилию и Южную Италию). Греческие поселения

сосредоточивают не только торговлю и ремесла, но постепенно выдвигаются и

как центры культуры и образования. Это касается, в частности, тех колоний,

которые были основаны на малоазийском побережье в VII и VI вв. до н. э.

Среди них особое место занимают Милет и Эфес, которые и становятся центрами

развития философии.

Первые признаки философского осмысления мира можно найти уже в

произведениях Гомера, хотя по своей мифологической форме они еще далеки от

рационализма, присущего греческой философии. Гомер говорит о трех

первопричинах, которые можно в определенном смысле полагать первоосновами

мира, и называет их Никс, Океанос и Тетис. Никс - это праисходное состояние,

стадия, которая предшествует чему-либо иному (используя нынешнюю

терминологию, можно сказать, что это универсальная потенция всех состоянии

мира). Океанос представляет праморе, а Тетис - определенную жизнесообщающую

силу, которая соединена с морем - водой. При этом все эти первопричины, т.

е. сущностные силы, связаны с землей

К Гомеру восходит и так называемый ранний орфический период. Речь идет

о литературных произведениях, разрабатывающих орфическую проблематику и

решающих, кроме того, теогонические проблемы \ Орфизм - религиозное

движение, восходящее к мифологическому певцу Орфею. Значительную роль в его

мифологическом понимании возникновения мира и богов играла музыка -

гармония.. Орфические воззрения, в частности понимание отношения души и тела

(тело является гробом души), отражены в греческой философии - Платон,

Пифагор. \. Из первопринципа Никс выводятся небо и земля, из них - все

остальное (Океанос здесь понимается как существенная составная часть земли).

Попытка объяснения возникновения мира содержится и в трудах Гесиода.

Согласно Гесиоду, основой всего является хаос, который понимается как

неограниченная, бесформенная масса, содержащая в себе все возможные

потенции. Из него же возникают праисходные формы бытия. С одной стороны, это

Гея (Земля) и Эрос (определенная жизненная сила). с другой - это Эребос

(тьма) и Никс (ночь) как определяющая, правящая сила. Из них потом возникают

Уран (звездное небо), Этер (Эфир), свет, и постепенно остальные божества.

Наряду с космогоническими и теогоническими взглядами находим у Гесиода

также определенную рефлексию общественной действительности- Например, его

защита аграрного мелкотоварного производства указывает на главные

противоречия эпохи и отражает углубляющуюся классовую дифференциацию

греческого общества.

К космогоническим взглядам Гесиода восходит позднейший мыслитель

Акусилай. Он вводит в систему основных принципов Гесиода новое понятие -

Метис, или Нус (разум).

Определенным завершением космогонических концепций в Древней Греции в

период, предшествующий образованию собственно философии, являются взгляды

Ферекида и Эпименида из Сира.

Согласно Ферекиду, первоосновой всего является особая жизнеспособная

материя, которую он обозначает именем Зевс. Эта первооснова существует в

пяти стадиях, следствием развития которых является возникновение богов,

космоса и земли. Взгляды на проблему возникновения богов (теогония) и

космоса (космогония), таким образом, обретают единые мифологические рамки.

Ферекид впервые пытается создать определенную "всеобъемлющую" систему,

охватывающую всю известную тогда область явлений.

С пятью стадиями развития можно встретиться и у Эпименида, старшего на

полстолетие. Согласно ему, на первой стадии существует воздух как праматерия

и ночь как безграничная тьма. Их соединение приводит к возникновению

праосновы (преисподней). Оттуда восходят Титаны, из них - яйцо, разрушение

которого приводит к рождению мира.

Все эти космогонические взгляды в принципе не вышли за рамки

мифологических построений. Однако в некоторых из них (у Гесиода, Ферекида,

Эпименида) можно найти тенденции обращения к природе. Эти "дофилософские"

воззрения были попыткой в форме мифа ответить на вопросы, что является

основным принципом мира (или космоса) и какие принципы или силы определяют

его развитие. Стремление рационально ответить на эти вопросы, найти выход из

магических и религиозных зависимостей стоит у истоков собственно греческой

философии.

 








Дата добавления: 2015-04-03; просмотров: 833;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.