Что значит понять текст?

Один из древних китайских авторов Цзи Юнь писал: «...Книги читают для того, чтобы постичь высшие принципы, а высшие принципы постигают, что­бы применить их в жизни. Если же впитывают прочитанное, не вникая в суть, доходят до такой тупости, что причиняют вред другим людям».В одном из преданий, записанных мудрецами Индии, сказано: «Тот, кто усиленно стремится собирать науки и читать книги без размышления о том, то он читает, достоин того, чтобы его постигло то же, что постигло одного человека. Ученые говорят, что он проходил мимо какой-то пещеры и ему попались следы клада. Он начал рыть и напал на большое количество золота и серебра. Он подумал: «Если я возьмусь переносить это богатство, то извле­чение его и занятие переноской лишат меня того наслаждения, которое я могу от него получить. Я лучше найму людей, которые перенесут его в мое жилище; сам я буду последним и не оставлю за собой ничего, что за­нимало мою мысль переносом или какими-нибудь действиями. Таким образом, я получу избавление тела от труда за незначительную плату, которую вру­чу им.

Потом он пришел с носильщиками и стал передавать каждому из них столько, сколько тот мог снести, и говорил ему:

— Ступай с этим к моему жилищу.

Носильщик, однако, шел к своему собственному дому и обманывал его. Когда же от клада больше ничего не оставалось, он сам пошел к своему жи­лищу и не увидел там никаких денег, обнаружив, что каждый из носильщиков воспользовался унесенным для самого себя; ему же от этого досталась только забота и утомление, потому что он не подумал о конце своего дела.

Подобно этому и тот, кто читает эту книгу, не понимая ее цели, явной и тайной, не воспользуется тем, что ему выпадает на его собственную долю».

Приведенное выше высказывание взято из литературного памятника древности «Калила и Димна». Изречения и мудрости, содержащиеся в этой книге, поражают и сегодня глубиной философских обобщений различных направлений деятельности людей и общества. Как и многие другие па­мятники древности, эта книга отражает эволюционные особенности человеческого мышления, демонстрируя проявление психических законо­мерностей восприятия внешнего мира, объективно изученных современной наукой.

Проблема «понимание — непонимание» является, пожалуй, одной из цент­ральных во многих философских течениях. Естественно, что каждое учение, излагая свои постулаты, стремится сделать их доступными широким чита­тельским массам. Видимо, этим и можно объяснить то большое значение, которое придается в документах древности пониманию текстов. Стремление выделить эту проблему в отдельное направление привело к возникновению нового толкования науки герменевтики. Согласно античным мифам, одним из «прислужников богов» и вестником их воли в отношении людей был леген­дарный Гермес. От имени этого мифологического «переводчика» и проис­ходит наименование герменевтики как искусства толковать непонятное и даже искаженное, объяснять смысл чужого языка или знака.

Вот как определяет современная герменевтика процесс понимания текста. Звуки и буквы, комбинации символов и даже предложения сами по себе несущественны для понимания. С информационной точки зрения они пред­ставляют собой лишь сигналы. Мы понимаем не звуки, буквы и символы и Даже не слова и предложения сами по себе, а мысль, которую они выражают, тот смысл, который содержится в словах и предложениях языка. Таким об­разом, понимание текста связано с раскрытием его смысла или значения. Чтобы раскрыть этот смысл и, следовательно, понять текст, необходимо выпол­нить определенные действия.

Проблема понимания текста достаточно давно и плодотворно исследу­ется психологами. Что же такое понимание? Психологи называют понима­нием установление логической связи между предметами путем использо­вания имеющихся знаний. При чтении несложного текста понимание как бы сливается с восприятием — мы мгновенно вспоминаем полученные ранее знания (осознаем известное значение слов) или отбираем из имеющихся знаний нужные в данный момент и связываем их с новыми впечатлениями. Но очень часто при чтении незнакомого и трудного текста осмысление пред­мета (применение знаний и установление новых логических связей) представ­ляет собой сложный, развертывающийся во времени процесс.

Для осмысления текста в таких случаях необходимо не только быть вни­мательным при чтении, иметь знания и уметь их применять, но и владеть оп­ределенными мыслительными приемами. При необходимости запомнить текст человек вначале старается лучше понять его и применяет для этого различ­ные приемы. Чаще всего читатели используют три основных приема: выде­ление смысловых опорных пунктов, антиципацию и реципацию.

Деление текста на части, их смысловая группировка и приводят к выде­лению смысловых опорных пунктов, углубляющих понимание и облегчающих последующее запоминание материала. Психологи выяснили, что опорой по­нимания может быть все, с чем мы связываем то, что запоминается или что само «всплывает» как связанное с ним. Это могут быть какие-то второстепен­ные слова, дополнительные детали, определения и т. п. Любая ассоциация может быть в этом смысле опорой. Смысловой опорный пункт есть нечто краткое, сжатое, но в то же время служащее основой какого-то более широ­кого содержания. Понимание сводится к тому, чтобы схватить в тексте основ­ные "идеи, значимые слова, короткие фразы, которые предопределяют текст последующих страниц. Свести содержание текста к коротким и существенным логическим формулам, отметить в каждой формуле центральное по смыслу понятие, ассоциировать понятия между собой и образовать таким путем единую логическую цепь идей — вот сущность понимания текста. Прием выде­ления смысловых опорных пунктов представляет собой как бы процесс фильтрации и сжатия текста без потери основы. С помощью этого приема нами разработан дифференциальный алгоритм чтения, который будет подроб­но рассмотрен ниже.

Другой прием, используемый для дальнейшего осмысления читаемого текста, называется антиципацией или предвосхищением, т. е. смысловой до­гадкой. Что же такое антиципация? Это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития события, ус­воении результатов анализа признаков, предварительно осуществленного оперативным мышлением. Антиципация обеспечивается так называемой скры­той реакцией ожидания, настраивающей читателя на определенные сенсомоторные действия, когда по тексту для этих реакций, казалось бы, нет доста­точных оснований.

Как показали исследования, в результате специальной тренировки воз­можно развить у читателя способность мгновенно предугадывать по неопреде­ленным косвенным смысловым признакам текста «наступающие события». Неопределенный сам по себе сигнал благодаря реакции антиципации превращается в субъективно определенный, значащий признак вполне конкретной ситуации развития сюжета (темы) повествования. Квалифицированный читатель по нескольким начальным буквам угадывает слово, а по нескольким словам — фразу, по нескольким фразам — смысл целого абзаца или даже страницы. Игорь Северянин в стихотворении «Отличной от других» так опре­делил способности своей героини:

Ты способна и в сахаре выискать «соль»,

Фразу — в только намекнутом слове.

Явление антиципации возможно только в том случае, когда мышление ак­тивно работает в продуктивном режиме. При таком чтении читатель в боль­шей степени опирается на содержание текста в целом, чем на значение от­дельных слов. Главное—это осмысление идеи содержания, выявление основ­ного замысла автора текста.

Явление антиципации закономерно и в значительной степени объясня­ется избыточностью текста, составляющей, как мы уже знаем, 75%.

Таким образом, при обучении быстрому чтению способность антиципи­ровать является основным фактором формирования своеобразного чутья к фразовым стереотипам и накопления достаточного словаря текстовых штам­пов. Выявление фразовых стереотипов — одна из первых предпосылок выра­ботки автоматизма смысловой обработки текста.

Третьим приемом, который используют читатели для запоминания текста, является реципация, или мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, возникших в процессе чтения. Этот прием следует отличать от регрессий, так как мы знаем, что регрессии — механические непроизвольные повторы, которые не способствуют лучшему пониманию. Однако очень часто, прочитав какое-то положение и продолжая чтение, читатель мысленно возвра­щается к предыдущим высказываниям автора, связывая их с новыми, изуча­емыми в данный момент. Такой мысленный возврат способствует более глубо­кому пониманию изучаемого текста. Существуют специальные тексты, из­меряющие способность к антиципации, т. е. к смысловой догадке. Предла­гаем вам измерить это качество у себя.

Задание. Определение способности к антиципации. (На выполнение этого теста отводится только 2 минуты.)

Прочитайте текст, заполняя пропущенные места словами по смыслу. Вни­мание! Вы включили секундомер. Начали:

Над городом низко повисли снеговые ______. Вечером началась ______. Снег повалил

большими______. Холодный ветер выл как _______, дикий______. На конце пустынной и глухой______вдруг показалась какая-то девочка. Она медленно и______пробиралась по

_______. Она была худа и бедно______. Она продвигалась медленно

вперед, валенки хлябали и______ей идти. На ней было плохое______ с узкими рукавами, а на плечах______. Вдруг девочка______и,наклонившись, начала что-то______у себя под ногами. Наконец, она стала на______и своими посиневшими от______ручонками стала ______по сугробу.

(Правильное решение теста и оценку результатов см. в приложении 4.)

 








Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 1700;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.04 сек.