ФИЛОСОФИЯ В ЭПОХУ ДИНАСТИИ ХАНЬ

С началом династии Хань (II в. до н. э.- I- II вв. н.э.) вновь стала

оживать духовная жизнь общества. Прежде всего в этом процессе важную роль

играл даосизм. В конце II в. до н.э. на свои позиции возвращается

конфуцианство, которое значительно приспосабливается к новым общественным

условиям и становится государственной идеологией. Так, оно включает в себя

некоторые концепции как легизма (касающиеся практики общественного

управления), даосизма, так и механистического натурализма в интерпретации

мира (учение, о пяти элементах и инь и ян).

Дун Чжуншу (179-104 до н.э.) -главный обновитель конфуцианства в тех

условиях. Идеалистическое истолкование, в частности, учения о пяти элементах

и функциях инь и ян приводит его к метафизическому и религиозному объяснению

мира. Божественные небеса сознательно и целеустремленно определяют развитие

и изменение действительности, порядок (ли) мира, сообщают людям моральные

законы, а путь (дао) вещей следует за наивысшим в иерархии путем неба (тянь

дао). Дун Чжуншу дуалистически делит изначально присущее вещам имманентное

влияние инь и ян на пары, в которых господствует связь подчиненности. То же

самое он переносит на человеческое общество, в котором, согласно

классической конфуцианской схеме, действуют пять норм сыновней добродетели

(сяоти): 1) человечность (жэнь); 2) правдивость (и); 3) вежливость (ли); 4)

мудрость (цжи); 5) искренность, чистосердечность (синь). Неорганическое

соединение вещей и понятий довершается их мистической классификацией с

использованием пяти элементов, которая доводит до законченности

теологическо-мистическую философию всемирного соединения всего сущего. Дун

Чжуншу сыграл большую роль в утверждении .конфуцианства как единого

государственного учения и черпает аргументацию у авторитетов прошлого, "Кто

сомневается относительно современности, пусть исследует древность. Кто не

понимает будущего, .пусть обратит взгляд в прошлое". Он опирается на

авторитет классических книг, которые интерпретирует в духе своей метафизики.

Комментирует классические книги, написанные новым письмом. Позже, во второй

половине I столетия до н. э., когда Лю Синь переводит тексты классиков,

написанные старым письмом (до III в. до н.э.), мыслители разделились на

приверженцев школ старых и новых текстов. Школа новых текстов перенимает

мистические взгляды Дун Чжуншу, школа старых текстов этот мистицизм

радикально отвергает, требует точного филологического изложения текстов и

продолжает рационалистическое истолкование конфуцианской этики.

Хуайнань-цзы. - одно из даоистских произведений II в. до н.э.,

приписываемое Лю Аню. В нем отвергается какое-либо божественное влияние неба

и по-новому интерпретируется понятие "ци" (энергия). Ци- выражение

человеческого жизненного естества, и так как оно является материальным

принципом, то и обеспечивает человеку естественную связь с миром.

Ян Сюн (53 г. до н.э.- 18 г. н. э.) -сторонник старых текстов,

выступает против мистической интерпретации конфуцианства. С конфуцианской

социальной теорией он соединял даосистскую онтологическую интерпретацию

мира. Его ученик Хуань Тань (43 г. до н. э.- 28 г. н. э.) продолжает усилия

учителя в привлечении к социальной этике конфуцианства некоторых аспектов

онтологии даосизма. Открыто .критиковал современную ему эпоху и связанную с

ней систему Дун Чжуншу. Его взгляды близки к концепциям Ван Чуна.

Ван Чун (27-107) продолжает .линию учения Хуань Таня, которому он

отдает дань уважения в своем обширном произведении "Критические суждения"

(Лунь хэн). Критерий истины как единственный гносеологический критерий,

критика телеологических интерпретаций действительности, обожествления

природы и мистики Дун Чжуншу делают Ван Чуна самым уважаемым философом эпохи

Хань.

Необходимость прямого познания, проверка этого прямого контакта с

действительностью и "точное мышление, служащее последним доводом" являются

высшей ступенью процесса получения знаний. Опора только на чувства ведет к

 

ошибкам, разум, только он, может познавать вещи. Истина не является некоей

идеальной конструкцией, но содержится в вещах и в мире. "Следует

руководствоваться действительностью и никогда принципами человека".

Мир является соединением неба и земли, их материальной энергии (ци). Ни

в небо, ни в землю не заложен никакой телеологический принцип, или

направленность. "Вещи рождаются сами. Это и есть естественность". Весьма

древний термин "ци", который в значении "дыхание", "воздух" уже встречался в

надписях на бронзе (начало 1-го тысячелетия до н.э.), в "Книге перемен" и у

Лао-цзы, у Ван Чуна приобретает значение материальной энергии, присущей

всему сущему. Такое соединение человека с миром является "природным" и

обеспечивает познаваемость вещей, ибо "между небом и землей человек является

существом".

Согласно Ван Чуну, внутреннее движение вещей и внешняя упорядоченность

отношений в мире между вещами- возникают благодаря воздействию принципов

"инь" и "ян". Эти принципы действуют таким же образом и в обществе. Этим

подчеркивается естественность развития человека, который является частью

мира. Следует заметить, что и классическая конфуцианская схема общественных

отношений основывается на воздействии этих же принципов.

Ван Чун завершает период критических поисков и знаменует собой начало

последующего развития китайской философии в эпоху неоконфуцианства.

 








Дата добавления: 2015-04-03; просмотров: 894;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.