ФИЛОСОФИЯ В III-X вв.

Это время характерно нестабильностью, вытекающей из разложения единого

государства, усилением влияния даосизма и буддизма. Их объединяет

сосредоточенность на проблемах субъективности, что, надо полагать, было

реакцией на отсутствие до этого времени во всех системах проблемы

человеческой индивидуальности.

Даосизм в III-Х вв. Так называемый неодаосизм (сюань сюэ) характеризует

дао как глубочайшее (сюань) непостижимое. Здесь можно различить несколько

тенденций: "исповедание небытия", "исповедание бытия" и инстинктивизм. Их

интерпретации сохранились по большей части в форме комментариев к книгам

древности - "Книге перемен", "Чжуан-цзы", "Дао дэ цзин", "Беседы и суждения"

Конфуция. Первая тенденция трактует дао как небытие (со ссылкой на Лао-цзы),

как особую нематериальную сущность, противостоящую всему сущему. В

соответствии с этим социальные и индивидуальные проблемы человека касаются

лишь повседневной жизни. Только абсолютное безучастие, недеяние помогают

человеку быть в согласии с небытием, которым и является дао. Эту тенденцию

представляют Ван Би и Хэ Янь (первая половина III в.).

Пэй Вэй (ум. в 300 г.), Го Сян и Сян Сю исходят из положения о том, что

"ничто не может быть до вещей". Все возникает естественно и развивается само

по себе, а человек должен только заботиться о позитивно понимаемом бытии. Из

этого следует, что "недеяние" (у вэй), проповедуемое Лао-цзы, не является

абсолютной бездеятельностью, оно есть выражение естественного отношения к

вещам и к миру. Также и каждый индивид должен действовать естественно, сам

по себе, без внешнего влияния и принуждения.

Гэ Хун (284-363) излагает свои взгляды в тексте "Баобу-цзы". Важным для

того времени является его отрицание обожествления мыслителей прошлого. Он

разрабатывает конфуцианское социально-этическое учение и даосистское

требование естественного отношения к миру, которые приобретают у него форму

стремления возврата к природе. Личность может вернуться к природе и при

помощи алхимии, ибо естество человека тождественно природе.

Согласно инстинктивистам, человек должен жить как "волна воды, гонимая

ветром", сосредоточиваясь на мгновенных движениях и инстинктах, без

рефлексии и не связывая себя общественными нормами.

Буддизм. Буддизм проник в Китай в I-II столетиях н. э. Получает широкое

распространение в IV в. и является единственной пришедшей извне философией и

религией, которая надолго укоренилась в Китае.

В VI в. император У-ди провозглашает буддизм даже государственным

(официальным) учением. Буддизм оставляет заметные следы в литературе,

изобразительном искусстве, а также в философии. Однако он никогда не

прерывал естественную атеистическую традицию в китайской философии.

Наибольшего влияния достигают так называемые школа пустоты и школа чань-цзун

(японский дзэн).

Согласно чаньской школе буддизма, высшую истину нельзя выразить

символами .и знаками. Озарение, нирвана (не-пань) не достигаются

упражнениями, но проявляются внезапно как внутренний опыт, раскрывающийся в

одно мгновение. Достижение такого проникновения в истину возможно тогда,

когда человек живет без цели (у синь) и без направленной деятельности (у

вэй), т.е. без каких-либо волевых проявлений. Учение чаньской школы пришло

из Индии, а сообщил ему завершенную форму Хуэй-нэн (638- 713).

Неоконфуцианство. Критика буддизма, в частности в вопросах сути и

способа- существования человека, была очень сильной. В VI в. с такой

критикой выступает, в частности, Фань Чжэнь, который в "Рассуждениях об

уничтожимости души" (Шэнь ме лунь), основываясь на тезисе "Тело является

материальной основой души, душа же есть проявление тела", выступает против

дуалистической интерпретации человека и утверждает его естественное

происхождение. С критикой буддийского дуализма начинается ренессанс

конфуцианства (Хань Юй (768-824), Ли Ао (ум. 844) и Линь Шэнь-ши (ок.

840-880)). Этот период-эпоха династии Тан (618-906) -подготовил наступление

неоконфуцианства.

Неоконфуцианство (дао сюэ, т. е. учение о дао, однако не в даосистском

смысле, а как продолжение традиции конфуцианцев) представлено прежде всего

двумя различными направлениями: 1) ли сюэ-учение о ли (порядке) как сущности

мира; 2) синь сюэ - учение о синь (мышлении) как основе мира (о котором

говорится так же, как о школе син ли). Неоконфуцианство опирается на

некоторые положения даосизма, изложенные в "Книге перемен", а также на

положения тех конфуцианцев, чьи взгляды совпадают со взглядами Ван Чуна.

Чжу Си (1130-1200) был наиболее выдающимся представителем первого

направления \ Кроме Чжу Си представителями этого направления были Сяо Юн

(1011-1077), Чжоу Дунь-и (1017-1075), Чань Цай (1020-1077). Чень-Хао

(1032-1085), Чен И (1017-1073). \. Онтологические вопросы он решает при

помощи, категорий ли и ци. Ли представляет основу сущего, оно, однако, не

возвышается над вещами как абсолютный разум. Если нечто существует, то оно

имеет ли, "это значит, что все явления и вещи имеют свои собственные способы

существования". Ци представляет материальную форму вещей. "Ли только одно,

но его проявления бесконечны. Ли является путем (дао) всех явлений, ци - это

материальная энергия, из которой состоит каждая вещь... ли еще никогда не

отделялось от ци", ибо единство мира обеспечивает единство вещей на их

собственном пути, тогда как "ли и ци присутствуют во всех вещах вместе".

Материальная энергия (ци) упорядочивается в вещах под воздействием инь и ян

участвующих в движении внутри вещей и в мире. А вследствие того что мышление

человека (синь) содержит ли, как оно присутствует и во всех других явлениях,

мир может познаваться человеком.

Лу Цзююань (1139-1192) был видным философом второго направления.

Мышление (синь) не познает мир, но мир содержится в мышлении, поэтому

человек может различать вещи и их классифицировать. Этот субъективный

 

идеализм Лу Цзююаня в дальнейшем разрабатывает Ван Янмин (1472-1528),

согласно которому мышление не может существовать вне человека, ибо ли не

проявляется вне человеческой мысли:

Существует только тот мир, который человек познает и который

управляется его мыслью. Человеческий дух в то же время является и мировым

духом (тянь-синь). Он везде сопутствует людям, и, таким образом,

самопознание мира - врожденное качество людей. Поэтому в познании человек

должен руководствоваться интуицией.

* * * * *

Неоконфуцианством мы заканчиваем краткий обзор китайской философии.

Несомненно, что оно было им пульсом также и для развития европейской

философии, где из него черпали идеи, в частности, Лейбниц и Вольф. Европа

знакомится с неоконфуцианством и со всей китайской философией в конце XVII и

в XVIII в.

 









Дата добавления: 2015-04-03; просмотров: 647;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.017 сек.