Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
Методы устного контроля и самоконтроля | Методы письменного контроля и самоконтроля | Методы практического контроля и самоконтроля |
Индивидуальный опрос | Письменные контрольные работы | Машинный контроль |
Фронтальный опрос | Письменные зачеты | Контрольно-лабораторный контроль |
Устные зачеты | Письменные экзамены | |
Устные экзамены | Письменные работы |
Предлагаемый подход к классификации методов не исключает возможности дополнения его новыми частными методами, возникающими в ходе совершенствования процесса обучения в современной школе.
К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их разъяснения преподаватель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а обучаемые посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают.
Наглядные методы достаточно важны для обучаемых, имеющих визуальное восприятие действительности. Современная дидактика требует наиболее рациональных вариантов применения средств наглядности, позволяющих достичь большего образовательного и воспитательного, а так же развивающего эффекта. Она ориентирует педагогов на такое применение наглядных методов обучения, чтобы одновременно иметь возможность развивать и абстрактное мышление обучаемых. (изучали: И.П. Павлов – О первой и второй сигнальных системах, Л.В. Занков)
Практические методы обучения охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности обучаемых. Во время использования практических методов обучения применяются приемы: постановки задания, планирования его выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа итогов практической работы, выявления причин недостатков. К практическим методам относятся письменные упражнения, где в ходе упражнения обучаемый применяет на практике полученные им знания.
Индуктивные и дедуктивные методы обучения характеризуют исключительно важную особенность методов – способность раскрывать логику движения содержания учебного материала. Применение индуктивных и дедуктивных методов означает выбор определенной логики раскрытия содержания изучаемой темы - от частного к общему и от общего к частному.
Репродуктивные и проблемно поисковые методы обучения вычленяются, прежде всего, на основе оценки степени творческой активности обучаемых в познании новых понятий, явлений и законов. Репродуктивные методы обучения не позволяют в должной мере развивать мышление, и особенно самостоятельность, гибкость мышления; формировать у обучаемых навыки поисковой деятельности (изучали: М.И. Махмутов бинарные методы).
Специфика применения общедидактических методов обучения на занятиях по дизайну и компьютерной графике:
· Словесные методы нужны для ознакомительных лекций (знакомство с программой, понятием, стилем, направлением);
· Наглядные методы наиболее важные – позволяют развивать абстрактное мышление (примеры работ в этом направлении, возможности программы);
· Практические методы должны занимать наибольшее количество времени занятий (апробация полученных знаний, выработка умений);
· Репродуктивные методы не желательны для уроков по дизайну, только в начале изучения сложной темы – они не развивают фантазию и образное мышление;
· Проблемно-поисковые методы наиболее важные, так как с помощью них обучающийся развивает образное мышление, дедукцию.
Специальные методы обучения дизайну и компьютерной графике и особенности их применения:
· Метод самостоятельного изучения и ознакомления с программой (преподаватель дает некоторое время, чтобы обучающийся сам посмотрел интерфейс программы, попробовал различные средства, самостоятельно проанализировал стилевое направление и выразил свою точку зрения – позже педагог объясняет.
· Метод формообразования – в основе любой композиции должна быть форма;
· Композиционный метод – в любой композиции должен быть центр;
· Метод от простого сложного (прежде чем изучать 3D графику следует изучить векторную графику)
Компьютерная графика – средство развития художественно-композиционного мышления
Понятия «мышление», «художественно-композиционное мышление». Компоненты художественно-композиционного мышления. Особенности различных видов художественного мышления. Методики (методы) развития художественно-композиционного мышления школьников на занятиях по компьютерной графике. Развитие художественно направленного музыкального мышления на уроках MKT в школе (лицее). Восприятие и осмысление художественных образов в контексте компьютерной графики.
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности.
Конкретно-действенное мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление – это, прежде всего, техническое, конструктивное мышление. Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно.
Конкретно-образное, или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.
Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.
Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и абстрактное мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает, то один, то другой, то третий вид мышления.
Если мышление рассматривать в процессе развития его у детей, то можно обнаружить, что раньше всего возникает мышление конкретно-действенное, потом конкретно-образное и, наконец, абстрактно-логическое.
Три стадии развития творческого мышления:
Наглядное мышление позволяет учащемуся понимать пространственные и временные отношения. Очень важными для развития мышления являются задания на исследование образа-представления, на развитие фантазии.
· Четкое и ясное представление образов предметов;
· Хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление;
· Способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей;
· Способность комбинировать части объектов и создавать объекты с новыми свойствами.
Одним из направлений развития творчества на этапе наглядного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов.
Причинное мышление связано с выходом за пределы представляемого образа и изучение его в более широком теоретическом контексте. Способность управлять своим мышлением, ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственные зависимости, рассматривать факты с позиций выдвинутых гипотез – это является основными предпосылками творчества на этапе причинного мышления. Оценка своей и чужой деятельности с точки зрения законов природы и правил общества является критичностью мышления.
Эвристическое - мышление, которое, опираясь на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные, неопределенные, проблемные ситуации.
Проанализируем компоненты, составляющие художественное мышление, это:
· Аналитические составляющие: логичность, подвижность, избирательность, сообразительность, ассоциативность, способность дифференцировать и т.д.;
· Эмоциональные компоненты: эмоциональная оценка событий, фактов, явлений, произведений искусства, яркость образов;
· Созидательные компоненты: поиск нетрадиционных решений, рациональный подход, проявление индивидуальности, оригинальности, умение предвидеть результат, стремление соединить в работе лучше характеристики и удачные находки подобных творческих заданий, выбор правильного и наиболее рационального пути для достижения поставленной цели, умение аналитически и доказательно оправдать свое решение.
Развивая в процессе занятий компьютерной графикой творческое мышление, мы задействуем весь аппарат мыслительной деятельности человека. Развитие художественно-творческого мышления способствует формированию нового, более высоко уровня эстетического воспитания и творческого развития личности в целом.
Методические приемы, стимулирующие активизацию мышления на занятиях компьютерной графики.
· Система наводящих вопросов, помогающих анализировать процесс деятельности;
· Сравнительный анализ аналогичных профессиональных работ в контексте основной темы;
· Разнообразные по типу и характеру задания;
· Самостоятельная работа учащихся, предоставление каждому из них свободы для художественно-творческого решения общей учебной задачи;
· Деловые игры на занятиях;
· Обсуждение, анализ и оценка работ учащихся.
Компьютерная графика как средство развития восприятия цвета.
Восприятие как процесс категоризации. Бессознательные аспекты художественного восприятия. Основные положения психологии цвета. Особенности восприятия цвета. Методы и приемы, упражнения на развитие восприятия цвета в процессе обучения компьютерной графике (на примере конкретного учебного материала).
Компьютерная графика – область деятельности, в которой компьютеры используются как инструмент для синтеза (создания) изображений, так и для обработки визуальной информации, полученной из реального мира. Также компьютерной графикой называют результат такой деятельности.
Категоризация восприятий как одно из проявлений активности чувственного отражения имеет большое значение в познавательной деятельности субъекта. Она служит необходимым моментом связи между чувственным и рациональным познанием. Значение категоризации отражаемых объектов в процессе их восприятия заключается в том, что она позволяет выходить за границы непосредственной сенсорной информации. Категории, используемые субъектом для идентификации и классификации чувственно воспринимаемых предметов, формируются на основе сенсорных данных в процессе его практической деятельности, обучения и общения с другими людьми, т. е. под определяющим воздействием социальных факторов, человеческой культуры. Поэтому полнота и богатство чувственных восприятий в значительной мере обусловлены социально. Отнесение предмета или события при его восприятии к определенной категории, в формировании которой принимали участие все органы чувств, позволяет субъекту выходить за пределы непосредственно воспринимаемых свойств этой вещи или события и предсказывать другие, еще не воспринятые свойства данного объекта.
Цвет имеет как психофизиологическую, так и физическую природу. Восприятие цвета зависит от физических свойств света, т.е. электромагнитной энергии, от его взаимодействия с физическими веществами, а также от их интерпретации зрительной системой человека. Другими словами, цвет предмета зависит не только от самого предмета, но также и от источника света, освещающего предмет, и от системы человеческого видения. Глаз реагирует на три различных стимула, что подтверждает трехмерность природы цвета. В качестве стимулов можно рассматривать, например, доминирующую длину волны (цветовой фон), чистоту (насыщенность) и яркость (светлоту) или красный, зеленый и синий цвета.
В компьютерной графике применяются две системы смешивания основных цветов: аддитивная – красный, зеленый, синий (RGB) и субтрактивная – голубой, пурпурный, желтый (CMYK).
Знакомство с цветом предметов, объектов, явлений окружающей жизни и цветовое решение изображений детьми в их рисунках, способствует развитию у них эстетического восприятия, чувства цвета. Большую роль в решении этих задач играет знакомство детей с искусством и природой. Об этом в своё время писал ещё Я.А. Каменский. Интерес к цвету, по мнению Я.А. Каменского, формируется у младших школьников постепенно и должен строиться с учётом возрастных возможностей. Цвет предметов имеет большое значение в развитии эстетического восприятия и может выступать для ребёнка как один из признаков предмета. Надо использовать только те цвета, которые характерны для предметов и явлений природы окружающих ребёнка, и необходимо предоставлять школьникам самим выбирать ту или иную окраску.
Компьютерная графика, как предмет, позволяет активно формировать способности к цветовосприятию и цветовоспроизведению у школьников. Дети любят творить, создавать что-то новое, необычное, отличное от других. Эту любовь можно зажечь, а можно и потушить. Плоды будут тогда, когда будут теми островками обыденной жизни, где можно поиграть, помечтать, пофантазировать, забыться и быть полностью свободным от внешних обстоятельств, неудач. Можно для этого использовать сказочно-игровую форму преподнесения учебного материала. Современные графические редакторы предоставляют большие возможности работы с цветом, позволяют комбинировать требуемый цвет, а также сформировать свой собственный цвет (в дополнение к предлагаемым палитрам). Ярким примером таких занятий является предметная область колорристика.
Кабинет компьютерной графики в общеобразовательной школе. Средства технического обеспечения художественно-педагогического процесса.
Особенности организации образовательного пространства, технические средства образовательного процесса на занятиях компьютерной графики. Назначение, особенности работы. Паспорт кабинета. Технические средства обучения. Характеристика технических, визуальных экранно-статических, визуальных экранно-динамических средств обучения. Унифицированные средства технологического обеспечения учебного процесса. Компьютерные (программируемые) средства обеспечения процесса обучения на занятиях компьютерной графике.
Компьютер как техническое средство может использоваться на всех учебных предметах, во всех возрастных группах, обучаемых с любой дидактической целью. Компьютер, мультимедиа и вспомогательная аппаратура могут быть использованы для организации в школе своего издательства, электронной библиотеки, культурно-информационного центра, видео-классов. Современная мультимедиа аппаратура может широко применяться при проведении любых внеклассных и внешкольных мероприятий и дел.
Технические средства обучения (ТСО) – совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации.
Дидактические особенности ТСО:
· Информационная насыщенность.
· Возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы.
· Возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов.
· Показ изучаемых явлений в развитии, динамике.
· Реальность отображения действительности.
· Выразительность, богатство изобразительных приемов, эмоциональная насыщенность.
Классификация ТСО по функциональному назначению:
· Технические средства передачи информации: компьютеры, интерактивные доски, проекторы, магнитофоны, видеомагнитофоны, dvd-проигрыватели, телевизоры, диапроекторы и т.п.
· Отличительной особенностью всех этих технических устройств является преобразование информации, записанной на том или ином носителе, в удобную для восприятия форму.
· Технические средства контроля объединяют всевозможные технические устройства и комплексы, позволяющие по определенной программе и заданным критериям с той или иной степенью достоверности оценивать степень усвоения учебного материала. Контролирующие ТСО бывают индивидуальные и групповые. Они отличаются типом обучающих программ и методом ввода ответа учащихся.
· Технические средства обучения и самообучения обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства, и самоконтроль усвоения знаний. Такие программы подают учебный материал в виде небольших доз, после каждой из которых следует контрольный вопрос. Обучающие программы бывают линейные, разветвленные и комбинированные.
· Тренажерные технические средства специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены для формирования первоначальных умений и навыков. Использование тренажеров в обучении основано на применении специально разработанных программ действий, составляемых на основе процесса моделирования осваиваемой деятельности.
· Вспомогательные технические средства: устройства дистанционного управления комплексами ТСО, микрофоны, усилители, полиэкраны и т.п.
· Комбинированные технические средства (универсальные) выполняют несколько функций. Это замкнутые учебные телевизионные системы, компьютерные системы и видео-аудио залы и т.д.
К числу статических экранных средств обучения относятся диапозитивы, слайды, фотоизображения, плакаты, транспаранты и прочие наглядные пособия. Определяются как визуальный образ, предназначенный для представления учебной информации посредством одиночной неподвижной демонстрации каких-либо изображений.
К числу динамических экранных средств обучения относятся диафильмы, фильмы, видео-ролики, анимации, презентации и т.п. Определяются как визуальный образ, предназначенный для представления учебной информации посредством непрерывно просмотра видео или изобразительного ряда с возможным встроенным аудио сопровождением.
Дата добавления: 2015-04-10; просмотров: 2389;