Концептуальные основы моделирования пространства развития основ физической культуры детей дошкольного возраста.
Глава 3. Пространство развития основ физической культуры ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Концептуальные основы моделирования пространства развития основ физической культуры детей дошкольного возраста.
Возвращение образования к гуманистическим ценностям обуславливают необходимость переосмысление целей, содержания, технологий развития физической культуры детей дошкольного возраста в контексте культуросообразной парадигмы образования, где приоритетными ценностями являются человек, его ценностные ориентации и сознательное самосозидание своего духа и тела. В науке сложились различные подходы в изучении культуры – предметный, определяющий культуру как систему ценностей и представлений о мире (Э.Гидденс, Н.Смелзер и др.); социологический, раскрывающий социетальные связи и закономерности ее функционирования (П.А.Сорокина, Т.Парсонс и др.); функциональный, раскрывающий многообразие потребностей человека в сфере культуры (Т.И.Заславская, Ю.М.Лотман, Б.Малиновский и др.); аксиологический, утверждающий модус культурного смыслополагания и ценностей бытия (В.И.Дадонов, М.С.Каган, Н.О.Лосский и др.). Перечень подходов к изучению культуры можно продлить, но для нашего исследования принципиально важными являются положение о культуре как основном средстве развития гуманистической сущности человека (Л.С.Выготский, Е.В.Бондаревская, Т.И.Власова, М.С.Каган, А.В.Петровский, Р.М.Чумичева и др.). Авторы работ едины во мнении в том, что интеграция культуры, образования и ценностные ориентации личности создают совершенно иное пространство жизни человека, где субъект выступает носителем культуры, а культура создает единую материальную и духовную среду. Е.В.Бондаревская называет культурологическим образование, которое обращено к человеку и сориентировано на культуру и личностные смыслы. Результатом такого образования является становление целостной и целеустремлённой личности, человека готового к свободному гуманистически ориентированному выбору и индивидуальному интеллектуальному усилию. Мы понимаем, что физическое развитие ребенка невозможно без волевых усилий и ориентации на идеал физически развитого красивого человека. Эти ценности необходимо районировать не только в содержание дошкольного образования, но и в сознание ребенка. Е.В.Бондаревская отмечает, что культура является средоточием высших духовных ценностей, а «человек обретает свою духовную сущность, становится частью человечества» (61,С.10), постигает свое «я» в неразрывном единстве с миром, т.е. внутреннюю целостность и внешнюю гармонию, понимая и творя культуру, «культурная сущность человека является системообразующим компонентом его целостности» (там же, С.10). Этим определяется и глобальная цель современного образования - человек культуры - свободная, духовная, гуманная, творческая личность, способная к самоопределению в мире культуры. Человек культуры наделен способностью к культурной идентификации, «т.е. осознанию своей принадлежности к определенной культуре, интернализации ее ценностей, выбору и осуществлению культуросообразного образа жизни, поведения, самодетерминации в горизонте Большого и Малого времени культуры (М.Бахтин)» (там же,с.18). Культура - единое основание образования, это среда, “растящая и питающая” личность. Она сама по себе «целостное явление, которое делает людей из простого населения нацией», обеспечивающее целостность личности. Это методологическое положение определило не только направление нашего исследования, но и выступило одним из ведущих принципов в построении модели пространства развития основ физической культуры детей дошкольного возраста.
Культуросообразность образования означает соответствие разнообразной палитре культуры, способствует культурной идентификации ребенка, обеспечивает систему культурных функций, способствует раскрытию личностной культуры каждого ребенка (Н.Б.Крылова). В рамках этой идеи мы рассматриваем функции культуры, обуславливающие содержание развития основ физической культуры ребенка, а понятие «физическая культура» как личностную ценность ребенка.
По утверждению А.Я.Данилюка, образование – это «микрокосм культуры», что позволяет нам в проектируемой модели представить многообразие культур народов, проживающих на Северном Кавказе, в виде подвижных игр, районирующих в пространство дошкольного учреждение общность и различие ценностей народа, к которому принадлежит ребенок. В соответствии с принципом культуросообразности, мы рассматриваем образовательное пространство дошкольного учреждения как педагогически проектируемый образ физической культуры. Он предполагает, прежде всего, воспроизведение в образовательном пространстве дошкольного учреждения национальной культуры в её историческом развитии от древнейших времён до наших дней как диалог русской и национальной культуры народов Южного региона. Национальные традиции физического воспитания вписываются в контекст русской и других культур. В свою очередь, физическая культура народов России выступает как субъект диалога в пространстве мировой культуры. Культуросообразное образование предполагает создание пространства развития основ физической культуры ребенка как субъекта культуротворческой деятельности, обеспечивающей культурную идентификацию и постижение смысла ценностей культуры здоровья, телосложения и двигательной культуры.
Данный принцип предполагает рассмотрение физического образования как процесса развития физической культуры дошкольников, основным содержанием которого являются ценности общечеловеческой и национальной физической культуры, а также включение детей дошкольного возраста в культуротворчество и создание в дошкольном образовательном учреждении среды обеспечивающей развитие детей как субъектов физической культуры. Культуросообразные концепции на современном этапе развития образования являются наиболее эффективными в воспитании здорового подрастающего поколения в силу их гуманного характера и ценностной ориентации. В этом процессе возникает проблема становления концепций физического образования в многонациональных регионах, основанных на сохранении культурных и национальных традиций в организации здорового образа жизни и здоровья, интеграция этих ценностей в общечеловеческие, российские будет способствовать сохранению народного генофонда. Физическое образование в контексте культуры связано с освоением феномена физической культуры, с выделением здоровья и здорового образа жизни как доминирующих идей и ценностей человечества. Стратегия выживания связана с развитием у подрастающего поколения физической культуры как относительно самостоятельной области общей культуры человека.
Культуросообразная парадигма образования высвечивает аксиологический подход как органически присущий гуманистической педагогике, где человек рассматривается ею как высшая ценность общества. Ценности представляют собой особый, человеческий тип значимости предметов и явлений. Ценности – это не только предметы, явления и их свойства, необходимые людям в определенный период, но также идеи и побуждения, принимаемые в качестве нормы, идеала. Основные ценности остаются постоянными в течение истории человечества: жизнь, здоровье, красота, любовь и др. Общечеловеческие ценности взаимодействуют с ценностями национально-историческими. А.Н.Вырщиков, К.М.Никонов, подчёркивая значение создания новой системы ценностей, обращают внимание на то, что она должна соответствовать национальным и геополитическим реалиям российского общества и государства.
В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванов подчеркивают значимость построения образовательного процесса как определённой совокупности идеалов, ценностей. Авторы полагают, что общечеловеческие ценности могут стать системообразующим фактором образовательной системы. Они выделяют следующие общечеловеческие ценности: человек как абсолютная ценность, высшая субстанция, мера всех вещей; семья начальная структурная единица общества, первый коллектив ребёнка и естественная среда развития, где закладываются основы будущей личности; труд – основа человеческого бытия, «вечное естественное условие человеческой жизни»; знания – результат разнообразного и творческого труда; культура – великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека; отечество – единственная уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков; земля – общий дом человечества, вступающего в новую цивилизацию 21 века; мир – покой и согласие между людьми, народами и государствами – главное условие существования Земли, человеческой цивилизации.
В нашем исследовании при разработке модели пространства развития основ физической культуры детей дошкольного возраста аксиологический принцип позволил определить ценностный потенциал физической культуры детей дошкольного возраста и ценности содержания физического образования: физическое тело – социальное свойство личности; движение как культурный знак; здоровье как главная жизненная ценность; здоровый образ жизни как характеристика культурного человека и др. Постижение ценностей изменяет не только сознание ребенка, его образ жизни, но и обуславливает культурную идентификацию и характер отношений в поликультурном пространстве посредством движений как культурного знака жизни. Приобщение ребенка к ценностям физической культуры совместно с взрослым происходит в активной деятельности, которая направлена на построение модели здорового образа жизни. Развитие ценностно-смысловой сферы дошкольников обуславливается в пространстве дошкольного учреждения, если оно представляет собой целостную модель, заполненную социальными (правила, способы познания, взаимодействия и т.п.) и культурными (знаки, символы, действия и т.п.) кодами. Ребенок, реализуя себя в двигательной деятельности, осваивает нормы и правила здорового образа жизни, а рефлексируя их, приобретает «самость», физический «образ-Я» - здорового ребёнка. Именно аксиологический принцип, благодаря насыщению образовательного пространства ценностями, обеспечил, с одной стороны, целостность данному пространству, а с другой – воссоздал мир детства с собственными ценностями, определившими его субкультуру.
Понимая необходимость создания пространства развития основ физической культуры детей, адекватного дошкольному возрасту, мы определили доминирующие характеристики этого периода: непосредственность, любознательность, высокая потребность в движении и общении, способность в самовыражении и самоутверждении и т.п.; а также своеобразные виды деятельности как условие развития и саморазвития ребенка: игра, словотворчество, изобразительная деятельность, сказка, двигательная деятельность и т.п. (Е.В.Бондаревская, Л.И.Божович, Л.С.Выготский Т.В.Кудрявцев, Л.В.Компанцева, И.Э.Куликовская, М.И.Лисина, С.В.Петерина, Н.Н.Поддъяков, Э.Я.Степаненкова, Р.М.Чумичева, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин и др.). Ребенок интенсивно развивается в период детства, представляющего собой сложное социокультурное явление, имеющее историческое происхождение и природу. Осознание детства как особого периода связано с исследованиями Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина, в которых с позиций культурно-исторического подхода рассматривается психология детского развития. В последние полвека данная проблема нашла своё отражение в работах по истории, этнографии и экологии детства (Ф.Приес, М.Мид, И.С.Кон и др.). Исходя из понимания детства как культурного феномена, где воспроизводятся ценности культуры и создаются собственные ценности, определяющие его новую субкультуру, мы определили принцип детствосбережения, обуславливающий сохранение позитивного потенциала ребенка и периода его развития. Данный принцип обусловил необходимость бережного отношения к физическим возможностям ребенка, к тщательному отбору средств развития детей и создания модели пространства развития основ физической культуры ребенка как пространства детской субкультуры. В данном пространстве ребенок рассматривается не только как высшая ценность образовательного процесса, но и субъект, создающий свой физический образ здорового человека, а педагог - занимает по отношению к нему оберегающую и сохраняющую позицию. Основной целью их деятельности выступает физическое развитие ребенка и укрепление, сохранение его здоровья. При реализации данной цели учитываются возрастные особенности роста и развития организма, состояния его здоровья. Это проявляется в организации режима дня дошкольника, в подборе средств, форм и методов физического воспитания. Принцип детствосбережения определяет подбор оптимальной двигательной нагрузки, подбора, сочетания и чередования разнообразных видов двигательной деятельности, то есть построение взрослым жизнедеятельности ребенка, которая эффективно влияет на его развитие и состояние здоровья. В образовательном пространстве дошкольного учреждения жизнедеятельность ребенка и педагога организуется как совместная двигательная деятельность, обеспечивающая ситуацию взаимодействия и самосозидания физического образа здорового ребенка. Она обеспечивает становление двигательного опыта ребенка, который принципиально отличается от двигательного опыта взрослого человека такими характеристикам, как конкретность проявления, образная выразительность, мобильность, изменчивость, эмоциональная насыщенность, словесное сопровождение и др. Именно они определяют двигательную субкультуру ребенка, сохранение которой является для педагога обязательным. В противном случае, «овзросление» двигательного опыта ребенка приводит к возникновению не реальной жизненной ситуации для ребенка, к появлению эмоциональных, социальных и двигательных комплексов, к негативным реакциям на педагогическое действие и, в конечном счете, может привести к ухудшению состояния здоровья детей.
Основываясь на принципе воссоздания мира детства, при проектировании пространства физической культуры мы рассматриваем подвижную игру как определяющую субкультуру детства и выступающую основным средством развития физической культуры ребенка. Как феномен физической культуры подвижная игра определяется как произвольная деятельность, отражающая в условно-обобщенной форме отношение человека к миру, людям, самому себе, имеющая цель самовыражение индивида по средствам движений и формирования у него двигательного опыта, направленного на самосохранение. Подвижная игра в образовательном пространстве дошкольного учреждения представляет собой физическую, социальную и культурную модель мира, наполненную ценностными смыслами движений, определяющих жизнь человека, ее качества и пути обеспечения и сохранения здоровья человека. В ней варьируются и комбинируются различные ситуации взаимодействий, проектируются различные виды движений и перемещений в пространстве, возникают различной степени и глубины эмоциональные переживания и состояния, раскодируются социальные и культурные коды, знаки и символы, обуславливающие культурную идентификацию ребенка, развивается образ здорового человека и формируется двигательный опыт ребенка. В подвижной игре источником развития органичным детской субкультуре и ребенку дошкольного возраста выступает его активное самостоятельное движение, обусловленное потребностью познавать, изменять, трансформировать, творчески преобразовывать пространство жизни и свой собственный физический образ.
Именно в этом движении в детском пространстве жизни закладываются основы здоровья и здорового образа жизни ребенка, который определяет позицию педагога в проектировании образовательного пространства и обозначении педагогической цели – развитие личности как ценностно-смысловой доминанты образования. Исходя из этого, мы выделили принцип антропоцентризма, обусловивший подходы проектированию нового образовательного феномена – пространство развития основ физической культуры. Данный принцип выдвигает перед педагогом особую задачу –создание культуросообразного здоровьетворящего пространства, способствующего познанию организма, тела и его движений, способов сохранения здоровья, осознание его ценностей в жизни человека.
Принцип антропоцентризма при моделировании пространства развития основ физической культуры дошкольника обусловливает центральное положение ребёнка в образовательном пространстве дошкольного учреждения, его новую роль как субъекта саморазвития, рассмотрение ребёнка эпицентром и высшей ценностью образовательного процесса. Физическая культура в образовательном пространстве дошкольного учреждения, понимаемая нами как феномен культуры и здоровьесохранения, воссоздается средствами игры, характером взаимодействия детей и взрослых, социальными и культурными кодами, районированными в пространство, содержание, средства. Социальные и культурные коды, определяющие место и позиции взрослого и ребенка в подвижной игре, обуславливают ритм движений, характер взаимодействий, способы самовыражения и самосозидания собственного здоровья и др. Познание, осмысление и преобразование социальных и культурных кодов детьми и взрослыми в определенном ритме движений, воссозданных в подвижной игре, в танцах, упражнениях, позволяет обеспечить сохранение, с одной стороны, детской субкультуры, а с другой – спроектировать путь вхождения ребенка во взрослую культуру, благодаря культурной идентификации в созданном пространстве. В образовательном пространстве, наполненном ценностями физической культуры, происходит становление неповторимого личностного образа.
Относительно дошкольного образования приоритетной целью его является сохранение и поддержание здоровья ребенка как ценности личности, определяющей успех его жизнедеятельности, обучения, развития нравственной, социально – эмоциональной и интеллектуальной сфер. Здоровье рассматривается в нашем исследовании как целостный, многомерный феномен, что обуславливает необходимость определения принципа целостности в проектировании модели пространства развития основ физической культуры детей дошкольного возраста. Принцип целостности позволяет осознатьцелостность человека как части живой природы, как космопланетарного феномена (Б.Г.Ананьев, Е.В.Давидович, Ю.Г.Волков, В.М.Межуев, В.С.Мерлин, В.С.Поликарпов, А.Е.Чекалов и др.). Человек является продуктом собственной материальной и духовной деятельности и выступает как совокупность различных социальных качеств. В понимании человека как целостности (в его соматопсихологическом и социокультурном единстве), главным является установление соотношения биологического и социального, телесного и духовного в человеке (В.К.Бальсевич, И.М.Быховская, Н.Н.Визитей, Л.И.Лубышева, Н.И.Пономарёв и др.). С одной стороны, человек выступает как продукт развития биологической эволюции, как часть живой природы. С другой стороны - он субъект социальной жизни, активно создающий материальные и духовные ценности. Реализуя себя в качестве человеческого существа, индивид вносит хоть и небольшой, но реальный вклад в развитие его видовой сущности. Это становиться особенно актуальным в современном мире, где усилилось влияние науки и техники на психику и организм человека в целом.
Принцип целостности обусловил проектирование цели развития основ физической культуры ребенка как целостной личности, сочетающей в себе физическую и духовную, социальную и культурную составляющие, которые проявляются у ребенка благодаря адекватно спроектированной модели пространства жизнедеятельности ребенка. Целостность мы понимаем как глубинную интеграцию объектных и субъектных свойств модели, где узлами пересечения являются социальные и культурные коды, районирующие в пространство ценности здорового образа жизни, здоровья человека и движения как основного способа самосозидания и самосохранения. Именно ценности определили в нашем исследовании целостность и образовательного пространства, и личности. Сам процесс проектирования педагогом образовательного пространства развития основ физической культуры ребенка предполагает предвидение целостной модели, прогнозирование целостных целей и взаимосвязь всех ее составляющих. Принцип целостности обеспечивает процессу развития основ физической культуры ребенка дошкольного возраста стабильность и устойчивость за счет системы ценностей, районированных в содержание физического образования дошкольников, определения места подвижной игры как основного средства развития личности ребенка, гуманного характера взаимодействия педагога с ребенком, направленного на раскодирование социальных и культурных кодов движений. Поскольку в нашем исследовании образовательное пространство создается на основе ритма жизнедеятельности, который складывается благодаря музыкально-ритмическим движениям, подвижной игре, организации режима и др., то принцип целостности обуславливает взаимосвязь и взаимодействие разнородных и разнообразных по характеру происхождения движений и удерживает их в определенном равновесии и гармонии. Именно данный принцип позволяет сбалансировать активный и спокойный ритм движений ребенка, характер движений взрослого и дошкольника, интеллектуальную и физическую нагрузку ребенка, состояние бодрствования и покоя и др. Принцип целостности создает единство, интеграцию, равновесие, равнозначность образовательного пространства, которое наполнено детским движением, игрой, диалогом различных моделей и образов жизни детей и взрослых.
В культуросообразной модели образования его гуманистичность обеспечивается «горизонтом диалога личностей» (М.М.Бахтин). Основой педагогического диалога является поиск глубинного смысла жизни, желание самореализоваться, соотносящиеся с волей к со–реализации. Диалог, по мнению Н.М.Борытко, - это пространство становления и самообоснования личности в условиях множественности культур. Для нашего исследования важна мысль автора о том, что взаимодействие педагога и ребенка является условием и предпосылкой становления их внутреннего мира. В.В.Сериков рассматривает диалог как способ жизнедеятельности субъектов в образовании, как универсальная характеристика педагогической ситуации, как специфическая социокультурная среда, создающая благоприятные условия для принятия личностью нового опыта и пересмотра прежних смыслов. Диалог рассматривается как инструмент создания личностно-ориентированной ситуации, именно он способствует актуализации личностных функций ребенка, накоплению им опыта реализации ценностного выбора, творческого решения проблем. Диалог определяется как со-бытие личности и культуры, где осуществляется поиск смысла самого события, личности, значимости самой личности для других людей и событий, личностных целей, интересов и смыслов собеседников и т.п.
В нашем исследовании пространство развития основ физической культуры детей дошкольного возраста, построенного на принципе диалогичности, обуславливает проектирование динамической сети взаимосвязанных культурных событий, отражающих совместную деятельность взрослого (педагога, родителей) и ребенка на основе диалога, который базируется на общечеловеческих и национальных ценностях физической культуры. В ходе такого диалога происходит поиск смыслов здоровья и здорового образа жизни как главных ценностных ориентиров каждого человека. В пространстве развития основ физической культуры дошкольников реализация принципа диалогичности предполагает совместную деятельность воспитателей и детей по развитию культуры здоровья, телосложения и двигательной культуры. В диалоге, возникшем в совместной деятельности, происходит осмысление, раскодирование и обмен социальными и культурными кодами между взрослым и ребенком. Именно в нем происходит районировании ценностей физической культуры взрослого человека в детскую субкультуру и опосредование взрослой субкультуры детским миропониманием. Диалог оппозиционирует место взрослого и ребенка в образовательном пространстве, в совместных видах деятельности и подвижной игре, так как побуждает субъектов к специфическим интеллектуальным и физическим действиям, поддерживающим комфортные взаимодействия. Диалог культур и личностей в образовательном процессе дошкольного учреждения позволяет различать и обобщать культурный опыт жизни народов, транслирующий ценности, традиции, стили поведения, характер движения и др. посредством подвижной игры. В ней осуществляется и внутренний диалог ребенка со своим физическим «Я», опосредующим характер движений, ритм и способы жизнедеятельности, интеграцию социальных и культурных кодов в собственный двигательный опыт. Диалог позволяет детям в образовательном пространстве открывать красоту движений, их здоровьетворящий потенциал и личностный смысл самосозидания своего образа жизни, здоровья, телосложения и др.
Принцип диалогичности обуславливает возможность регулирования, гармонизации и районирования в пространство жизни детей этнических традиций, обрядов, обычаев различных народов Северного Кавказа, обеспечивающих на основе ценностей целостность пространства развития основ физической культуры детей дошкольного возраста. Культурные реалии различных народов Южного региона равноправны, они представляют собой самостоятельные субкультуры, благодаря диалогу которых пространство физической культуры приобретает полифонический характер. Диалог обеспечивает ребенку восприятие культуры народов, отраженных в подвижных играх и музыкально-ритмических движениях, во всем многообразии представлений, сопоставление ценностей культур разных народов, связанных с вопросами телесности, здоровья, движения, возможность устанавливать общее и различное в социальных и культурных кодах жизни людей, в поиске путей создания идеала красоты и здоровья. Принцип диалогичности обуславливает в пространстве развития основ физической культуры дошкольников благоприятные условия для культурной идентификации ребенка в процессе становления его двигательного опыта, складывающегося в различных видах деятельности.
Деятельностный подход является традиционным в системе российского образования, определяющим долгое время подходы к воспитанию и обучению личности ребенка. Данный подход обеспечивает становление личности детей дошкольного возраста (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Э.В.Ильенков, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, Д.И.Фельдштейн, Д,Б.Эльконин и др.). В исследовании С.Л. Рубинштейна отмечается, что при реализации данного подхода обучение и воспитание в равной мере способствуют становлению субъективности личности. Деятельностный подход в образовании обуславливает необходимость учета характера и закономерностей смены типов, ведущих видов деятельности, которые способствует появлению всех психологических новообразований личности. Для нашего исследования важно положение о том, что личность развивается в объективно ценной деятельности, отвечающим ее потребностям (К.А.Абульхановаа-Славская, Л.И.Анциферова, Т.И.Артемьева, А.В.Брушлинский, Е.В.Бондаревская и др.). Как отмечает К.А.Альбуханова-Славская «деятельность не является чем-то самодовлеющим, каким – самостоятельным образованием, ее сущность производна от сущности деятеля» (1.С.6). Е.В.Бондаревская подчеркивает, что под деятельностью необходимо понимать не всякую активность ребенка, не реактивную деятельность, осуществляемую в ответ на требования педагога, а только активность самоопределяющейся личности, т.е. субъекта.
В рамках гуманистического личностно-ориентированного образования деятельность преобразуется и приобретает новые характеристики. По мнению В.В.Серикова, ее содержание не сводится лишь к знаниево–ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых, то есть относящихся ко многим культурным сферам функций, социальных ролей. Деятельностный подход в аспекте гуманистической парадигмы образования выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения решать проблемы, которые возникают: в познании и объяснении явлений действительности (ориентироваться, понимать, давать оценку) при освоении современной техники и технологии, информационной культуры; во взаимоотношениях людей, в этических нормах, в индивидуальной и групповой психологии, в вопросах выбора партнеров, оценке собственных поступков; в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, покупателя, зрителя, горожанина, избирателя; при ориентировке в среде проживания, в собственных жизненных проблемах, самоорганизации себя, выбора стиля и образа жизни, обретения личностного опыта общения и разрешения конфликтов. Деятельностный подход обеспечивает максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею собственной значимости.
При моделировании пространства развития основ физической культуры ребенка деятельностный принцип предполагает обеспечение условий усвоения индивидуумом опыта самосохранения и саморазвития в деятельности, в качестве которой выступает самостоятельная, инициированная личностной потребностью двигательная активность. Активность человека рассматривается как важнейшая черта личности, направленная на изменение окружающей действительности в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями (А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, С.Я.Рубинштейн и др.). Теорией физической культуры двигательная активность рассматривается как показатель развития физической культуры личности, как сложное искусство движений и действий, несвойственных человеку как биологическому существу. Специфическое содержание двигательной активности составляют рациональные движения человека, направленные на оптимизацию своего физического состояния и развития (А.Воль, В.М.Выдрин, Л.П.Матвеев, Н.А.Пономарев и др.).
Физическую активность мы связываем с движениями, с двигательной деятельностью и рассматриваем как одну из активных способов познания ребенком мира и себя в этом мире. Источником двигательной активности ребенка дошкольного возраста являются его потребности в движении, в познании окружающего мира. Активность тесно связана с эмоциями, поэтому она возникает у ребенка чаще всего в эмоционально насыщенном состоянии. Подвижная игра является той двигательной деятельностью, где ребенок произвольно, самостоятельно проявляет свою двигательную активность. Самостоятельную двигательную активность мы рассматриваем как один из основных показателей развития физической культуры дошкольника, как комплекс осознанных двигательных действий ребенка, направленных на творческое преобразование себя (своего тела, организма, здоровья) и окружающего мира.
Здоровьесберегающий подход в российском образовании начинает разрабатываться в конце XX века (В.Ф.Базарный, М.М.Безруких, В.С.Быков, В.И.Дятлов, Б. Егоров, Г.К.Зайцев, Ю.Е.Клевцова, В.В.Колбанов, М.Г.Колесникова, В.Т.Кудрявцев, Л.И.Латохина, П.П.Миненко, В.Н.Шевцова, Г.М.Соловьев и др.). В исследовании Н.К.Смирнова данный подход обеспечивает качественную характеристику организации учебно-воспитательной работы в школе, которая предполагает совокупность приемов, форм, методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья. Определяя спектр границ ответственности образовательного процесса за сохранение здоровья его субъектов, данный подход обеспечивает им психофизический и социально – духовный комфорт, интеллектуальную и физическую работоспособность, активность, интерес и потребность к познанию (Г.М. Соловьев). В контексте гуманистической модели образования здоровьетворящий подход определяет разработку педагогических технологий, обеспечивающих количество и качество здоровья детей.
При моделировании пространства развития основ физической культуры ребенка здоровьетворящий принцип рассматриваетЧеловека как регулятора своего здоровья, участника его формирования. Онобеспечивает создание условий в образовательном пространстве дошкольного учреждения, определяющих своеобразный «круг здоровья» – от ощущений к рефлексии (здравомыслие), от мысли к слову (здравословие), от слова к действию (здраводеяние), круг замыкается на здравоощущении. Здоровьетворящий отличается от здоровьесберегающего тем, что обеспечивает ребёнку возможность ощущать своё тело, состояние, окружающий мир для того, чтобы мыслью обозначить это состояние и определить те действия, которые позволят изменить его, то есть сотворить своё здоровье и ощутить радость от этого. Данный подход разрушает стереотипы у ребёнка и взрослого о том, что лекарства и врач – основные средства преодоления болезней. Эти средства являются барьером на пути поиска личностных смыслов в жизни человека и внутренних стимулов преодоления дисгармонии, тем самым снижают уровень собственной ответственности за своё здоровье. Здоровьетворящий принцип определяет образовательное пространство, в котором с раннего возраста обеспечивается проникновение в сознание ребёнка значимости и ценности его здоровья как личностного смысла, потребности постоянно поддерживать своё тело и эмоции в состоянии равновесия – здоровья.
Таким образом, культуросообразная здоровьетворящая модель пространства развития основ физической культуры детей дошкольного возраст моделировалась на принципах культурсообразности, аксиологичности, целостности, деятельности, диалогичности, антропоцентризма, детствосбережения и здоровьетворения,
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 933;