Версии, потерпевшие крах
Вариантов назначения загадочных рисунков на земле придумано немало...
Например, Георг А. фон Брюниг при поддержке профессора Хоймара фон Дитфурта высказал версию, что плато Наска использовалось для забегов в ритуальных целях, то есть фактически выполняло роль древнего олимпийского стадиона (не надо забывать, что олимпийские игры в Древней Греции тоже, как считается историками, имели сильную религиозную составляющую и вообще были посвящены богам).
Не ясно, правда, где тогда размещались зрители, которые должны были бы беспорядочно вытоптать значительные пространства. Таких утоптанных пространств от «зрительских рядов» на плато совершенно не просматривается, а ведь даже узкие тропки на плато весьма хорошо просматриваются. Между тем, если ориентироваться на количество линий, даже при предположении ежегодных соревнований на новой трассе, «насканское олимпийское движение» должно было поддерживаться в течении более десяти тысяч лет!..
Профессор Генри Стирлинг предложил не уступающей предыдущей по «глубине ума» гипотезу, в соответствии с которой индейцы создавали геоглифы Наска для использования их в качестве своеобразных громадных ткацких «лекал». Дескать, в отсутствии ткацких станков (примитивные версии которых на самом деле давно найдены в местных культурах), мастера расставляли соплеменников по линиям и рисункам и заставляли тех держать нити. Как при этом происходил процесс создания тканей, в трезвом уме не понять. Но если ориентироваться хотя бы на размер рисунков, в культуре наска и паракас должны были бы обнаруживаться полотнища в тысячи и десятки тысяч квадратных метров, ведь ткани в местном климате очень хорошо сохраняются (см. Рис. 17-ц). Стоит ли говорить о том, что подобного никто и никогда не обнаруживал?..
Рис. 53. Геоглиф близ Кауачи с длиной линии более шести километров
Альбрехт Коттман решил, что геометрические знаки, рисунки и их части на плато Наска – система письменности с гигантскими и маленькими буквами. О том, кто и как при этом мог вообще хотя бы выучить такую письменность, если детали геоглифов с земли просто не просматриваются, а в местной иконографии никаких элементов этой «письменности» не найдено, Коттман даже не задумывается…
Есть гипотеза (Уильям Х. Исбелл) о том, что геоглифы Наска служили для ограничения рождаемости в местных племенах. Дескать, под угрозой голода при демографическом взрыве вожди ежедневно выгоняли индейцев на тяжелую работу, чтобы у них к вечеру не оставалось сил на сексуальные «утехи», и было желание только поспать. Почему при тяжелом рабском труде в Древнем Риме, рабы спокойно плодились и размножались, а индейцам Наска хватало всего лишь каких-то линий, чтобы каждый вечер падать замертво, не ясно (разве что совсем слабаками были). И почему при этом свободные индейцы не порешили таких вождей-садистов, тем более не понятно…
По другой версии (Эван Хадингем), рисунки помогали медитировать объевшимся галлюциногенами шаманам. Как будто местные колдуны без рисунков почему-то не могли делать то, что легко достигали другие южноамериканские индейцы с помощью растущей здесь коки и грибов. И только огромные трудозатраты всего племени по созданию геоглифов могли компенсировать недостатки «своих» шаманов…
По третьей версии, геоглифы служили для вознесения душ умерших с помощью якобы идущих от рисунков неких «энергопотоков». При этом за «энергопотоки» принимались обычные струи горячего воздуха, которые днем поднимаются вверх от раскаленной на солнце пустыни…
Когда сталкиваешься с подобными «гипотезами», начинаешь всерьез задумываться о состоянии психического здоровья авторов таких мыслей. Их даже опровергать не требуется, поскольку абсурдность их очевидна. И еще более очевидно, что полтора десятка тысяч геоглифов такими «гипотезами» не объяснить!..
Перейдем лучше к более разумным вариантам.
Например, есть версия о том, что изображения животных были символами племени (Гелан Сиверман), а место конкретного рисунка якобы указывает на гробницу вождя соответствующего племени (Иван Кольцов). И в книжках, предлагающих это «объяснение», можно увидеть даже некие «планы» и «схемы» предполагаемых огромных гробниц, которые будто бы берут свое начало аж в окрестных горах и тянутся под землей на многие километры. Однако эти «планы» и «схемы» – всего лишь плод разгулявшейся фантазии автора версии, который решил добавить этим ей «достоверности» и наукообразности. В реальности же под рисунками нет никаких могил.
Рис. 54. Предполагаемая схема гигантской гробницы (по И. Кольцову)
Погребения в Наске действительно есть – что вполне естественно для местности, заселенной с давних времен. Но эти погребения находятся на весьма значительном удалении как от геоглифов, так и от окрестных гор. Вдобавок любой турист ныне имеет возможность убедиться в том, что индейцы местной культуры вовсе не болели какой-то гигантоманией. Их гробницы имеют совсем скромные размеры, никак не претендующие на многокилометровую протяженность (см. Рис. 18-ц)…
Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 799;