Концептуальные идеи
• Диалог, диалогичность есть неотъемлемый компонент внутреннего содержания личности.
• Многоголосье мира («карнавал мироощущения» по Бахтину) существует в индивидуальном сознании в форме внутреннего диалога.
• Диалог есть позитивное содержание свободы личности, так как он отражает полифонический слух по отношению к окружающему миру.
• Диалог не есть проявление противоречий, а сосуществование и взаимодействие никогда не сводимых в единое целое сознаний.
• Современное мышление строится по схематизму культуры, когда «высшие» достижения человеческого мышления, сознания, бытия вступают в диалогическое общение с предыдущими формами культуры (Античности, Средних веков, Нового времени).
В технологии «Диалога культур» диалог выступает в двух функциях:
1. Форма организации обучения.
2. Принцип организации самого содержания науки:
а) диалог - определение самой сути и смысла усваиваемых и творчески формируемых понятий;
б) диалог культур в контексте современной культуры развертывается вокруг основных, вопросов бытия, основных точек удивления;
в) диалог в сознании ученика (и учителя) голосов поэта (художника) и теоретика, как основа реального развития творческого (гуманитарного) мышления. Особенности организации содержания (по В. С. Библеру)
1. Проецирование на весь процесс обучения особенностей культуры и мышления эпох:
• античное мышление - эйдетическое (образное);
• средневековое - причащающее мышление (часть мыслится как принадлежное к демиургу);
• новое время - рационалистическое мышление, разум - все;
• современная эпоха - релятивизм, отсутствие единой картины мира; характерно возвращение мышления к исходным началам.
2. Обучение строится на сквозном диалоге двух основных сфер учебного процесса: речевой стихии (и форм организации) русской речи (1) и исторической последовательности основных форм европейской (в основном) культуры (2).
3. Последовательность классов отвечает последовательности основных исторических культур, сменявших друг друга в европейской истории - античной, средневековой, нововременной - как эти культуры воспроизводятся в проблемах современной культуры XX века.
1-11 классы: Точки удивления - это «узелки» понимания, которые станут основными предметами освоения, разноречия, диалогов в последующих классах. Примеры: загадка слова; загадка числа; загадка явлений природы; загадка момента истории; загадка сознания; загадка предметного орудия.
III-IV: Античная культура.
V-VI: Культура Средневековья.
VII-VIII: Культура Нового Времени, Возрождения.
IX-X: Культура современности.
XI: Класс специально диалогический.
4. Обучение в каждом учебном цикле строится на основе внутреннего диалога, завязанного вокруг основных «точек удивления» - исходныхзагадок бытия и мышления, сосредоточенных уже в начальных классах (1-2-й классы) нашей школы.
5. Обучение строится не на основе учебника, но на основе коренных, реальных текстов данной культуры и текстов, воспроизводящих мысли основных Собеседников этой культуры. Итоги, результаты работы ученика, его общения с людьми других культур (возрастов) реализуются в каждом учебном цикле также в форме авторских ученических текстов-произведений, созданных во внутреннем диалоге («амбивалентности») этой культуры и в межкультурном диалоге.
6. Автор программ для каждого класса - педагог. Каждый автор-педагог вместе с ребятами каждого нового первого класса обнаруживает некую сквозную «проблему-воронку», могущую стать - именно в данном случае - основой десятилетней программы обучения. Такая воронка, такое особенное средоточие удивлений -уникальное, неповторимое, непредсказуемое для каждой малой группы нового поколения, - постепенно втягивает в себя все проблемы, предметы, возрасты, культуры - в их целостном диалогическом сопряжении.
И это, завершающее школу состояниекануна деятельности, целостной точки удивления должно - по замыслу - сохраняться и углубляться в течение всей человеческой жизни.
Дата добавления: 2015-04-03; просмотров: 576;