Изобразительные средства фотографии

Основные принципы построения изображения объединены системой изобразительных средств фотографии. Система изобразительных средств сложна и многообразна. Основными из них являются линейная композиция, перспектива, тональность изображения и освещение.

Линейная композиция – это геометрия кадра, его линейное построение. Она объединяет многочисленные изобразительные приемы, показывающие направление и ритм основных композиционных линий, движение в кадре, очертания предмета и формы светотени, перспективу изображения.

Начинающий фотограф не должен нажимать на спусковую кнопку фотоаппарата до тех пор, пока ясно не представит будущую картину, пока не увидит ее в видоискателе. Основное внимание следует уделить главному, которое является основой сюжета – смысловым центром снимка. Одновременно необходимо определить, где, в какой части кадра разместить этот ключевой материал, как его выделить. Решить эти задачи помогают элементы композиции: точка съемки, изобразительный акцент, кадрирование, момент съемки и композиционное равновесие снимка.

Выбор точки съемки. Один и тот же предмет можно показать на снимке с разных направлений, с различных точек съемки. Выбирая точку съемки, фотограф находит такое положение фотоаппарата по отношению к объекту, при котором он наиболее выразительно воспроизводится на снимке. Среди бесчисленного множества точек съемки выбирают одну, наиболее полно отвечающую поставленной задаче: передаче объемов, глубины пространства, характерных особенностей предмета.

Положение точки съемки в пространстве характеризуется тремя координатами: расстоянием до объекта, высотой и направлением.

Выбор расстояния до объекта съемки. Уменьшая или увеличивая расстояние до объекта, изменяют масштаб изображения. Увеличивая или уменьшая масштаб, изменяют «крупность плана».

С выбора крупности плана начинается формирование изображения в кадре, его композиционное построение. Уменьшая расстояние до объекта, постепенно переходят от общих планов к более крупным, одновременно осуществляя отбор материала – среди множества деталей выделяют те, которые интересуют фотографа, например, участок местности, где проводится следственное действие, или отдельные фрагменты его обстановки (пейзаж или какой-то его мотив); массовая сцена или часть развертывающегося перед объективом события, человек в полный рост или только его лицо.

В зависимости от расстояния до объекта различают съемку общим, средним, крупным и сверхкрупным или детальным планами. Каждый из них имеет свои изобразительные возможности и используется для решения определенных фотографических задач.

Общий план получают с удаленных точек съемки, охватывая в кадре значительные пространства и показывая объект в целом, его общий вид. Съемка общим планом применяется в разных жанрах фотографии, в том числе и в криминалистической. Показывая на снимках размещение в пространстве отдельных элементов объекта, их взаимное расположение, такие планы не в состоянии дать четкое представление об их характерных особенностях, поскольку эти детали на изображении малы.

Средний план показывает объект с более близкого расстояния, в более крупном масштабе. Приближая зрителя к месту события, фотограф заостряет его внимание на конкретном предмете или определенном моменте действия.

Крупный план получают при дальнейшем приближении точки съемки к объекту, еще более увеличивая масштаб изображения и ограничивая передаваемое в кадре пространство. Крупные планы часто используют, например, при портретной, сигналетической съемке. Очерчивая малые пространства, они дают представление лишь о верхней части фигуры, позволяя воспроизводить облик человека, его духовный мир. В то же время показ окружающей объект обстановки при съемке крупными планами в большинстве случаев исключается.

При еще большем приближении точки съемки в кадре остается лишь отдельный элемент объекта (деталь), на котором концентрируется внимание. Такие планы являются сверхкрупными или детальными. При съемке детали объекта выбирают и размещают в кадре таким образом, чтобы их изображение на снимке давало правильное представление о целом.

Между перечисленными планами нет точных, четко обозначенных границ. Расстояние до объекта и, соответственно, крупность плана зависят от жанра съемки и ее задач, размеров объекта и его деталей. Так, в криминалистической фотографии съемка общим планом дает общее представление о размещении места совершения преступления в пространстве; средним – о взаимном расположении его элементов; крупным – об отдельных узловых элементах совершенного события, отобразившихся в обстановке; а сверхкрупными фотографируют отдельные следы, предметы-вещественные доказательства.

В фотографии примеряют и такой изобразительный принцип построения изображения, как сочетание в кадре планов различной крупности. Например, человек, центральный объект изображения, находящийся вблизи фотокамеры и передаваемый крупным планом, и место его действия: цех предприятия, участок местности или участок места совершения преступления, передаваемого общим планом. Такое построение кадра дает дополнительные возможности показать действующее лицо во взаимосвязи с окружающей обстановкой.

Высота положения точки съемки. От высоты положения точки съемки зависит привычное для наблюдателя восприятие перспективы на снимке, глубины пространства, формы предметов. При фотографировании используются нормальные (с высоты человеческого роста), нижние и верхние точки съемки.

Нормальные по высоте точки съемки дают привычное для человека представление о перспективном рисунке предмета, его форме, объеме, положении линии горизонта. С изменением высоты точки съемки смещается положение линии горизонта в кадре относительно центра. Она может быть ниже или выше его. При съемке с нижней точки уменьшается и площадь, охватываемая снимком, изменяется и привычное соотношение предметов переднего и заднего планов. Даже невысокие предметы на переднем плане снимка оказываются одинаковыми по высоте с масштабными сооружениями заднего плана и проецируются на фон неба. При использовании верхних точек съемки предметы проецируются на фон земли, а на изображении теряется ощущение их высоты. Верхние точки способствуют передаче на снимке глубины пространства, взаимного расположения элементов на обширных площадях.

Нижние и верхние точки съемки, достаточно удаленные от объекта, ничего необычного в перспективный рисунок кадра не вносят. С приближением к объекту они дают особый перспективный рисунок – ракурс. Ракурс (укороченный, сокращенный) – это перспектива, возникающая из-за резкого различия в масштабах между нижней и верхней частями объекта, если первые находятся недалеко от точки съемки, а вторые удалены от нее на вдвое – втрое превышающее расстояние.

Нижний ракурс подчеркивает высоту сооружения, усиливает впечатление об его монументальности. Использование при съемке верхнего ракурса приводит к противоположному эффекту. На зрителя такие изображения производят особое впечатление: законы зрительного восприятия и жизненный опыт подсказывают, что такого быть не может, но установить истинные размеры предмета по таким снимкам не всегда возможно. Поэтому ракурсная съемка хотя и содержит в себе большие выразительные возможности, но применяется только в художественной фотографии.

В криминалистической фотографии используются только нормальные по высоте и верхние точки съемки, дающие правильное представление о перспективном рисунке получаемого изображения.

Выбор направления съемки – это установка фотоаппарата по отношению к объекту в центральной позиции или со смещением его от центра вправо или влево.

Направление съемки, перпендикулярное фронту объекта, дает фронтальную композицию, а точка съемки называется фронтальной. Занимая фронтальное по отношению к фотокамере положение, предметы видны только одной своей стороной, например, фасад здания на рис. 57. При фронтальной композиции отсутствуют линии, стремящиеся сойтись у боковых сторон кадра. При нормальной по высоте точке съемки на изображении теряется глубина пространства, и оно выглядит плоским и статичным. Такой композиционный прием не выделяет на снимке среди элементов изображения одного – главного, не акцентирует внимание зрителя ни на одной из частей композиции. В этом случае съемка дает лишь общее представление о предмете.

При смещении точки съемки вправо или влево на изображении появляется другая сторона предмета – композиция становится диагональной (см. рис. 58), а точка съемки называется точкой съемки под углом. В кадре появляются линии, очерчивающие объемные формы предметов, и линии, уходящие от переднего плана в глубину и создающие впечатление пространственности изображения. Чем дальше отстоит точка съемки от фронтальной позиции, тем больше эффект глубины пространства. Рисунок в кадре приобретает направленность и динамичность. При дальнейшем смещении точки съемки до 90° композиция изображения вновь становится фронтальной, а точка съемки – боковой.

Кадрирование – элемент композиции, позволяющий устанавливать определенные границы кадра, уточнять их, акцентировать внимание зрителя на главном, исключать из сферы его внимания случайные, несущественные элементы объекта или сюжета.

Границы кадра определяют пропорции фотографируемого объекта. Протяженные по горизонтали сюжеты или предметы относительно небольшой высоты снимаются при горизонтальном положении кадра. Вертикальное положение кадра применяют при съемке крупных планов, особенно если объектом съемки является человек.

Кадрирование в основном осуществляется в процессе съемки. Дополнительно кадрировать изображение можно при печати и обрезке снимков. Формат снимка может быть самым различным, но всегда представляет правильный прямоугольник или квадрат.

Изобразительный акцент – это выделение в кадре главного, сюжетно-важного в изображении. Основными его элементами являются:

– размещение главного в центре кадра;

– укрупнение главного при съемке с близких расстояний;

– размещение главного на переднем плане при многоплановой композиции;

– выделение главного светом (световой акцент);

– наведение на резкость по главному и выведение второстепенного за пределы резкости;

– тональное различие главного и второстепенного – контраст тонов способствует выделению главного, например, темный предмет на светлом фоне.

Композиционное равновесие снимка – это правильно выбранное соотношение правой и левой, верхней и нижней частей снимка, дающих ощущение устойчивости или неустойчивости рисунка на снимке.

Сюжетно важный материал и остальные элементы изображения размещают в кадре таким образом, чтобы ни одна из частей картины не казалась перегруженной или пустой, а гармонично сочеталась с другими. При формировании изображения на снимке используют: центральное размещение в кадре главного объекта; композиции с симметрично расположенными объектами; уравновешенные и неуравновешенные композиции.

Момент съемки. Данный изобразительный прием характерен для съемки движущихся объектов. От момента съемки зависит динамичность получаемого изображения. Обычно он должен совпадать с наиболее типичной и выразительной фазой движения объекта.

При съемке можно использовать прием перемещения фотоаппарата параллельно направлению движения объекта. В этом случае впечатление движения усиливает нерезкий смазанный фон, а более резкое изображение, например, спортсмена, становится зрительным центром.

Момент съемки необходимо улавливать и при фотографировании статичных объектов, чтобы получить о них благоприятное впечатление за счет оптимального распределения света и тени. Так, для съемки горного пейзажа наиболее благоприятно время, когда источник света находится сбоку, подчеркивая форму гор, а атмосферная дымка создает впечатление глубины пространства (см. рис. 59 а). Если источник расположен позади фотокамеры, изображение становится плоским (б); если он занял положение перед ней, то изображение будет очень контрастным и без деталей, отображая только силуэт горной гряды (в). В дневное время, когда солнце высоко над линией горизонта, получают хорошо детализированное изображение, но без достаточной глубины пространства (г).

Рис. 59. Выбор момента съемки для статичного объекта: а – источник света справа от фотокамеры; б – источник света за фотокамерой; в – источник света перед фотокамерой (за объектом); г – источник света над фотокамерой  


Перспектива изображения. Объекты съемки чаще всего состоят из множества элементов, находящихся на различных расстояниях от фотоаппарата. Восприятие человеком глубины пространства связано с законами перспективы. По законам перспективы строится и изображение в фотокамере. На плоских снимках для создания иллюзии глубины пространства используют закономерности линейной и тональной (воздушной) перспективы. В первом случае изменяют пространственные параметры отображаемых предметов, получая при этом достаточно четкие и резкие изображения. Во втором – используют поглощение и рассеивание света, проходящего большие по толщине воздушные массы и дающего своеобразное нечеткое изображение задних планов.

Линейную перспективу характеризуют следующие закономерности:

– одинаковые по размерам предметы кажутся тем меньше, чем дальше они находятся от наблюдателя;

– параллельные линии, направленные от переднего плана вдаль, стремятся сойтись в одной точке пространства.

Поэтому для образования энергичного перспективного рисунка необходимы точки съемки, которые бы подчеркивали на снимке различия в масштабах между предметами, расположенными на различных расстояниях от фотокамеры. Чем меньше расстояние до объекта, тем большими будут детали на переднем плане по сравнению с их величиной на заднем.

Неодинакова передача перспективы при съемке объективами с разными фокусными расстояниями. Короткофокусные – сильно изменяют перспективу за счет различия в масштабах переднего и заднего планов; при съемке длиннофокусными, наоборот, различие в масштабах почти не наблюдается. Нормальную перспективу дают объективы с нормальным углом зрения.

Тональную (воздушную) перспективу характеризуют следующие закономерности:

– четкость очертания предметов по мере удаления от наблюдателя теряется;

– дали кажутся более светлыми, чем близко расположенные предметы, контраст светотени в глубине теряется;

– по мере удаления предметов от наблюдателя уменьшается насыщенность цветов (цвета разбеливаются);

– чем толще воздушный слой, тем менее четко виден предмет;

– чем ярче освещен воздушный слой, тем светлее кажутся дали;

– предметы кажутся более удаленными, если их контуры становятся более размытыми, а цвета менее насыщенными, т. е. если они менее четко различаются.

Тональное решение снимка определяется светлотой доминирующего тона, соотношением на картине светлого и темного, градацией и контрастом тонов.

Тональность получаемого на снимке изображения связана с характером освещения, яркостью и цветом объекта. Если на снимках преобладают светлые тона и контраст тонов невысок, получают изображения светлой тональности. Преобладание на снимке темных тонов с высоким контрастом дает изображения темной тональности. Существенным недостатком при построении изображения является тональная несобранность и пестрота снимка.








Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 10390;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.018 сек.