Основы фотографического освещения
Под освещением в фотографии понимают распределение света в предметном пространстве по величине, направлению и структуре светового потока. Освещение сочетает в себе три основные функции: техническую, изобразительную и композиционную.
Зрительные ощущения при взаимодействии света с одним и тем же объектом не всегда одинаковы. Они во многом зависят от вида освещения, направления света, структуры светового потока и других факторов. От условий освещения зависит передача формы, объема, фактуры объекта, глубины пространства. Потому свет в фотографии является важнейшим изобразительным средством.
Под изобразительной функцией освещения понимают тот световой рисунок, который формируется на объекте, световое решение кадра.
Распределение световых пятен по площади кадра связано с решением композиционной задачи, с акцентированием внимания на сюжетно важных деталях.
Под технической функцией подразумевают уровень освещенности и интервал яркости объекта, который соответствовал бы техническим возможностям применяемых для съемки фотоматериалов, способствовал получению изображения надлежащей плотности. При этом учитывают мощность источника излучения, его спектральный состав и постоянство излучения.
Важную роль для получения изображения необходимой тональности играет и величина экспозиции при съемке. Оптимально подобранная экспозиция, как правило, позволяет достоверно передавать яркости объекта, воспроизводить детали в ярко освещенных и теневых участках. Композиционному построению фотографического изображения способствуют также передержки и недодержки, перепроявление и недопроявление в негативном и позитивном процессах.
В художественной фотографии используют различные изобразительные средства и элементы композиционного построения кадра. В криминалистической – лишь те, которые обеспечивают достоверность и документальность отображаемой информации.
Световое решение кадра – это распределение световой массы в предметном пространстве, использование форм светотени для передачи на снимке объемов, глубины пространства, фактуры объекта, ощущения воздушной среды.
Объект зрительно воспринимается только тогда, когда он освещен, а на его поверхности образуется светотень из-за разной освещенности отдельных участков (рис. 60).
|
Светотень – это наблюдаемое на поверхности объекта распределение освещенностей, создающих градацию яркостей. Светотеневой рисунок образуют следующие элементы светотени:
– света – ярко освещенные участки поверхности объекта;
– блики – яркие световые пятна на выпуклых или плоских участках полированных поверхностей;
– тени – неосвещенные или слабо освещенные участки поверхности предмета. Тени на неосвещенной стороне объекта являются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности – падающими;
– полутени – слабые тени, возникающие при освещении объекта несколькими источниками света;
– рефлексы – слабые световые пятна в области тени, образованные лучами света, отраженными от расположенных рядом предметов.
Виды освещения. Распределение светотени на поверхности объекта, передача формы, объема предметов, глубины пространства зависят от вида применяемого освещения. В фотографии используют различные виды освещения.
В зависимости от источника света освещение может быть естественным, искусственным и смешанным.
Естественное освещение представляет собой освещение от природного источника света – солнца. Искусственное освещение создают с помощью различных источников искусственного света в фотолабораториях и фотопавильонах. Они различаются по спектральному составу, мощности, структуре и постоянству излучаемого света.
По структуре светового потока различают направленное, рассеянное и комбинированное освещение.
Направленный свет создает на объекте резко выраженные света и тени, а нередко и блики. При направленном освещении освещены только поверхности объекта, обращенные к источнику света, а остальные участки находятся в тени. Направленный свет от одного источника вызывает чрезмерный контраст светотени, передает в изображении объемность объекта, его фактуру, но форма из-за глубоких теней выявляется не полностью.
Рассеянный свет, равномерно заполняя все участки объекта, дает мягкое по светотени изображение. Блики, тени и полутени отсутствуют, а изображение выглядит малоконтрастным и плоским. Такое освещение хорошо передает только форму предмета.
Комбинированный свет, сочетая в себе направленный и рассеянный свет, обладает существенным преимуществом перед двумя первыми. Смягчая глубокие тени, он позволяет получать полутени, способствующие передаче формы, объема и фактуры объекта.
По направлению светового потока относительно объекта выделяют фронтальное, боковое и контровое освещение.
При фронтальном освещении (рис. 61 а) источник света располагают непосредственно над фотокамерой. При портретной съемке, например, оно дает резкие тени под подбородком и на заднем плане (фоне). Такое освещение не моделирует форму лица (объекта) и оно получается на снимке более широким, с мелкими чертами.
|
|
Боковое освещение (см. рис. 61 б) резко делит лицо на освещенную и неосвещенную половины. При таком освещении лицо выглядит более узким, причем теневая его сторона кажется шире, чем освещенная; глаза освещены плохо, нос на изображении удлиняется. От выступающих частей лица (волос, носа) отбрасываются резкие тени. На границе раздела света и тени выявляется структура кожи.
Освещение под углом 45° к фронту объекта дает более приемлемую светотень. Оба глаза освещены, тени в нижней части лица (носа, подбородка) небольшие. Тень на левой щеке лица достаточно плотна и поэтому выглядит тяжелой, но она обрисовывает левую половину лица.
Контровое освещение (рис. 61 в) создает силуэтное (контурное) изображение. Световой поток образует ореол на волосах и плечах фигуры. Форма изображения позволяет безошибочно узнать предмет съемки, но ни одна деталь на нем не проработана. Обычно такое освещение используют с другим дополнительным источником, расположенным перед фотографируемым объектом.
По высоте положения источника света освещение может быть фронтальным, верхним или зенитным и контровым.
С приближением источника света к зениту горизонтально расположенные участки поверхности объекта оказываются освещенными лучше, чем вертикальные. От выступающих элементов на вертикально расположенных поверхностях образуются глубокие тени. Так, при портретной съемке подбородок отбрасывает плотную тень на грудь фигуры, а нос – на верхнюю губу. Глаза оттеняются бровями и лбом, на который, в свою очередь, падают тени от волос. Горизонтальными тенями четко выявляются скулы.
При естественном освещении в зависимости от положения солнца над линией горизонта различают сумеречное, эффектное, дневное и зенитное освещение.
При сумеречном освещении солнце ниже линии горизонта. Освещенность на поверхности земли низка. Лишь участок небосвода над горизонтом ярко освещен красными и оранжевыми лучами. Съемка производится для получения эффекта ночи.
При эффектном освещении солнце поднимается над горизонтом до 15°. Освещенность поверхности земли низка, лучше освещены вертикально расположенные участки, что дает высокий контраст светотени; в спектре источника преобладают оранжево-красные лучи.
При дневном освещении высота солнца над линией горизонта достигает 15-60°. Для съемки это освещение наиболее благоприятно. При высокой освещенности на объекте образуется оптимальный светотеневой и цветовой контраст. Примерно одинаково освещены и вертикально, и горизонтально расположенные участки поверхности, что способствует передаче объемов, глубины пространства, фактуры объекта.
При зенитном освещении солнце находится в зените (70-90°). В этом случае максимально освещены горизонтально расположенные участки объекта. Такое освещение неблагоприятно для съемки, ибо контраст светотени невысок.
Освещение является простым, если идет от одного источника света, и сложным, если идет по нескольким направлениям от двух и более источников. Каждый из них предназначен для решения определенных фотографических задач. Световые потоки источников, отличающиеся друг от друга не только по направлению, но и по интенсивности, создают на различных участках объекта неодинаковые освещенности.
При съемке в лабораториях используют следующие элементы сложного освещения: общий заполняющий, основной направленный или рисующий, выравнивающий, моделирующий, контровой и фоновой (рис. 62).
Общий заполняющий свет заполняет все предметное пространство и создает уровень освещенности, необходимый для съемки.
Основной направленный (рисующий) свет образует на сюжетно-важной части объекта основной светотеневой рисунок, способствует передаче в изображении объемов и рельефа поверхности.
Выравнивающий свет, подсвечивая теневые участки объекта, обеспечивает оптимальный светотеневой баланс на объекте, исключая потерю существенных его деталей. Источники выравнивающего света обычно устанавливают со стороны, противоположной основному направленному. Освещенность, создаваемая ими на поверхности объекта, в 1,5-2,5 раза меньше, чем от основного направленного.
Моделирующий свет подсвечивает отдельные участки объекта, позволяет выявлять особенности рельефа, выделять их на фоне окружающих.
Контровой свет, очерчивая контуры предмета, служит для выявления формы, отделяя его от фона.
Фоновой свет обеспечивает необходимый для каждого конкретного случая съемки уровень освещенности на поверхности фона, является разновидностью контрового, поскольку отразившиеся от фона лучи подсвечивают объект сзади, выявляя его контуры.
Для каждого вида освещения необходимы различные по конструкции осветительные приборы, различающиеся по структуре и мощности излучения, способности изменять диаметр и интенсивность светового пучка. Решая определенные задачи, каждый источник устанавливается и настраивается отдельно от других и только при съемке все они образуют на объекте общее комбинированное освещение.
Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 4919;