Аналоговое проектирование
Аналоговое проектирование - проектирование по аналогу, прототипу. Неопределенная ситуация сводится к известному решению сходных задач, при этом результат минимально трансформирует знакомые решения.
Виды аналогов: прямые и косвенные.
Прототи́п (от греч. protos – первый и typos – отпечаток, оттиск) – прообраз, образец, оригинал. Прототип фиксирует строение, внешний вид, пространственные, а порой и художественные черты объекта проектирования. Прототип охватывает проектирование со многих сторон, поэтому мышление проектировщика, ориентирующегося на прототип, как правило, предметно и конкретно, целостно по отношению к объекту проектирования.
Роль в аналитической части: возможность проанализировать систему различных средств и представлений объекта, фиксирующих его строение, конструкции, функции.
Влияние видового образа на формообразование: в видовом образе выделяются основные (характерные) черты: особенности формы, эмоциональное восприятие, ассоциативный ряд. Всё это в комплексе формирует стилистику проектируемого объекта, образное решение.
Этапы проектирования на примере интерьера:
I Этап (утверждение технического задания)
II Этап - Дизайн проект (стилевые решения)
· • Определение стилистики интерьера
· • Объемные изображения помещений в компьютерной графике
III Этап – Дизайн проект (технологические решения)
· • План полов, потолков
· • Развертки помещений по стенам (по необходимости)
· • Разрезы и сечения сложных узлов (по необходимости)
· • План размещения осветительных приборов
IV Этап – Декорирование интерьера (по Вашему желанию)
Основные виды дизайна. Принципы формирования новых видов дизайна.
Характерная особенность каждого вида дизайна. Задачи и направления дизайн-проектирования. Проектное мышление дизайнера. Субъект и объект проектирования в ведущих сферах дизайнерского творчества. Формы обслуживаемой деятельности. Ориентиры творчества в контексте основных видов дизайна. Морфологический тип «носителя» объекта проектирования основных видов дизайна.
Дизайн – художественное проектирование и конструирование эстетических свойств окружающего нас предметного мира. Дизайн – это органическое единство пользы и красоты, функции и формы.
Виды дизайна:
· Архитектурный – это фасады зданий, сами конструкции и планировки зданий, различные другие постройки, их внешняя отделка.
· Промышленный – (промдизайн, предметный дизайн, индустриальный дизайн) – отрасль дизайна, область художественно-технической деятельности, целью которой является определение формальных качеств промышленно производимых изделий, а именно, их структурных и функциональных особенностей и внешнего вида.
· Инженерный – осуществляющего всестороннее совершенствование инструментов, приборов, станков, машин.
· Технологический – конструкторское и инженерное сопровождение технологических проектов на предприятии. Высококачественные конструкторские работы на базе современного программного обеспечения.
· Автомобильный – художественно-проектная деятельность, по созданию оригинальной функционально оправданной, устойчивой к влиянием времени формы авто.
· Интерьер – это проекты дизайна интерьера, а также перепланировка домов, офисов и просто квартир.
· Средовой – процесс формирования целесообразных, комфортных и эстетически полноценных условий для осуществления бытовой, общественной и производственной деятельности человека.
· Эрго – художественное проектирование объектов, формообразование которых определяется в первую очередь требованиями эргономики. Предполагает эргономическое предпроектное исследование любого предмета до того как он будет создан и ему придадут форму.
· Декорирующий – проектируются художественные ткани, портьеры, скатерти, ковры для промышленного изготовления.
· Графический –промышленная графика (этикетки, упаковка товаров, конверты, открытки и др.), различные оформительские и шрифтовые работы. Особая область графического дизайна – дизайн книги, или ее художественное конструирование, заключающееся в создании книжного оформления и конструкции книги в целом.
· Шрифтовой – заключается в поиске художественной формы шрифта или шрифтовой композиции, наиболее соответствующей виду графического дизайна и смыслу вербального сообщения.
· Одежды – одно из направлений проектирования одежды. Включает ее моделирование и конструирование, продумывания удобства и соответствия модным тенденциям.
· Фито – представляет собой как составление отдельных объемных или плоскостных композиций из живых или засушенных цветов и растений, так и целостное оформление интерьеров цветами, травами, деревьями и т.д.
Задачи и направления дизайн-проектирования:
На этапе постановки задачи клиент представляет идею и основные мысли по ее реализации. Этого недостаточно, чтобы приступать сразу к реализации проекта, а именно: начать разработку графического дизайна, программирование, настройку компонентов, реализацию интерфейсов и сервисов. Все эти работы можно выполнять только после выполнения проектных работ, результатом которых будут:
· анализ ситуации или предмета (технологический, морфологический, функциональный, художественно-образный);
· прототипы интерфейсов, протестированные с точки зрения удобства пользователя, подачи маркетинговой информации,
· ценные идеи, чтобы привлечь целевую аудиторию,
· описание ролей пользователей и сценарии поведения на сайте,
· описание бизнес-процессов компании, связанных с сайтом,
· подробный план с приоритетами по поэтапному вводу в эксплуатацию сервисов,
· оценка следующего этапа реализации и календарный план, составленный c учетом ограничений по бюджету.
Все это выполняется на этапе дизайн-проектирования, что позволит четко отразить разрабатываемую систему и может быть использовано на этапе реализации как полный план действий для рабочей группы.
Проектное мышление дизайнера имеет определенную специфику, которая характеризуется целостностью видения предметного мира и стремлением к его гармонизации и эстетизации. Наибольший интерес представляет проблема определения специфики проектного мышления дизайнера в сравнении с мышлением потребителя. И проблема здесь не только в том, что и тому и другому присуще разное мировосприятие – если дизайнер может понять суть вещи и ее значение как «вещи» самой по себе, то потребителю зачастую свойственно именно «потребительское» отношение к вещи – важно и то, каким образом должно быть настроено мышление дизайнера, что бы оно в какой то степени совпадало с мышлением потребителя, чтобы они могли понять друг друга.
Проектирование всего процесса деятельности и его воплощение в практику может реализовываться одним человеком – субъектом проектирования. Объекты проектирования–это будущие средства достижения целей: конструкции, процессы, системы. В ходе проектирования они существуют лишь в воображении проектировщика, предварительных описаниях, моделях.
Морфологический тип объекта проектирования основных видов дизайна, это то неизменное в предмете, что составляет его основную функцию, отражает основное предназначение предмета. В каждом предмете это может быть свое.
Характеристика и область применения трехмерных программ CAD (показать их возможности на примере одной по выбору студента).
Программные продукты CAD. Отличия 3D моделей CAD от моделей 3DS МАХ. Возможности работы в программах CAD с двухмерными изображениями, и трехмерными моделями. Основные задачи программ CAD. Моделирование в контексте с современными технологиями 3D прототипирования и макетирования. Оборудование, используемое для 3D прототипирования с использованием 3D моделей CAD.
Отраслевые решения на основе Autodesk:
· AutoCAD Architecture 2011 – программа для эффективной работы над архитектурными чертежами и документацией, располагающая новой системой геометрических и размерных ограничений, а также специальными инструментами для реконструкции;
· AutoCAD Electrical 2011 – позволяет быстро создавать электрические схемы и легко получать доступ к обширным каталогам необходимых элементов;
· AutoCAD Mechanical 2011 – благодаря упрощенной среде конструирования предоставляет пользователю расширенный доступ к аналитическим функциям, которые автоматически подгоняют параметры рассчитываемой части к остальному чертежу без открытия диалогового окна;
· AutoCAD MEP 2011 – обеспечивает высокую производительность при проектировании механических, электрических и сантехнических конструкций и располагает новыми возможностями создания и хранения наименований блоков AutoCAD, наклонных труб и трубопроводов параллельной прокладки.
· ArchiCAD – на проектные решения не разделяется, так как предназначен для проектирования архитектурных сооружений. На данный момент актуальной версией является ArchiCAD 13INT.
· Autodesk Alias Design – программа для дизайнеров потребительской продукции, которая позволяет управлять всем процессом работы над дизайном: от поиска идей до передачи готовых поверхностей конструкторам. Быстрее разрабатывайте и передавайте концепции, используя эскизы, 3D модели, иллюстрации, фотореалистичные изображения и анимационные ролики.
· Autodesk Alias Surface – предоставляет полный набор средств динамического 3D моделирования, которые позволяют преобразовывать концептуальные модели и сканированные данные в поверхности высокого качества для дизайна потребительских товаров, а также в поверхности класса А для автомобильного дизайна.
· Autodesk Alias Automotive – лидирующий в отрасли продукт для автомобильного дизайна, выбор лучших автодизайнерских студиий по всему миру. В продукте представлен полный набор инструментов для визуализации и анализа охватывающий весь процесс моделирования изделий сложной формы, от создания эскизов до получения готовых поверхностей класса А. Подробности можно узнать у авторизованного партнера Autodesk.
· Maya Unlimited – самый полный и самый дорогой пакет. Содержит расширения Hair, Fur, Maya Muscule, Fluid Effects, Cloth и некоторые другие.
· Maya Complete – базовая версия пакета, в которой присутствует полноценные блок моделирования и анимации, но отсутствуют модули физической симуляции.
· Maya Personal Learning Edition – бесплатный пакет для некоммерческого использования. Есть функциональные ограничения, ограничение на размер визуализированного изображения, пометка водяными знаками финальных изображений.
Если выделять главное различие между AutoCAD, ArchiCAD и 3D Studio МАХ, то первый предназначен для точных схем и чертежей, которые нужно много редактировать, второй для проектирования архитектурных сооружений со всеми перекрытиями, а третий для создания реалистичных визуализаций моделей, не требующих миллиметровой точной проработки конструктивных деталей.
Autodesk AutoCAD – самая популярная в мире программа для 2D- и 3D-проектирования предназначена для профессионального создания детализированных 2D-чертежей с последующей их 3D-визуализацией. Программа Autodesk AutoCAD 2011 предоставляет пользователям расширенные инструменты концептуального дизайна, а также более совершенные механизмы работы в 3D. Новые функции моделирования поверхностей позволяют легко создавать гладкие поверхности, а также переходы одного типа покрытия в другое, при этом сохраняются ассоциативные связи между всеми объектами; притом, что в Autodesk 3DS МАХ покрытие полностью привязывалось одно к одному объекту. Дополнения в команде «штриховка», в том числе градиентные штриховки, дают возможность использовать в чертежах большее количество цветов и штриховок и повышают эффективность черчения в целом, помогая разделять и различать различные части и плоскости чертежа. В 3DS МАХ вместо штриховки используется только цветовая заливка. Прозрачность объектов и слоев позволяет управлять видом чертежа для наилучшей демонстрации авторского замысла, в отличает от 3DS МАХ, в котором заливка прозрачности чертежа устанавливается через дополнительные текстуры или монотонную серую заливку в AutoCAD прозрачность можно на некоторое время подключить к любой готовой текстуре значительно быстрее и меньшими средствами. Все это значительно упрощает процесс работы, делая его более функциональным и менее трудоемким.
Что касается ArchiCAD, то он предназначен для проектирования архитектурно-строительных конструкций и решений, а также элементов ландшафта, мебели и т. п. При работе в пакете используется концепция виртуального здания. Суть её состоит в том, что проект ArchiCAD представляет собой выполненную в натуральную величину объёмную модель реального здания. Для её выполнения проектировщик на начальных этапах работы с проектом фактически «строит» здание, используя при этом инструменты, имеющие свои полные аналоги в реальности: стены, перекрытия, окна, лестницы, разнообразные объекты и т.д. После завершения работ над «виртуальным зданием», проектировщик получает возможность извлекать разнообразную информацию о спроектированном объекте: поэтажные планы, фасады, разрезы, экспликации, спецификации, презентационные материалы и пр. ArchiCAD 13 в отличие от 3DS МАХ позволяет сразу работать над созданием своего проекта и составлять сопутствующую строительную документацию, так как программа сохраняет всю информацию о проектируемом здании или сооружении. Программа позволяет вам оформлять проект, как с помощью обычных плоских чертежей, так и 3D-модели, автоматически получать разрезы и фасады последней. Есть возможность разделить необходимую работу между пользователями локальной сети (BIM -server), помогает и позволяет вести коллективную работу над проектом.
Alias – продукт, обладающий полным набором средств динамического 3D-моделирования, которые позволяют преобразовывать концептуальные модели и сканированные данные в поверхности высокого качества для дизайна потребительских товаров, а также в поверхности класса А для автомобильного дизайна. Благодаря возможностям динамического моделирования ускоряется и упрощается процесс создания высококачественных поверхностей, готовых к интеграции в разрабатываемую модель изделия. Способность обрабатывать большие объемы данных, полученных путем сканирования, сближает процессы цифрового моделирования и подготовки физических образцов. Autodesk Alias Surface предоставляет промышленным дизайнерам эффективные средства моделирования впечатляющих, эргономичных и функциональных форм. Возможности программы позволяют достичь баланса эстетики и технической рациональности при работе с 3D моделями. При помощи Alias Surface можно легко создавать реалистичные модели. Для того чтобы точно передать проектный замысел и подтвердить соответствия проекта строгим стандартам, в сцены добавляется освещение, которое учитывается при визуализации поверхностей моделей. Высокое качество изображения обеспечивается с помощью реалистичных цветов и материалов. Проектные решения принимаются быстро, поскольку отпадает необходимость в длительных процессах рендеринга.
Maya – редактор трёхмерной графики. предлагает специалистам реализацию сквозного творческого процесса с помощью полного набора средств для 3D анимации, моделирования, создания имитаций и визуальных эффектов, рендеринга, отслеживания движения и композитинга на базе легко расширяемой платформы. Все эти возможности в виде единого приложения представляют исключительную ценность для специалистов по компьютерной графике. Maya выбирают производители компьютерных игр, которым требуется высокий уровень контроля за процессами создания продукции. В настоящее время Maya стала стандартом 3D графики в кино и телевидении. От визуализации фильмов еще перед съемкой первого кадра до создания зрелищных, достойных «Оскара» эффектов или стереоскопических постановок – Autodesk Maya для 3D анимации дает студиям и художникам все возможности для повышения качества и эффективности рабочего процесса. Идет ли речь о телевизионной рекламе, эфирной графике или насыщенных визуальными эффектами эпизодах, возможно с помощью Maya ваша продукция всегда будет соответствовать требованиям быстро развивающейся телевизионной индустрии. Ведущие архитекторы, специалисты по рекламе и дизайнеры автомобилей и потребительских товаров используют инструментарий Maya для успешной разработки, утверждения и демонстрации своих проектов.
Технология быстрого прототипирования одна из самых простых и доступных технологий прототипирования. С помощью 3D-прототипирования еще на этапе проектирования можно оценить результат и внести необходимые изменения в проект – трехмерное прототипирование позволяет тем самым снизить издержки, связанные с разработкой продукции. Любой предмет можно представить как объект, состоящий из тонких сечений. Любой предмет или вещь можно буквально вырастить послойно и без использования сложных станков и заводского оборудования. Именно послойно, сечение за сечением и выращиваются вещи по технологии быстрого прототипирования. Если вкратце, процесс следующий: на компьютере создается 3D модель предмета, который хотят получить в реальности, это может быть что угодно, от корпуса утюга до сложной скульптуры. Для моделирования используется 3D программы типа CAD. Полученную 3D модель, переводят в формат *.stl, формат который используют в установках для быстрого прототипирования. 3D модель в специальной программе режется на тонкие слои, сечения. А затем послойно выращивается в установке, по типу станка, для быстрого прототипирования. Потрогать руками созданную на компьютере модель уже через несколько часов. Притом мы получаем точную копию нашей компьютерной 3д модели. Да еще и в любом масштабе. Какой простор для творчества это открывает скульпторам, 3д моделерам, рекламщикам, да и множеству деловых людей, которые могут разглядеть в этой технологии огромный бизнес потенциал. Такая технология просто находка для фирм, которые занимаются художественным литьем металлов или пластмасс. Хотя в этой технологии делается много сувенирной продукции, в основном фигурки, проблема том, что оборудование для быстрого прототипирования стоит много денег. Диапазон цен от 20 тыс. до миллиона долларов. http://homeidea.ru/index.php?topic=15093.0 3D-принтеры, или, как их еще называют, 3D-плоттеры – недешевое удовольствие, поэтому, если Вы решили купить 3D-принтер, к выбору поставщика нужно подойти особенно тщательно. Contex Zprinter 310 Plus Уникальный монохромный струйный 3D плоттер – самый быстрый способ создания реалистичных трехмерных моделей на основе трехмерных данных 30150$. 3D плоттер Contex Spectrum Z510 (DESIGNmate Cx) Идеальное решение для создания реалистичных цветных трехмерных моделей на основе трехмерных данных 67500$. 3D плоттер Contex Zprinter 650 – это выбор тех, кому необходимы реалистичные модели с высокой детализацией. Имея разрешающую способность 600x540 dpi, ZPrinter 650 может создавать более тонкие изделия с проработанными элементами, такими как тонкие стенки на прототипах или рамы окон в архитектурных макетах 85510$.
Основные типы проектно-графических изображений и их характеристика.
Средства подачи в современном дизайн-проектировании. Специфика проектной подачи. Главные задачи проектного рисунка в контексте с другими видами изобразительного искусства.
Графическое изображение является одним из основных профессиональных средств дизайнера. Оно помогает формировать, развивать и выражать проектный замысел. Позволяет моделировать компоновку, форму, конструктивную схему и оптимальные технологические и эргономические характеристики изделия. Поэтому дизайнер прибегает к графическому моделированию на всех этапах процесса проектирования.
В основе проектно-графического моделирования лежит несколько принципов:
· соответствие графической формы содержанию проектной идеи. Если дизайнер размышляет о способах технологического исполнения изделия, он изберет для наглядного выражения своих идей соответствующие графические приемы типа «взорванный вид» (взрыв-схема), «открытая структура» и т.д.
· вариантный и экспериментальный характер эскизного поиска проявляется в том, что на каждом этапе проектирования дизайнер сталкивается с возможностью вариантного развития проектной идеи под влиянием множества разнообразных факторов;
· систематичность и логическая последовательность проектного эскизирования вытекает из последовательного развития проектного замысла.
В качестве основных типов проектно-графических изображений могут быть выделены наброски, поисковые рисунки, эскизы, демонстрационные рисунки и чертежи.
Набросок – это обобщенное изображение, которое выполняется обычно за короткий промежуток времени и минимальным количеством графических средств. Для него характерны условность и лаконичность, передача только основного и типичного, без проработки деталей. В зависимости от характера исполнения и связи с натурой наброски условно можно подразделить на наброски с натуры (зарисовки), наброски по памяти, наброски по мысленному представлению, наброски по воображению, наброски комбинированного характера.
Основное изобразительное средство контурного наброска – линия. Она служит средством выражения объема и пространства и проявляется в бесконечных вариациях. Линия бывает строгим контуром, отделяющим объект от остальной части листа, может быть прерывистой. Но какими бы различными, ни были линии контурного наброска, их роднит лаконизм и быстрота. В этом смысле линия, пожалуй, единственно подходящее средство для быстрых набросков.
В контурно-тональных набросках наряду с контуром используется тон в виде штриха или заливки. Тон помогает полнее отобразить объем, пространство, цвет и фактуру.
Наибольшее значение объем, светотень и цвет приобретают в живописно-тоновых набросках, где они становятся, наряду с пропорцией и пластикой, основными составляющими изображения. Контур как граница формы практически исчезает, или играет уже второстепенную роль. Линия и штрих обретают новые формы, часто встречается перекрещивание штрихов. Выдвигается на передний план и заливка, проявляются полутона. Упрощенность наброска исчезает. Изображение отрывается от плоскости листа, развивается в глубину. Формы становятся более реальными и ощутимыми. Такой набросок выполняется обычно по принципу живописных работ: штрих и заливка смело распространяются по всему полю листа, где-то обрываются, где-то концентрируют внимание, обобщают и выявляют главные места. Важную роль играет поле бумаги (белое или цветное). Белые и цветные пятна усиленно работают на форму, на светотеневую характеристику натуры.
Поисковый рисунок – это чаще всего монохромное обобщенное изображение проектируемого объекта, его деталей и отдельных узлов, выполняемое за короткий промежуток времени и с привлечением минимума изобразительных средств. Ценность его заключается в том, что он позволяет быстро фиксировать появляющиеся в ходе проектного анализа идеи, служит средством проектного поиска, сопровождает профессиональное общение. В поисковых рисунках отражаются первоначальные компоновки и общий вид проектируемого объекта в ортогональных проекциях, его планы, сечения, перспектива, различные детали. При этом используются методы рисования, черчения, применяются различные инструменты и приспособления, позволяющие выполнять рисунок быстро и с достаточной степенью точности.
Эскизы. Их назначение – представить определенную стадию проектного поиска в более законченном виде. В эскизах, которые выполняются более продолжительное время, творческий процесс переплетается с самим процессом рисования. По мере выражения первоначального замысла возникают новые варианты решения, уточняются и совершенствуются форма и детали объекта. Первичное эскизирование связано с поисками некоей целостности, объединяющей отдельные составные части объекта, и формированием в самых общих чертах его художественно-пластического образа. На этой стадии мысль фиксируется чаще всего с помощью перспективного рисунка. Эскизный этап должен быть выражен графически так, чтобы по нему можно было судить о существе проекта не только с позиций автора, но и с позиции зрителя. Эскиз зачастую предназначен для показа, по нему составляется мнение о проекте, и принимаются некоторые решения. Поэтому он должен быть наглядным и нести необходимую информацию. Работа над эскизом характерна разнообразием графических приемов и материалов. Эскизирование ведется теми же средствами, что и станковая графика, рисунок и живопись: карандашом, углем, сангиной, пером, акварелью, темперой, гуашью.
Демонстрационный (технический) рисунок специально предназначен для представления в завершенной в наглядной графической форме художественно-конструкторского решения. Отличие его от эскиза заключается в более высокой точности построениям законченности и реалистичности изображения. Основной элемент изображения - объект в наиболее типичном для него ракурсе – составляет центр композиции и выполняется укрупнено на переднем плане. Остальные элементы (различные ракурсы объекта, детали окружения) могут компоноваться вокруг главного без выражения непосредственной связи с ним либо по принципу сюжетной композиции. Для выполнения такого рисунка могут привлекаться все виды изобразительных средств. Тщательно прорабатывается форма изделия в целом и отдельных его деталей, выявляются материал и фактура поверхностей.
Чистовой чертеж – это уже проектная документация, где определены: размеры целого и его частей, внутренняя компоновка, цветовое решение, фактурная характеристика. Ортогональные и аксонометрические проекции и перспективы передают информацию о внешнем виде предмета. Для уяснения внутреннего строения, конструкции, компоновки блоков, их взаимосвязи и соотношения с внешней формой делаются вертикальные и горизонтальные разрезы. Эти разрезы с точки зрения передачи реальной формы условны: если с какой-то позиции человек может воспринимать предмет как ортогональную проекцию, то разрез предмета увидеть нельзя. Таким образом, «чистовой проект» сочетает в себе наглядно-изобразительный материал с условными схемами и дополняется шрифтовой и текстовой информацией. Окончательный проект является документом и поэтому к нему предъявляется ряд необходимых формальных требований. Существует несколько традиционных, видов чертежа-проекта: линейный, линейно-тональный, светотеневой (или тональный), полихромный.
Основной изобразительный язык проектной графики: черно-белый. Ее выразительные средства: точка, линия, штрих, пятно, тон, светотень, цвет, реже - текстура и фактура. Основной способ изображения линейный чертеж, внешне самый простой и наименее эффектный, но имеет свои преимущества. Линия - главное выразительное средство и возможное разнообразие ее конкретных проявлений позволяет ей играть различные смысловые роли в проектной графике. Кроме меньшей трудоемкости, он отличается лаконизмом, обобщенностью, отсутствием каких бы то ни было отвлекающих о сути дела эффектов. Вместе с тем он может обладать достаточной информативностью. Не следует думать, что линейный чертеж полностью лишен эстетических качеств. Можно очень тонко варьировать толщиной линий, от паутинных (обычно размерных) до толстых, обозначающих разрез, и добиваться их красивых сочетаний. С помощью линий можно нанести и легкую тоновую раскладку, когда штриховка создает ощущение плоскости.
Линейно-тональный чертеж сочетает линейное изображение с включением тона. Линейно-тональный чертеж относительно условен, но и в этой условности может быть заложена информация, которая может помочь раскрыть существо проекта, передать внутренний смысл композиции. Линейно-тональный чертеж часто применяется при работе над объектом, включающим пространственную среду. В проектировании интерьера цеха, например, основная задача иногда сводится к цветовой композиции оборудования. По мысли автора проекта, архитектурная оболочка (конструкции перекрытий, остекленные световые проемы) должна проходить как бы фоном, основная же композиционная тема – сложные цветные силуэты машин – должна быть выявлена.
Светотеневой, или тональный, чертеж – монохромное изображение, передающее объем проектируемого предмета с помощью тона штриховкой пером, черной тушью или акварелью, темперой. Иногда монохромный чертеж дополняется тушевкой.
Полихромный чертеж следует считать основной формой подачи дизайн-проекта. Дизайнерский чертеж делается полихромным для того, чтобы передать реальный цвет предмета (или соотношение цветов, если их несколько), ею фактуру и материал. Поэтому часто (особенно в проектах небольших вещей, исполняемых в натуральную величину или в небольшом масштабе) цветопередача близка к предполагаемой окраске предмета в натуре.
Активное введение в структуру линейного рисунка штриха («штрих по форме») или тоновых заливок (черных или цветных) существенно увеличивает выразительные, информационно-содержательные возможности проектной графики и расширяет спектр ее художественных форм. Традиционная проектная задача моделирования светотеневых отношений в изображении объемной формы может графически решаться по-разному. По-прежнему немалыми возможностями в этом плане обладает классический карандашный рисунок, способный тонко моделировать геометрически сложные формы в любом ракурсе восприятия и при любой условной освещенности, а также светооптические эффекты, характерные для прозрачного конструкционного материала. Это же можно отнести и к возможностям иных грифельных «мягких» материалов, пригодных для моделирования растушевкой нюансно-различимых тональных оттенков – сангины, соуса, угля, пастели, мела по темной, тонированной бумаге. Более тонкое и точное графическое моделирование объемно-пластических особенностей и освещенности сложной формы объекта становится возможным при пользовании аэрографом. Работа аэрографом располагает к полихромной проектной графике, моделированию не только светотеневых, но и цвето-графических отношений, цветоконтрастов. Красочными материалами при этом могут быть: тушь цветная и черная, акварель, гуашь, темпера и даже нитроэмаль. Разновидности аэрографики, дающие спецэффекты: нанесение краски через разного типа сетки и нанесение краски под острым углом к поверхности, фактурно подготовленной.
Отмывка лессировочная (прозрачно-многослойная) китайской тушью является классической проектно-графической технологией, заимствованной дизайном у архитектуры. Отмывка и аэрографика имеют близкие выразительные возможности и предназначены для решения одного класса задач. Практикуется и акварельная покраска в технике отмывки лессировочным или «корпусным» (полупрозрачным, укрывистым) колером, что позволяет получать высокую степень законченности графического изображения проектируемых объектов. На основе отмывки возможно проектное моделирование структурно-пластически и сложных форм – с богатой игрой светотени. Ахроматическая лессировочная отмывка строится стадийно и многослойно при постепенной их колористки. Таким образом, на этом первом этапе работы идёт определенный отбор изобразительных средств и материалов.
Иная ситуация возникает при проектировании машин, приборов или транспортных средств, когда проектирование одновременно идет как изнутри (от внутреннего устройства), так и извне (от целостного решения внешней формы). Поиски при проектировании «изнутри» ведутся на разрезе, в условной графике. При компоновке составных блоков или частей объекта, в варьировании их взаимоположения может помочь цвет; блоки можно обозначить цветным карандашом или фломастером, а линию разреза – черным. Условное цветообозначение применяется и несколько иным образом, когда цвет связывается не с каким-либо физическим объемом, а с механизмом, частью внутреннего устройства. Определенным цветом, например, можно обозначить коммуникации, проходящие внутри машины, обрабатываемое сырье и т.п. Цветовые пятна, обозначающие блоки, можно заменить вырезками из бумаги.
Работа над внешней формой предмета ведется общепринятыми графическими средствами, известными студентам по занятиям рисунком.
Специфически проектная графика сопутствует компоновке значительных пространственных систем (цехов, благоустройства призаводских площадок или мест отдыха). Здесь делают перспективные наброски с разных точек зрения, или для большей точности строят перспективу основных ограждающих плоскостей (пола или земли, потолка, стен). В полученный таким образом «каркас» врисовывают (в разных вариантах) предметы обстановочного комплекса – станки или мебель, аттракционы или стенды. Иногда, чтобы облегчить эту работу, плоскости разбивают на квадраты.
Когда компоновка идет на плане, то проектировщик должен найти графический эквивалент мебели, машин, зелени и как бы условное их обозначение. Их рисунок не должен быть сложным, а общий стиль не должен нарушать целостности всего изображения. Иногда пользуются обозначением отдельных предметов или целых зон цветом.
Используя те или иные материалы, следует учитывать возможность вносить в эскиз какие-либо изменения в процессе работы. Когда поиск ведется на одном и том же листе и проектировщик, стирая одни линии, проводит другие, следует применять легко удаляемый с бумаги материал.
Не менее важным в проектной графике является изображение среды. Включение ее элементов связано, прежде всего, с масштабностью объекта и характером взаимосвязей его со средой. Для выявления масштаба изображение дополняется элементами среды, хорошо знакомыми зрителю (человек, растительность, архитектурные сооружения и т.п.).
Особые выразительные возможности заложены в проектно-графической технике аппликации и коллажа. При использовании первой из них обычно оперируют цветной бумагой и клеем. Наиболее эффективна она в проектном вариантно-компоновочном поиске, в эскизах и оригинал-макетах полиграфических изданий и при разработке декоративных пятен в структуре интерьеров (панно, гобеленов, витражей). Коллаж - близок к фотомонтажу, это более сложная графическая техника, требующая определенной подготовки и качественного, выразительного исходного графического (часто фотографического) материала. На этой основе получают оригинальные, островыразительные решения, нередко наполненные глубоким смыслом.
Ни одна из изобразительных графических техник не способна столь явно отражать творческую индивидуальность автора-исполнителя проектных эскизов как техника черно-белого линейно-графического рисунка кистью. Разнотолщинная, энергичная и «живая» графическая линия в таких рисунках несет с собой особые эстетические качества. Помимо описанных выше, широко употребительны в дизайнерском проектировании следующие графические техники:
· рисунок авторучкой с последующей частичной размывкой линий (кисть, вода);
· рисунок авторучкой со специально расточенным на наждачной бумаге пером, дающим активную, уширенную линию и быстрые заливки;
· рисунок шариковой ручкой (способной заменить в эскизах перо, рапидограф, рейсфедер, фломастер), отличающийся своеобразной «мягкостью» тонкой равнотолщинной линии и штриха;
· рисунок фломастером, дающим выразительную, экспрессивную и «сочную» линию переменной ширины в линейно-штриховых эскизах, а также композиционно активные тональные заливки.
Основные категории композиции в дизайне (на примере интерьера).
Сущность композиционной структуры. Задачи и цели любой композиции. Композиционные принципы и их сущность Отличия абстрактной композиции и композиции в виде предметно-пространственной среды или промышленной формы. Суть работы композиционных принципов в интерьере.
Композиция (сочинение, составление, расположение – лат.) – объединение отдельных элементов произведения в единое художественное целое, в котором в конкретной зрительной форме наиболее ярко раскрывается содержание.
Цель композиции в дизайне – утилитарно оправданная форма вещи, имеющая функциональную, конструктивную и эстетическую ценность.
Задача композиции – зрительно объединить все элементы композиции между собой так, чтобы наиболее выразительно показать специфику назначения этого помещения, значительность и красоту каждого отдельного элемента или фрагмента интерьера. Основными задачами композиционного построения является создание гармоничного, художественно-выразительного образа и обеспечение целостности и единства общего решения, где любое объемно-пространственное формирование предполагает взаимосвязь отдельных элементов.
Основные средства и принципы композиции:
- метрический повтор (многократное чередование какого-либо элемента с одинаковым интервалом);
- ритм (в ритме, в отличие от ритмического повтора, последовательность элементов не одинакова, а разнообразна. Ритм отличает наличие акцентов.);
- динамичность (прием создающий ощущение напряжения);
- статичность (в интерьере визуальное состояние покоя)
- тектоника (отражение в форме ее конструктивного начала, насколько объект надежен, устойчив, насколько он способен создать человеку надежную защиту);
- объемно-пространственная структура (расположение объектов в пространстве, взаимодействие объектов и пространства);
- пропорциональность (соразмерность);
- равновесие (ощущение стабильности, уравновешенности);
- симметрия(соразмерность) (Все элементы композиции страницы должны занимать площадь, соразмерную с их значением в композиции как едином целом. Одинаковость элементов по цвету, размеру или другим качествам вызывает монотонность.);
- асимметрия (несоразмерность. Нарушение или отсутствие симметрии);
- контраст (привлечение внимания к одному определённому элементу - использовать контрастный цвет, размер или стиль);
- фактура (в композиции дизайна интерьера – это прежде всего внешняя особенность материала, используемого в отделке помещений)
- пластика (согласованность, гибкость, плавность, связанность переходов от одной части к другой);
- единство характера (соединение всех элементов в единое целое, они должны быть так взаимосвязаны, чтобы композиция в целом производила гармоничное впечатление.).
Одна из целей абстрактной композиции – создание определенных цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у смотрящего разнообразные ассоциации. Пятна и линии взаимодействуют и складываются комбинации на плоскости. В абстрактной композиции нет ощущения объема, композиция сама по себе эмоциональна, присутствуют психологические факторы (чувства, эмоции), которые передаются по средствам цвета.
Результат композиции предметно-пространственной среды или промышленной формы – объемная форма. Все линии соподчинены и взаимосвязаны, характерная черта – объемность предметов. В отличие от абстрактной композиции изначально задается тематика, для ее построения поставлена цель и задачи. Объёмно-пространственное композиции актуальны в архитектуре и средовом дизайне в создании, городского пространства и интерьера. Результатом применения композиционных основ станет создание среды: спокойной, уравновешенной, динамичной, эмоционально-напряженной, провоцирующей человека определенное (запрограммированное автором проекта) действие
Художественные качества интерьера зависят от целостного подхода и согласованности всех его элементов между собой. Ошибочным является подход, когда пытаются раздробить помещение на отдельные кусочки и решить каждый кусочек в отдельности, когда пытаются найти красивый потолок в спальню, потом начинают думать, какой сделать потолок в ванной комнате. Чтобы такой беды не происходило, необходимо подходить ко всему помещению комплексно. Увязывать каждую деталь, каждый элемент со всеми остальными элементами дизайна.
Композициионая схема интерьера заложена в основу архитектуры любого здания, главная роль в интерьере принадлежит не деталям, а принципам общего архитектурного построения. Схемы композиции интерьера:
· зальная – все функции здания сосредоточены в одном помещении (например, крытый рынок);
· центрическая – группировка меньших пом-ний вокруг боль-го, глав-го (зрелищные и выставочные залы);
· анфиладная – помещения расположены одно за другим (музеи, универмаги);
· коридорная – помещения распол. с 1ой или 2х сторон связывающего их коммуникационного коридора;
· секционная – здание состоит из нескольких изолированных друг от друга секций (секционные дома);
· смешанная – зальная, центрическая и анфиладная композиции образуют цельный интерьер.
Основные требования к оформлению дизайн-проекта.
Структура пояснительной записки. Объем проектно-графического материала. Основные отличия рекламной и проектной подачи. Роль макетирования в проектной подаче. Виды макетных работ и задачи, связанные с ними. Суть пояснительной записки. Основные пункты пояснительной записки.
Структура художественно-творческого проекта включает в себя следующие элементы:
Вводная часть: 1. Титульный лист; 2. Список исполнителей; 3. Реферативная часть;
4. Содержание
Основная часть (предпроектная): 1. Введение; 2. Анализ предпроектной ситуации;
3. Определение потребителя; 4. Выявление проектных проблем; 5. Формирование проектных задач; 6. Формулировка проектной концепции; 7. Описание окончательного проектного решения
Проектная часть: 1. Экономическое обоснование проекта; 2. Эргономическое обоснование проекта; 3. Описание жизненного цикла проекта
Заключение, Библиографический список, (список литературы и программное обеспечение), Приложения
В реферативной части указывается количество проектно-графического материла, структура пояснительной записки, количество иллюстративного материала, приводится ассоциативный ряд к проекту, состоящий из ключевых слов (количество ключевых слов 5-15). Определения объект проектирования, цель и методы работы, определяется степень значимости. Во введении обосновывается актуальность выбора темы, раскрывается состояние проблемы, формулируется цель и задачи проекта, методы и приемы создания дизайн-проекта. Анализ предпроектной ситуации включает в себя анализ ситуации, связанной с проект-м объектом, анализ прямых, косвенных аналогов, и существующих прототипов. Определение потребителя. Выявление проектных проблем направлено на определение трудностей, связанных с проектной ситуацией как с функциональной, так и с психоэмоциональной точек зрения. Формирование проектных задач и формулировка проектной концепции представляют собой выбор общего направления решения проектных задач Описание окончательного проектного решения включает в себя описание функционального и композиционного решения в контексте с проектной ситуацией и проектными проблемами. Экономическое обоснование проекта включает в себя расчеты на предмет целесообразности осуществления проектного замысла, выбор наиболее оптимальных с экономической точки зрения путей внедрения разработки. Эргономическое обоснование проекта осуществляется на основе существующих понятий о взаимодействии человека и предметно-пространственной среды, Описание жизненного цикла проекта включает в себя возможности внедрения проектируемого объекта, актуальности на протяжении длительного периода времени, а также возможности модернизации и утилизации. В заключении перечисляются возможности его использования в проектной ситуации, формулируются выводы проекта. В приложении размещается эскизный материал, альтернативные варианты, варианты различного использования цвета и графики.
Рекламная подача – это наиболее эффективный инструмент информирования большого числа потребителей о товаре и его свойствах. На первом этапе вывода товара на рынок обычно используют массовую информирующую рекламу, которая обеспечивает узнаваемость товара покупателями. На втором этапе интенсивность рекламы снижается, и она становится увещевательной. На третьем этапе, когда товар известен и его неплохо покупают, используется напоминающая реклама в небольшом количестве, призванная поддерживать интерес к товару и не позволяющая переключиться на товары конкурентов.
Рекламная подача осуществляется с помощью печатной продукции – каталоги, буклеты, листовки, записные книжки, открытки; прессы, которая включает рекламные объявления и статьи, эту рекламу увидит множество людей; теле- и радиореклама: реклам. ролики на радио и ТВ; почт. реклама включает в себя целевую рассылку рекламных материалов по обычной либо электронной почте; наружная реклама включает в себя рекламные щиты, световые вывески, витрины, фирменные вывески, указатели проезда, рекламу на транспорте.
Проектная подача осуществляется с помощью планшетов, презентации, видеоролика, макета. Она рассчитана на определенную группу людей, с определенной целью. Проект направлен на поиск производителя. Реклама рассчитана на готовую, уже созданную продукцию, она направлена на поиск потребителя.
Макетирование – процесс композиционного размещения соотносящихся друг с другом элементов. Конечный результат – макет. Самый последний, подписанный в производство макет – оригинал-макет.
1. Макет в полиграфии – эталон для верстки полос издания и монтажа, с раскладкой полос на печатном листе, утвержденный издательством. Процесс композиционного размещения элементов на формате. Различают макеты художественного оформления издания, верстки и издания в целом. Полиграфическое макетирование – изготовление макета издания или части.
2. Макет в web-дизайне – виртуальное электронное макетирование с помощью html – таблиц или графических редакторов на экране монитора. Визуальная и пока не интерактивная часть будущего интернет-проекта. Такой фор-эскиз позволяет дизайнеру визуализировать заказчику стиль, креативную идею, товарный вид и т.д. разрабатываемого проекта.
3. Промышленный объемный макет (модель) – натуральное макетирование предполагаемой формы будущего изделия с применением необходимых материалов и используя современные технологии. Такая объемная модель строится как в натуральную величину, так и в масштабном соотношении. Материалы для макетов - все, что выгодно представит в объеме разрабатываемый продукт. Пластилин, бумага, пенопласт, стекло, металл или песок, главное, чтобы фактура материала работала максимально выразительно, а свойства материала позволили использовать его максимально выигрышно.
Роль макетирования – при помощи макетирования можно создать объемную визуализацию объекта в заданном масштабе. При выполнении макета соблюдаются общие пропорции по средствам масштабирования. При помощи макета в создаваемую сцену можно вписать важный элемент интерьера (например, декоративная стена или потолок), а также можно передать цветовое решение объекта.
Основные типы товарных знаков и их роль в формировании фирменного стиля компании. Инструментарий дизайнера для проектирования товарных знаков.
Определение товарного знака. Товарный знак как элемент фирменного стиля, его специфика и задачи. Дифференциация товарных знаков, исходя из их структуры. Специфические особенности проектирования товарного знака. Изобразительные средства, используемые дизайнером при работе с товарными знаками. Вид дизайна, к которому относится проектирование товарных знаков. Программные продукты, наиболее подходящие для данной работы.
Товарный знак (другие используемые названия: знак обслуживания, фирменный знак, англ. trade mark) является центральным элементом фирменного стиля. Не совсем корректным является определение товарного знака (ТЗ) как торговой марки. Товарный знак (ТЗ) представляет собой зарегистрированные в установленном порядке изобразительные, словесные, объемные, звуковые обозначения или их комбинации, которые используются владельцем ТЗ для идентификации своих товаров. Исключительное право владельца на использование товарного знака обеспечивается правовой защитой со стороны государства.
Товарный знак должен обладать рекламоспособностью. При разработке нужно добиваться того, что бы товарный знак:
· с первого взгляда передавал потребителю конкретную информацию о статусе фирмы, роду ее деятельности (банк это, тур-фирма, клуб или сервисный центр);
· обладал отличительными, неповторимыми чертами;
· был качественно выполнен (на настоящий знак хочется смотреть, как на любую совершенную вещь);
· был простым для восприятия (обладал свойствами пиктограмм, но при этом нес индивидуальную информацию);
· обладал запасом новизны (оставался современным на протяжении многих лет);
· подходил для применения во всех видах, формах и жанрах рекламы (был узнаваем и выразителен при исполнении на бумаге, металле, на плакате и в рекламном ролике, при увеличении и уменьшении).
· был патентноспособен.
Товарные знаки отличаются своей многочисленностью и многообразием. Выделяют пять основных типов ТЗ:
· словесный ТЗ. Например: "IBM", "Adidas", РАО "Газпром", "Балтика", "Московская Сотовая Связь" и др. Словесный ТЗ – самый распространенный тип товарных знаков. Примерно 80% всех регистрируемых ТЗ относится к этому типу;
· изобразительный ТЗ представляет собой оригинальный рисунок, эмблему фирмы. Например, характерная изогнутая линия как товарный знак фирмы Nike, производящей спортивный инвентарь; стилизованная старинная ладья, вписанная в овал, - ТЗ "АвтоВАЗ", и т. п.;
· объемный – зарегистрированный знак в трехмерном измерении. Например, специфической формы бутылка от "Coca-Cola" (тоже обеспечена правовой защитой); флакон духов "Дали" и т. д.;
· звуковой ТЗ в недавнем прошлом был больше характерен для радиостанций и телекомпаний (например, вступительный такт музыки к песне "Подмосковные вечера" – ТЗ радиостанции "Маяк"). В последнее время данный вид ТЗ все шире используется в рекламной практике фирм, работающих в других сферах бизнеса. Например, оригинальные музыкальные фразы в корпоративной рекламе растворимого кофе "Nescafe" фирмы Nestle ("Нового дня глоток!"). Очень сильный коммуникационный заряд несет такой шаг фирмы Zippo, как регистрация в качестве звукового ТЗ щелчка зажигалки;
· комбинированные ТЗ представляют собой сочетания приведенных выше типов. Например, комбинация логотипа и объемной скульптурной группы "Рабочий и крестьянка" В. Мухиной - товарный знак киностудии "Мосфильм".
Понятие «морфология в дизайне». Примеры морфологической структуры одного из дизайн-продуктов.
Определение морфологии. Суть морфологического подхода. Последовательность действий при анализе структурных связей и отношениями между предметами, явлениями, идеями при морфологическом подходе.
Морфология (от греч. μορφή «форма» и λογία «наука») в широком понимании – наука о формах и строении. В узком смысле – строение, структура формы изделия (объекта, системы), организованная в соответствии с его функцией, материалом и способом изготовления (образования).
В инженерной практике обычно отсутствуют способы, позволяющие по условиям технического задания сразу же выбрать оптимальную структуру устройства. Поэтому процесс разработки носит итеративный характер. Обычно разработчик определяет, к какому классу устройств будет принадлежать проектируемое устройство, а затем пытается сузить этот класс, опробоват ь несколько технических решений, принадлежащих данному классу, и выбрать, то, которое является наиболее оптимальным.
Суть морфологических методов заключается примерно в том же: сначала мы определяем пространство поиска, которое обязательно должно включать в себя искомое решение (схему устройства), а затем сужаем это пространство, осуществляя поиск этого решения. Но в отличие от первого варианта, морфологический подход более формален и допускает компьютерную реализацию. Пространство поиска называется морфологическим множеством, а процесс определения это пространства – морфологическим анализом. Поиск решения называется морфологическим синтезом.
В результате морфологического анализа определяется морфологическое множество или множество альтернатив (альтернативных решений). Такое множество должно содержать все структурные решения устройств рассматриваемого класса, как реально существующие, так и потенциально возможные, патентоспособные структуры. Естественно, задать все такие структуры прямым перебором невозможно, так как мощность морфологического множества обычно оказывается очень большой. Поэтому для его задания проводят классификацию устройств, входящих в это множество, выделяя классификационные признаки и определяя их возможные значения. Особенностью такой классификации является то, что она является строгой в том смысле, что задав все значения классификационных признаков, мы можем однозначно идентифицировать структуру устройства.
В процессе морфологического синтеза мы ищем структуру синтезируемого устройства, проводя поиск на морфологическом множестве. Морфологический синтез имеет комбинаторную природу. Но так как мощность морфологического множества оказывается очень большой, то осуществить его полный перебор не представляется возможным, ни вручную, ни с помощью существующих вычислительных машин.
Все осложняется еще и тем, что отсутствуют универсальные алгоритмы, позволяющие найти глобальное оптимальное решение за полиномиальное время. Поэтому для решения таких задач широко применяются эвристические методы. Такие методы могут быть как общими: совершенствование прототипа, древовидное и лабиринтное конструирование, так и частными, специфичными для данного класса устройств, являющимися частью знаний предметной области. С недавнего времени в морфологическом синтезе все более частое применение находят так называемые генетические алгоритмы, имитирующие эволюционный процесс в природе.
Если помимо структуры необходимо найти еще и параметры элементов, составляющих эту структуру, то, получим структурно-параметрический синтез. Так как любое устройство или система имеет структуру, а элементы, которые составляют эту структуру, имеют параметры – то методы структурно-параметрического синтеза могут быть применены практически во всех областях научно-технических знаний.
Морфологическое множество включает в себя все структурные решения объектов рассматриваемого класса. Такое множество может быть как неупорядоченным, так и частично упорядоченным. Если мы просто говорим о морфологическом множестве, то подразумеваем просто все множество структур объектов, которое не является упорядоченным. Если мы представляем это множества с помощью морфологического дерева или каким-либо иным способом, то мы тем самым упорядочиваем его. Причем следует обратить внимание, что мы можем одно и тоже морфологическое множество упорядочить разными способами, создавая различные системы классификационных признаков, хотя сами эти классификационные признаки могут быть одинаковыми.
Пример морфологического дерева
Пример морфологической таблицы
Форма столешницы | Форма сечения ножек | Число ящиков | |
Обеденный стол | прямоугольная, круглая, овальная | прямоугольная, круглая | |
Письменный стол | прямоугольная | прямоугольная, круглая | 2,3,4 |
Принципы формообразования в дизайне на примере абстрактной композиции.
Понятие формы. Факторы, влияющие на формообразование. Проблемы формообразования в дизайне. Классификация факторов формообразование. Формообразование в художественном проектировании. Формообразование как решающая стадия дизайнерского творчества. Зависимость формообразования от материалов и конструкций.
Форма – 1) морфологическая и объемно-пространственная структурная организация вещи, возникающая в результате содержательного преобразования, материала; 2) внешнее или структурное выражение какого-либо содержания, важнейшая категория и предмет творческой деятельности – литературы, искусства, архитектуры и дизайна. Форма живет как в пространстве, так и во времени восприятия и несет в себе ценностно-ориентированную информацию.
Дизайн-форма – особая организованность предмета (промышленного изделия), возникающая как результат деятельности дизайнера по достижению взаимоувязанного единства всех свойств изделия – конструкции, внешнего вида, цвета, фактуры, технологической целесообразности и пр. Отвечает требованиям и условиям потребления, эффективному использованию возможностей производства и эстетическим требованиям времени.
Формообразование – категория художественной деятельности, дизайнерского и технического творчества, выражающая процесс становления и созидания формы в соответствии с общими ценностными установками культуры и с теми или иными избранными концептуальными принципами, имеющими отношение к эстетической выразительности будущего произведения, функции, конструкции и материалу. В процессе Ф.изделии определяются его функционально-конструктивная, пространственно-пластическая, технологическая структуры.
Факторы формообразования – жизненные условия и обстоятельства, оказывающие влияние на формообразование, понимаемое как синтез ряда объективных социально – экономических, функциональных, деятельностных, инженерно – технических и других сложно взаимодействующих аспектов образа жизни.
Наиболее полное отражение Факторы формообразования находят в творческих концепциях, формулирующих цели и задачи проектирования. Но на деле некоторые из них не обладают набором реально необходимых проектных задач, что ведет к различного рода негативным последствиям. Например, радикальный функционализм переоценивает утилитарно – практические факторы формообразования, также как и увлечение «высокими технологиями» в ущерб традиционным формам; постмодернистские концепции, наоборот, выпячивают субъективные стороны проектных задач.
Поэтому возникает особая проблема дизайнерского проектирования – классификация факторов формообразования, определяющая объективность тех требований, которые в данной концепции станут главными, «первичными». Диалектика связей в системе противоречивых запросов к организации дизайн – проекта заставляет предполагать, что приоритет здесь должен принадлежать оптимальности функционирования объекта. Но в реальности акценты могут меняться, поскольку очень часто материально – технические и эксплуатационные проблемы становятся главными в системе проектирования, вытесняя из процессов формообразования «человеческие факторы». Поэтому надо уметь, раскрывая связи субъективных и объективных сторон формообразования, увидеть обусловленность концепций формообразования как синтеза процессов субъективизации объективного.
Классификации дают возможность анализа вариантов влияния определенных групп Факторов формообразования на морфологию объектов проектирования. Распространенное представление о соответствии функции и формы обычно сводит проблематику взаимодействия жизненных процессов и морфологию к вопросу – должна ли выражаться функция в форме или последняя «свободна» по отношению к функции. В действительности эти связи гораздо разнообразнее. И классификационный анализ позволяет выявить механизм сцепления основных групп факторов между собой и связать – через оценку психологического содержания процессов – социально-функциональную проблематику формообразования с его эстетическими аспектами. Причем в условиях массового проектирования с его узкой специализацией анализ форм жизнедеятельности как основы формообразования особенно актуален. Часть проектировщиков до сих пор видит объект дизайна не как элемент среды, а как самостоятельный «конгломерат», соединяющий всего лишь узко утилитарные и технические требования, и некую эстетически значимую форму, что чревато ошибками в работе.
Но этого мало. Анализ условий формообразования позволяет выявить и такие зависимости морфологии от жизненных обстоятельств, которые фиксируются не требованиями жизни, а выбором направлений проектного поиска: способов производства, материалов, конструктивных систем и т.п.
Объективная обусловленность Факторов формообразования и морфологии определяет специфику видов архитектурного и дизайнерского творчества, которые можно подразделить на три направления.
1. Многофакторное формообразование с доминированием организации процессов жизнедеятельности. Пример – жилище, главенствующее в городской среде. Здесь предметно-пространственные комплексы позволяют размещать относительно равнозначные по требованиям и разнообразные по форме образования с общим эмоционально-нравственным климатом, настроенным на спокойствие, комфортность, что способствует появлению у проживающих чувств коллективности, причастности к обжитому месту.
2. Формообразование с доминирующими функционально-технологическими факторами – объекты производственного назначения, где определяющим являются требования к организации трудовых процессов. Эта среда образована архитектурно-дизайнерскими комплексами, обеспечивающими эффективность основного вида деятельности, в том числе – за счет ощущения удовлетворенности результатами своего труда.
3. Формообразование с доминирующим информационно-эмоциональным (социокультурным) фактором. К этому типу относятся некоторые общественные здания, садово-парковая архитектура и монументальные комплексы. Для них характерно выдвижение на первый план учета восприятия социально-культурного содержания проходящих здесь процессов. К примеру, театральное здание, которое организуется как среда для мощных эмоциональных состояний, активно воздействующих на человека. Проектная организация подобных объектов складывается чаще всего под влиянием того образа, который закладывается в основу ее художественного решения.
Формообразование в художественном проектировании включает пространственную организацию элементов изделия (комплекса, среды), определяемую его структурой, компоновкой, технологией производства, а также эстетической концепцией дизайнера. Формообразование – решающая стадия дизайнерского творчества; в его процессе закрепляются как функциональные характеристики объекта проектирования, так и его образное решение.
Принципы формообразования:
1. Рациональность. Под рациональностью в композиции понимается логическая обоснованность, целесообразность формы. Соблюдение данного принципа связывается с выполнением двух главных условий: во-первых, установление тесной связи формы с её функциональным содержанием, во-вторых, необходимость чёткой рациональной разработки собственно с художественной формы.
2. Тектоничность. В своей основе этот принцип означает соответствие формы конструкции. При таком соответствии конструкция становится композиционно-пластическим средством формообразования. (Тектоника в дизайне – закреплённое в форме дизайнерского объекта опосредованное представление о закономерностях его функционально-конструктивного решения, своего рода «изображение» напряженности состояния некоей целостности, иллюстрирующей логику и устойчивой его конструктивной, функциональной или визуальной структуры. Тектоника в дизайне как художественное средство дизайн-проектирования есть синтез трёх начал: выражения в форме изделия работы материала и конструкции, отражения в творческом методе автора культурно-исторических представлений о выразительности языка тектонических форм, понимание тектоники как символа целостности формы изделия).
3. Структурность. Цель структурного формообразования – нахождение гармоничной связи между элементами, составляющими форму. Такая связь выражается в соподчинённости элементов. В соответствии с ней принцип структурности обозначает соподчинённость или чёткость, ясность, слаженность внутреннего строения формы.
4. Гибкость. Форма должна быть способна к развитию, сохраняя при этом целостность.
5. Органичность. Этот принцип определяет собой построение композиции с учётом закономерностей формообразования, проявляющихся в природе. Ос
Дата добавления: 2015-04-10; просмотров: 21709;