Особенности методики. В технологии «Экология и диалектика» ведущей является неметодическая, а содержательная сторона.
В технологии «Экология и диалектика» ведущей является неметодическая, а содержательная сторона.
Однако ЗУН являются нецелью, а средством развития. Важнейший метод -проблемный. Развитие личности ребенка включает 3 этапа:
1) развитие ЗУН и СУД посредством игры - начальная школа;
2) развитие поисковых функций интеллекта, овладение формальной и диалогической логикой посредством проблемного обучения - V-IX классы;
3) развитие основных фаз творческого процесса - Х-XI классы. Используется модель холистического обучения:
- гармоническое обучение, обращенное к ученику в целом;
- восприятие всеми органами чувств, работа слевым и правым полушариями мозга (пример: рисование абстрактных понятий - ток, звук),драматизация, визуализация (в воображении),эмоциональность, синектика - установление связей,латеральное мышление (юмор, инсайт, творчество).
Позиция ученика:
- ориентация на личностное восприятие всего окружающего: не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь;
- личная ответственность за последствия своей деятельности для других людей и для природы;
- сопричастность: этого достигли люди, значит, это доступно и мне;
- глобальное восприятие: это нужно всем, значит, и мне;
- ориентация на консенсус: признание за другими права иметь свою точку зрения;
- от ученика не требуется запоминание всего. Позиция учителя:
- не является пассивным исполнителем некоторой программы, а представляет творческую личность, которую отличают: эрудиция, любовь к ребенку, психологическая грамотность, раскованность, экологическое мышление.
Диалог культур
Библер Владимир Соломонович - ученый-философ Российского гуманитарного университета, г. Москва.
Курганов Сергей Юрьевич - учитель-экспериментатор, г. Курган.
Проблема диалога в обучении и воспитании не является новой, однако в ряде технологий она сводится к проблеме общения, актуализации смыслообразующей, рефлексивной и других функций личности. В технологии «Диалог культур» сам диалог предстает не только как средство обучения, а как сущностная характеристика технологии, определяющая и ее цель, и содержание.
В основу технологии «Диалога культур» положены идеи М. М. Бахтина «о культуре как диалоге», идеи «внутренней речи» Л. С. Выготского и положения «философской логики культуры» В. С. Библера.
Диалог как двусторонняя информационная смысловая связь является важнейшей составляющей процесса обучения. Можно выделить внутриличностный диалог (противоречие сознания и эмоций), диалог как речевое общение людей (коммуникативная технология) и диалог культурных смыслов, на котором и строится технология диалога культур.
Дата добавления: 2015-04-03; просмотров: 660;