Этиология. Этиологический фактор до сих пор не известен
Этиологический фактор до сих пор не известен. Все усилия направлены на поиск триггерного фактора, индуцирующего развитие заболевания. Помимо того, есть мнение, что Klebsiellapneumoniaможет является триггеромАС.
Генетическая компонента у больных с АС имеет колоссальное значение, в частности HLAB 27, который находится практически на всех клетках организма и является гетерогенной молекулой, т.к. известно 15 подтипов HLAB 27. Поскольку HLAB 27 локализуется на 7 хромосоме, то он часто дает перекрестные реакции с IR-геном, ответственным за иммунные реакции в организме.
Факторы неблагоприятного прогноза при АС:
1. Мужской пол.
2. Развитие в раннем возрасте (до 19 лет).
3. Ограничение подвижности позвоночника в первые 2 года болезни.
4. Артрит тазобедренных суставов.
5. Сочетание периферического артрита с выраженными энтезитами в дебюте болезни.
6. Высокие СОЭ и СРБ в течение многих месяцев.
7. НLA B-27 +
8. Семейный анамнез.
Классификация.
Выделяют идиопатический АС (в том числе ювенильный идиопатический АС), АС как одно из проявлений спондилоартритов (псориатического артрита, реактивного артрита), а также АС, ассоциированный с неспецифическим язвенным колитом и болезнью Крона.
Диагностика.
Варианты начала.
Постепенно нарастающие по интенсивности боли и скованность с нечёткой локализацией в нижней части спины, ягодицах или грудной клетке, обычно односторонние или перемежающегося характера, иногда острые, усиливаются при кашле, резких поворотах туловища, наклонах. Отличительная особенность болей — их воспалительный характер (т. е. сопровождающиеся скованностью, усилением в покое, во вторую половину ночи и ранние утренние часы, а также уменьшение болей при физической нагрузке).
Ощущение скованности и болей в мышцах и в местах прикрепления связок.
«Корешковые» боли, но без неврологических нарушений, характерных для радикулита.
Очень редко (в первую очередь у детей) заболевание начинается с периферического моно-, олигоартрита коленных суставов или энтезитов (ахиллодиния, подошвенный фасциит) с характерными болями в пятках
при ходьбе.
Иногда (особенно при ювенильном спондилоартрите) превалирует двустороннее поражение плечевых и тазобедренных, реже грудино-
ключичных суставов.
Иногда заболевание начинается с острого переднего увеита, а типичное поражение суставов присоединяется только через несколько месяцев
или лет.
Поражение позвоночника.
Наиболее постоянными клиническими признаками являются боли в нижней части спины (поясничная область, область крестца, таза) воспалительного характера, скованность (уменьшается при движении) и нарушения функции позвоночника (во всех направлениях); иногда могут преобладать боли в области крестца и ягодиц (сакроилеит), иррадиирующие в поясницу и проксимальные отделы бёдер.
Типичен восходящий характер поражения позвоночника. Скорость распространения болей и ограничений движений на грудной и шейный отделы различна. В большинстве случаев это происходит медленно, в течение нескольких лет.
Со временем формируются стойкие ограничения движений во всех отделах позвоночника и, что особенно неблагоприятно, кифотические (сгибательные) деформации грудного («поза просителя»), шейного отдела, пояснично-крестцового. Для определения подвижности позвоночника существуют ряд тестов. Исследование симптомов Томайера и Шобера позволяют оценить подвижность поясничного отдела, а изменение дыхательной экскурсии грудной клетки – подвижность реберно-позвоночных суставов в грудном отделе позвоночника. Симпотом Томайера: больной наклоняется вперед и пытается достать пол вытянутыми пальцами рук, сомкнув ноги вместе и не сгибая их в коленных суставах. В норме расстояние между кончиком среднего пальца и полом составляет 0-10 см, а при болезни Бехтерева существенно больше (рис. 6-5). Симптом Шобера: при наклоне больного вперед измеряют, насколько увеличилось расстояние между заранее отмеченными двумя точками – первая из них соответствует месту пересечения оси позвоночника с линией. соединяющей боковые углы ромба Михаэлиса, вторая располагается на 10 см выше первой. При полном сгибании в норме это расстояние увеличивается не менее чем на 4-5 см, чего не наблюдается при болезни Бехтерева. Дыхательную экскурсию грудной клетки измеряют на уровне четвертого межреберья на высоте вдоха и выдоха. Разность между полученными цифрами в норме не должна быть меньше 5-6 см.
Рис. 6-5.Проба Томайера (в норме проба Томайера составляет от 0 до 10 см.).
Неврологические симптомы нехарактерны; иногда, как правило, на поздних стадиях заболевания могут развиваться признаки шейной миелопатии вследствие атланто-аксиального подвывиха или проявления,
характерные для синдрома конского хвоста.
Поражение периферических суставов.
Наиболее постоянно, но клинически малозаметно поражаются суставы осевого скелета: крестцово-подвздошноесочленение (практически у всех больных), суставы грудины, лонное сочленение, а также грудино-рёберные, грудино-ключичные и рёберно-позвоночные суставы.
Реже, преимущественно у детей и подростков, отмечается артрит суставов конечностей.
Особенности поражения суставов при АС такие же, как при всех спондилоартритах:
-преимущественное вовлечение крупных и средних суставов нижних конечностей (тазобедренные, коленные и голеностопные);
-моно- и олигоартрит;
-возможен артрит отдельных суставов пальцев стоп;
-среди других суставов относительно часто поражаются височно-нижнечелюстные суставы.
Артрит чаще кратковременен, но может быть стойким, плохо поддаваться терапии и составлять главную проблему заболевания.
Дата добавления: 2015-04-03; просмотров: 903;