Видимость в зрелищных помещениях
Этот метод является простейшим численным методом решения задачи Коши. Рассмотрим его на примере решения обыкновенного дифференциального уравнения первого порядка (6.47) с соответствующим начальным условием (6.48).
Расчетную формулу метода Эйлера можно получить, используя разложение функции и(х) в ряд Тейлора в окрестности некоторой точки хi:
(6.49)
Если приращение h мало (то есть h<<xi), то члены ряда, начиная со слагаемого, включающего h во второй степени, могут быть отброшены как малые величины. Тогда из (6.49) в первом приближении получим:
(6.50)
Воспользуемся формулой (6.50), применив ее к единственной известной из условия задачи точке x0. Найдем в х0 производную du(x0)/dx, подставив (6.48) в (6.47):
Подставив последнее выражение в (6.50) и полагая xi = x0, получим
u (x0 + h) = u (x0) + hf (x0, u (x0, u (x0))
или, сокращая обозначения, в окончательном виде
u1 = u0 + hf (x0, u0)
Таким образом, (6.50) при известном значении функции u0 = u(x0) в начальной точке x0 позволяет найти приближенное значение u1 = u(x1) при малом смещении h от x0. На рис. 6.2 графически показан начальный шаг решения методом Эйлера.
Рис. 6.2 ‑ Метод Эйлера
Решение можно продолжить, используя найденное значение функции u1 для вычисления следующего значения - u2. Распространяя эти рассуждения на последующие точки, запишем расчетную формулу метода Эйлера в виде
ui+1 = ut + hf (xi, ui), i = 0,1,2,.... (6.51)
Из рис. 6.1 видно, что ошибка метода Эйлера на шаге связана с используемой линейной аппроксимацией u(x). Хотя тангенс угла наклона касательной к кривой точного решения в точке (x0,u0) известен и равен du(x0)/dx, он изменяется при смещении от x0 до xi. Следовательно, при сохранении начального наклона касательной на всем интервале h расчет u1 выполняется с погрешностью.
Ошибка метода Эйлера на каждом шаге имеет порядок h2, так как члены, содержащие h во второй и более высоких степенях, отбрасываются - см. (6.49) и (6.50). Уменьшая h можно снизить локальную ошибку на шаге.
Видимость в зрелищных помещениях
Видимость со всех зрительных мест происходящего на сцене, эстраде, экране или арене является важнейшей задачей при проектировании помещений и зданий массового пользования (театров, кинотеатров, стадионов и др.). В зависимости от специфики зрелищных сооружений массового пользования (театр, кинотеатр или стадион) теория и метод расчета видимости при построении зрительных мест не меняется. Однако принципы, которыми руководствуются при проектировании зрительного пространства, а также нормативы видимости для театров, кинотеатров или стадионов значительно отличаются друг от друга.
К числу факторов, от которых зависит видимость в театре (кинотеатре) или стадионе, относят: объемно-пространственную структуру интерьера сооружения и его частей (сцена и зал, арена и трибуны); условия освещенности (естественные или Искусственные), а также физиологические законы зрения. Геометрический фактор видимости включает в себя следующие элементы: удаление зрителя от наблюдаемой точки; горизонтальный и вертикальный зрительные углы, определяющие положение зрителя по отношению к наблюдаемому зрелищу и, следовательно, степень зрительного искажения наблюдаемых процессов; отсутствие преград на пути зрительного луча от наблюдаемой точки к глазу зрителя.
При расчетах видимости необходимо правильно выбрать точку наблюдения зрителей. Например, для оперных театров ее обычно принимают в центре игровой площадки на уровне пола сцены, а в драматических театрах ‑ на линии портала сцены, т. е. на уровне 0,5 м от пола; в кинотеатрах такая точка расположена на нижнем краю экрана. При проектировании кинотеатров надлежит пользоваться нормами СНиП II-73‑76. Для беспрепятственной видимости выбранной точки (объекта) необходимо обеспечить условие, при котором зрительный луч (отрезок прямой, проведенный к ней от глаза наблюдателя) должен проходить на высоте с = 0,12 м над уровнем глаза впереди сидящего зрителя для кинотеатров*, крытых спортивных сооружений с - 0,12 м, открытых с = 0,15 м; с = 0,6...0,8 м ‑ для театров и концертных залов.
При с а10,12 м (для кинотеатров), если все зрелище не проглядывается между головами, возникает загораживание зрелища. Поэтому, чтобы создать равные условия видимости из всех рядов, специалисты предлагают не постоянные, а переменные превышения с для разных рядов. В последних исследованиях рекомендуют дифференцировать конкретные величины превышений с для разных рядов по разным видам зрелищ и в зависимости от расчетных координат зрителя.
АКУСТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЫБОР ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫХ РЕШЕНИЙ ЗАЛОВ С ЕСТЕСТВЕННОЙ АКУСТИКОЙ
К залам с естественной акустикой относятся: лекционные, театральные, концертные залы многоцелевого назначения средней вместимости. Деление на залы с естественной акустикой и залы, оборудованные системой звукоусиления, условно. В настоящее время практически все большие залы оборудуют звукоусилительной установкой, но при этом сохраняются требования обеспечения оптимальных акустических условий без средств звукоусиления.
Основные акустические требования, предъявляемые к данным залам, во многом сходны и зависят главным образом от объемно-планировочных решений залов.
Для залов с естественной акустикой необходимо выполнение следующих основных требований:
· обеспечение всех зрителей достаточной звуковой энергией;
· создание диффузного звукового поля, исключающего возможность образования таких акустических дефектов, как эхо и фокусирование звука;
· обеспечение оптимального времени реверберации.
Удовлетворение данных требований достигается рациональным выбором объема, геометрической формы зала, очертания его внутренних поверхностей.
Дата добавления: 2015-04-03; просмотров: 2418;