Деятельности. Педагогический процесс как движение мысли, деятельности, отношений педагога и учащихся может быть эстетически оценен также с позиции ритмичности его
Педагогический процесс как движение мысли, деятельности, отношений педагога и учащихся может быть эстетически оценен также с позиции ритмичности его протекания, симметрии и пропорциональности, в распределении учебного материала и нагрузки, организованности, последовательности и сознательности дисциплины. Закон ритма, завершенного цикла в жизнедеятельности, как общее свойство природных и общественных явлений, проявляется в общей и частной организации педагогического процесса. Чередование занятий по контрастному содержанию, по видам деятельности, по формам и приемам работы происходит не произвольно, а с учетом законов функционирования психики, биологических циклов жизни детского организма, движения в познании от абстрактного к конкретному и обратно, уменьшения степени умственного напряжения и наращивания физически и психически активной деятельности. Эти ритмы организации умственного труда и учебных занятий школьников, связанные с законами жизнедеятельности детского организма, создают гармонию детской жизни, эстетически совершенную организацию и оптимальные условия для эффективного обучения и воспитания.
Активно-деятельная природа ребенка не терпит однообразия и застоя. Для школьника процесс познания окружающей действительности не ограничивается только'умственной деятельностью. Он познает мир всем своим существом: интеллектом, чувством, интуицией, в активном творчестве и общении. Чтобы включить ребенка в учебно-воспитательный процесс, обеспечить полноценное функционирование всех его познавательных сил, необходим определенный ритм всей познавательной деятельности, постоянное чередование структурно-организационных элементов внутри каждой учебно-воспитательной формы, перемена видов учебной работы, многообразие и разнообразие самих форм. В расписании за уроком может следовать лекция, практическое или семинарское занятие, экскурсия или конференция. Тогда педагогический процесс предстанет перед учителями и учащимися как гармония взаимодействующих форм и видов деятельности: умственной, физической, творческой, развлекательной, исследовательской. Сама форма обучения и воспитания становится подтвержденной, доступной эстетическим критериям, когда предельно содержательна, четко организована, методически оснащена, включает детей в разнообразную активную деятельность, требует от них волевого напряжения, удовлетворяет интересы и потребности.
Гармоничность учебному процессу придает также ритмичное, взаимодополняющее взаимодействие адекватных содержанию учебного материала и возрастным особенностям детей методов организации познавательной, творческой, производительной работы. Внешняя красота урока, лекции, семинарского или лабораторного занятия определяется разнообразием и внутренней гармонией методов, переходами одного в другой, сменяемостью и взаимозаменяемостью, создаваемой ими деловой напряженностью и разрядкой, непринужденностью, легко вводящей в серьезный труд. Таким образом, закон ритма как эстетический критерий истины проявляется в целостном педагогическом процессе в виде гармонического чередования и взаимодействия различных видов деятельности, форм и методов воспитания и обучения, обеспечивающего эффективность учебно-воспитательной работы. Учитель-мастер рассказ дополняет объяснением, обсуждение переводит в дискуссию, упражнения завершает творческой работой. Мозаика методов создает гармонию деятельности.
Воспитание, образование как общественные явления вырастают из системы общественных отношений, служат их развитию и совершенствованию. Ощущение, видение, чувствование красоты от соприкосновения с общественной системой воспитания возникают вместе с эффективным отражением и удовлетворением ею общественных потребностей, требований к подрастающему человеку. Красота заключается в выражении целей педагогической деятельности взрослых, в организованной реализации их через содержание воспитания, образования, труда с помощью современных форм учебно-воспитательной работы. Высшая педагогическая красота обнаруживается в конкретных свойствах и качествах личности, способной активно участвовать в общественном прогрессе, двигать его вперед и в процессе этого движения творить условия для собственного саморазвития, самостановления и самоутверждения. Формула красоты воспитания человека такова: настойчивое движение от стихии жизненных отношений к их педагогическому преобразованию и упорядочению в целях формирования личности; погружение личности в жизненные отношения с целью преобразования и совершенствования общественной жизни.
Красота как показатель истинности педагогического знания проявляется в учебно-воспитательном процессе в различных модификациях симметрии. Закон симметрии требует, чтобы организация и содержание процесса познания действительности школьниками были адекватны типам, приемам, способам мышления, законам теории познания, освоения реального мира. Человек познает действительность посредством обобщений в представлениях, понятиях, образах и символах. На этой основе у него развивается эмпирическое, абстрактно-отвлеченное и образно-эмоциональное мышление, происходит становление психики и интеллекта как цельной полифункциональной системы.
Развитие всех типов и способов мышления, усвоение учебного материала во всей полноте, формирование целостного представления о мире, развитие в ребенке всех духовных сущностных сил требуют компановки, подбора содержания образования соответственно симметрично-эмпирическому, понятийному, образному и символическому мышлению. Один и тот же материал необходимо выразить и в конкретных фактах, и в научных категориях, и в условных символических значениях, и в реальной или художественной картине. Расположение и распределение учебного материала соответственно симметрично способам, типам мышления, дает возможность ребенку рассмотреть, почувствовать, ощутить явления мира со всех сторон, во всей их полноте, целостности, единстве формы и содержания, красоте.
Так, например, при изучении истории, накапливая факты, проникая в суть исторических концепций, в результате теоретического осмысления различных периодов жизни общества школьники овладевают историей на понятийно-историческом и эмпирическом уровнях. Знакомясь с деятельностью выдающихся личностей, главнейшими историческими событиями жизни народа, они воссоздают в своем сознании образные картины прошлого, эмоционально переживают их. Осваивая социологические схемы становления общества, графики хозяйственного развития, планы битв, карты территорий государств, ребята включаются в систему образно-понятийного сознания, погружаются в символические изображения, всесторонне осмысливают, систематизируют исторический материал. При изучении музыки учащиеся также осваивают ее теорию, звучание музыкальных образов и нотные символы. Подобным образом происходит познание любого предмета науки и искусства. Нарушение симметрии в организации обучения между законами познания, мышления и структурированием учебного материала делает образовательный процесс стихийным, ущербным и неуправляемым. Стало быть, симметрия, как образовательный закон объективной красоты, свойственна педагогическим явлениям, составляет существенный момент системности педагогического процесса, и ее наличие может служить критерием истинности педагогического знания.
В поисках научной педагогической истины, в ее выявлении огромное значение имеет красота организации повседневной жизнедеятельности детей, их отношений. Культура проявления детской личности, сочетание в жизни школьного воспитательного коллектива глубокого содержания учебного, производительного, художественно и технически творческого общественно полезного труда с разнообразием современных форм организации жизни закономерно приводят к налаживанию внешней организованности; красоте быта и дисциплине труда; целеустремленности детей; их занятости и заинтересованности социально ценными сторонами жизни. В свою очередь подлинная эстетика детского быта, труда и отношений, эти внешне эстетические признаки, могут быть результатом только глубоко научной педагогической организации детской жизни, достижения в коллективе подлинного единства, гармонии жизненного содержания и педагогической формы.
Самый выразительный, убедительный, всесторонний и всеобъемлющий критерий истинности учебно-воспитательных систем, их содержания, форм и методов — красота самой детской личности. Она несет в себе и постоянно проявляет в жизни многочисленные свойства, качества, особенности. Ее эстетическая сущность ярко отражается в отношениях к людям, труду, культуре, самой себе. В жизненных отношениях обнаруживается степень нравственной цельности личности, ее стремление к духовности, к достижению идеалов, увлеченность делом, образованность, интеллектуально-нравственная свобода, сила духа, любовь к людям и всему живому, ответственность за происходящее в обществе. Духовная наполненность, воспитанность, образованность делают детскую личность внутренне цельной, содержательной, а стало быть, и красивой, возвышенной, прекрасной. Внутренняя гармония, чистота, красота человека находят выражение во внешнем облике: в привлекательности внешних черт, в выражении духовности и человечности на лице. Красота и гармония воспитанной личности проявляются также в четком ритме жизни и труда, в многообразных явлениях и навыках качественного выполнения любой практической работы, в изготовлении эстетически совершенных вещей, в изящных решениях задач, в овладении выразительным чтением, убедительностью выступлений.
К показателям истинности педагогического знания, примененного в воспитании и обучении, относятся сформированная в личности способность эстетической оценкиискусства, явлений природы и общественной жизни с позиции подлинного художественного вкуса. Показателем истинности использованных в воспитании содержания, средств, форм, методик и технологий является, наконец, сформированная в личности общая культура поведения, общения, сотрудничества, взаимодействия в любой области общественной жизни — труде, политическом диалоге, дружбе.
Однако эстетические критерии истинности педагогических знаний не ограничиваются лишь гармонией, симметрией, красотой, изящным и прекрасным, подтверждающим правильность избранного пути в воспитании. Критериальное значение имеют и такие эстетические проявления в детской жизни, в процессе воспитания школьников, которые выражаются категориями комического, трагического и безобразного. Комическое возникает в педагогической деятельности взрослых, когда в работе с детьми они проявляют невежество, растерянность, неумение найти выход из элементарных житейских коллизий, не основывают свою деятельность на науке, третируют ее и вместе с тем проявляют чванство, претенциозность, ходульность, самомнение, напыщенность. Ребята быстро подмечают комическое в фигуре, поведении, поступках педагога, и детский смех выносит нелицеприятный, справедливый и жесткий приговор несостоятельности поведения и педагогических средств самонадеянного педагога.
Трагические ситуации в жизни детей и воспитателей случаются, когда в жизни коллектива образуется застой, коллектив переживает кризис, распадается и разлагается. В отношениях между детьми, детьми и взрослыми в этой ситуации возрастает напряженность, недоброжелательность, подозрительность, отчужденность, враждебность. Срывы в поведении школьников, совершение ими бесчеловечных поступков по отношению к товарищу, животным или самим себе, все трагические ситуации являются безнравственно-эстетическим сигналом тревоги, показателем ошибочности педагогических построений, организации отношений с детьми и в детской среде.
Безобразные события в коллективе также достоверный и убедительный эстетический показатель педагогических просчетов, промахов и ошибок. Критерии безобразного естественно включаются в оценку учебно-воспитательной работы, приведшей к полному развалу педагогического процесса. Когда в коллективе воцаряется хаос отношений, анархия в воспитательной деятельности; в школе имеют место насилие, грубость, жестокий расчет, лицемерие, эгоизм; среди школьников распространяются правонарушения, токсикомания, пьянство, наркомания, проституция, тогда очевиден крах педагогических усилий учителей, полная несостоятельность их представлений о воспитательных задачах, формах, методах, организационная беспомощность и безответственность.
Таким образом, наряду с логическими критериями, надежными и корректными показателями истинности педагогических систем,, процессов, теорий и действий являются образно-эмоциональные, эстетические критерии.
Вопросы и задания:
1. Назовите основные субъективно-объективные критерии, показатели научной достоверности используемых в воспитательно-образовательном процессе педагогических знаний.
2. Каковы основные эстетические показатели, в каких явлениях, формах педагогического процесса и детской жизни наиболее ярко обнаруживается красота как результат истинности педагогической деятельности воспитателей?
3. В ходе педагогической практики постарайтесь выявить красоту личности детей, педагогов, организации жизни школы и проанализируйте в реферате причины всех этих феноменов.
Литература для самостоятельной работы:
1. Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. М., 1974. Гл. V.
2. Пологский В.М. Оценка качеств научно-педагогических исследований. М., 1987.
3. Учебные стандарты школ России. Книга I и II. М., 1998,
4. Энциклопедия педагогического образования. Критерии. М., 1998. С. 494— 501.
Дата добавления: 2015-03-09; просмотров: 607;