Родственные виды дизайна.
Разработка сайта – это целый комплекс задач, справиться с решением каждой из которых на высоком уровне под силу только коллективу профессионалов, в котором каждый имеет свою специализацию. Дизайнеры, программисты, веб-редакторы – это основной, но не полный список специалистов, работающих над созданием сайтов. Дизайн сайта должен быть не просто красивой картинкой и набором глянцевых кнопочек. Существует целая наука о том, как должна располагаться информация на сайте, чтобы им было удобно пользоваться посетителям. По мнению некоторых специалистов, лучший дизайн – тот, которого не видно – то есть дизайн, который призван только грамотно подать текстовую и графическую полезную и необходимую информацию. Приемы «Web-графика», используемые для подготовки статических и интерактивных элементов, подготовка макета в целом, рассматриваются в сочетании с современными требованиями, предъявляемыми к юзабилити web-ресурса (доступность размещенной на сайте информации). Почему такой подход к проектированию web-макетов наиболее актуален? Успех ресурса в Сети во многом зависит от того, насколько качественно спроектирована графическая составляющая сайта. В то же время web-страница содержит различные интерактивные элементы гиперссылки, меню навигации и т.п. Задача web-дизайнера – совместить эффектный дизайн и удобство пользования информацией. http://www.menocom.ru/
Принципы композиции в контексте функционального дизайн-проектирования на примере промышленной формы или среды.
Принцип гармонизации среды и построения целостной структуры. Возможные варианты взаимодействия элементов в композиции. Принципиальные отличия абстрактной композиции от композиции в виде промышленной формы. Принципы структурирования промышленной формы и среды. Особенности формообразования в соответствии с функциональной нагрузкой элементов в композиции.
Художественная организация (гармонизация) дизайна интерьера, есть система приемов соподчинения, выявления обшей логики развития среды и ее элементов, которая помогает достичь эстетического совершенства в определенном стиле. Принципы гармонизации осуществляются с учетом требований функциональной эффективности, экономичности и конструктивной целесообразности, но, прежде всего, в соответствии с художественным замыслом дизайнера интерьеров, а не в отрыве от него и не в ущерб ему.
К основным принципам композиции в дизайне относятся:
1. Баланс – это равновесие взаимодействующих или противоположных сил в композиции. В такой композиции не возникает ощущения, что какая то ее часть доминирует над всем остальным. Баланса можно достичь с помощью правильного размещения объектов, размеров объекта и по цвету. Баланс может быть симметричным (верхний рисунок), асимметричным (нижний рисунок), радиальным (объекты расположены кругом и расходятся из одной точки).
2. Контраст – это взаимодействие противоположных элементов композиции, таких как цвет, размер, текстура и т.д. Примеры контраста: большой и маленький, шероховатый и гладкий, толстый и тонкий, черный и белый.
3. Значимость и подчиненность. Этот принцип предполагает выделение, так называемого, центра интереса, на котором предполагается сосредоточить внимание зрителя. Объекты должны находиться в иерархии по значимости и подчиненности. Если все объекты будут иметь одинаковую значимость, то внимание пользователя рассеивается.
4. Направление внимания. По сути, это управление движением взгляда зрителя во время его перемещения по сайту, чтобы привлечь его внимание к значимым элементам.
5. Пропорции. Пропорция – это отношение отдельной части ко всему объекту, а также соотношение отдельных частей друг с другом. В данном примере показано «Золотое сечение». Подробнее о «Золотом сечении» можно прочитать в этой статье».
6. Масштаб – это реальный, видимый размер объекта, рассматриваемый в отношении других предметов, людей, окружающей среды.
7. Повторение и ритм. Предполагает повторение элементов дизайна для достижения определенной цели, например, чтобы задать направление взгляда или для непрерывности внимания.
8. Единство в разнообразии. Предполагает сочетание разнообразных элементов композиции в единую целостную структуру, подчиненную единой концепции.
Абстракционизм (лат. abstractio – удаление, отвлечение) – направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма – достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации. То же самое и в понятии «абстрактная композиция».
Композиция в виде промышленной формы же представляет структуру или отличительные особенности какого-либо предмета. Гармония в ней тоже важна, однако она обычно не вызывает у смотрящего ассоциаций, а дает четкое представление об изображенном предмете и его функции.
Формообразование (formgeschtaltung (gebung) – нем.) – процесс создания формы в деятельности художника, архитектора, архтектора-дизайнера в соответствии с общими ценностными установками культуры и теми или иными требованиями, имеющими отношение к эстетической выразительности будущего объекта, его функции, конструкции и используемых материалов.
Формообразование в художественном проектировании включает пространственную организацию элементов изделия (комплекса, среды), определяемую его структурой, компановкой, технологией производства, а также эстетической концепцией дизайнера.
Формообразование – решающая стадия дизайнерского творчества; в его процессе закрепляются как функциональные характеристики объекта проектирования, так и его образное решение.
Важно не отождествлять такие термины, как проектирование, формообразование и композиция, что ведет к теоретической неточности изложения вопросов формообразования. Так, если под проектированием следует понимать процесс создания чего-либо нового, в том числе новых формальных решений, которые, в свою очередь, могут быть индивидуальными или типовыми, то под формообразованием – смысл этого процесса, который заключается в создании новой содержательной формы, тогда как композиция есть процесс (часть процесса) проектирования и итог, в котором фиксируется результат организации формы как бы изнутри, путем специфического структурирования материала объекта проектной деятельности.
Одни теоретики рассматривают формообразование, в основном, как проектирование художественной формы. Другие утверждают, что формы структурируют прежде всего реальную среду жизненных процессов и поэтому тесно взаимосвязаны с учетом всего комплекса социально-экономических, функциональных, инженерно-технических и других объективных факторов.
Стилеобразование в дизайне. Целесообразность выбора стилевых решений в соответствии с проектными задачами на примере средового дизайна.
Исторические аспекты стилеобразования в дизайне. Закономерности развития социокультурного фактора и стилеобразования. Причины формирования стиля на примере одного из стилестических направлений. Конструктивизм, арт-деко, постмодерн, модернизм, ракетный, аэростиль и др. Целесообразность выбора стилевых решений в соответствии с проектными задачами на примере средового дизайна.
Стиль(от греч. stylos – палочка для письма) – слог писателя, прием, метод, способ работы – это совокупность устойчивых художественных форм, синтез искусств (архитектуры, скульптуры, живописи), присущих данному времени и народу. Стиль не умирает бесследно, он переходит в другой – новую совокупность устойчивых форм (функциональных, конструктивных, художественных). Нет стилей в чистом виде, в них всегда присутствуют части старого и ростки нового.
Функционализм – вот что определяет возможные пути поиска в этом направлении. А это означает использование самых разнообразных приемов и средств, апробированных практикой дизайна. Смешение различных стилей в одном изделии принято называть эклектикой, от греческого слова «эклектикос» (eklektikos) – выбирающий.
Одна из первых Классификаций «стилей» предметного мира, характерных для периода с конца 20-х до начала 60-х гг. прошлого века, предложенная Джиффордом Джексоном (1962г): пять последовательно сменявших друг друга стилей:
1. «ступенчатый» (стиль «небоскреб»), характеризовавшийся уступами, а также выступами, углублениями, пазами);
2. «обтекаемый» (воплощавший увлечение аэродинамическим формами);
3. «трапециевидный» («конусный»), отличавшийся скосами или сужением форм
4. «нормальный» («ящичный»), характеризуемый преобладанием формы параллелепипеда;
5. «скульптурный», выделявшийся сложностью очертаний, образуемых эллипсоидами, гиперболоидами, параболоидами, способствующими пластической выразительности формы
Это были не стили и даже не стилевые направления, а просто модные стилизации, свойственные в то время американскому коммерческому дизайну - «стайлингу». Стилевое единство художественно осваиваемой предметной среды человеческого бытия, когда-то свойственное эпохам «больших стилей», начиная еще с эпохи Возрождения стало постепенно заменяться стилевым разнообразием. Это было связано с переходом от канонического подхода к эстетически значимому созданию объектов ко все большей индивидуализации художественного творчества. Параллельное существование разных стилевых направлений стало закономерностью развития художественного творчества во всем его многообразии. Эта закономерность еще в большей мере касается дизайна поскольку на эволюцию предметной среды жизнедеятельности людей оказывают влияние факторы не только социально-культурного, но и научно-технического, и социально-экономического прогресса. Помимо упоминания джексоновской «классификации стилей в дизайне» в литературе, посвященной дизайнерскому творчеству, нередко упоминаются и описываются стилевые направления, порожденные разными школами дизайна.
Стиль в дизайне – «закономерное единство всех элементов формы изделия (набора, комплекса, системы, ансамбля, среды), воплощаемое в определенной системе устойчивых характерных признаков, обеспечиваемых общностью композиционных приемов, формирующих художественный образ произведений дизайна»
Модернизм: форма предмета следует за его функцией – это в свое время сказал Луис Салливен
Постмодернизм: форма предмета не следует за его функцией. Использование готовых форм – основополагающий признак такого искусства. Происхождение этих готовых форм не имеет принципиального значения. Постмодерн в общем и целом не признает пафоса, он иронизирует над окружающим миром или над самим собой, тем самым спасая себя от пошлости и оправдывая свою исконную вторичность. Синтетичность или синкретизм - в постмодернизме можно видеть сплав, буквальное сращение различных признаков, приемов, особенностей различных стилей, представляющих новую авторскую форму.
Постиндустриализм: форма следует за эргономикой. Большие игры с современными технологиями.
Конструктивиизм– советский авангардистский метод, получивший развитие в 1920 – начале 1930 годов. Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. Самым интересным моментом является в конструктивизме его рациональность. Без этого свойства конструктивизм не мыслим. конструктивизм является необходимой потребностью и постоянной принадлежностью всего уклада нашей жизни и что без конструктивных начал немыслимо разрешить большинство вопросов техники и искусства. Виды конструктивизма: внедрение, зажим, сцепление, скручивание, обхват).
Ар-деко, варианты: ар деко, арт деко - течение в декоративном искусстве первой половины XX века, проявившееся в архитектуре, моде и живописи.. Отличительные черты - строгая закономерность, этнические геометрические узоры, роскошь, шик, дорогие, современные материалы. (Лев Бакст-дизайнер, модельер варвара степанова).
Аэростиль. весной 1948 года, состоялся дебют первой из серии 62 модели Cadillac. С ее появления берет свое начало одно из наиболее радикальных направлений в автодизайне, именуемое аэростилем. Идея придать автомобилю самолетные черты родилась не на пустом месте. Америка переживала в то время экономический подъем. Вторая мировая война дала сильнейший толчок развитию новых технологий. На острие технологического прогресса, естественно, находилась военная авиация. С нею в послевоенной Америке ассоциировалось все самое передовое и совершенное. Авиация вошла в моду. В 1953 г в аэростиле появляется новое направление - ракетный стиль - соответственно более стремительное и агрессивное.
Дизайн среды – процесс формирования целесообразных, комфортных и эстетически полноценных условий для осуществления бытовой, общественной и производственной деятельности человека.
В основу современного дизайна легли принципиальные изменения в технологии, теоретические и практические достижения конструктивизма и функционализма начала века. При всей ограниченности и противоречивости этих течений в результате острого столкновения идей на смену «красивости» сложилось представление о целесообразности как основной характеристике вещи. Целесообразность включает оптимальное соответствие конструкции (как органической части конструктивного спектра) конкретной функции и оптимальное соответствие формы как внешнего выражения конструкции закономерностям оптического восприятия и изменяющимся нормам эстетической оценки.
Дата добавления: 2015-04-10; просмотров: 1411;