Культура русского зарубежья
После октябрьских событий 1917 года в кругах отечественной научной и художественной интеллигенции произошло размежевание по политическим мотивам. В значительной своей массе творческая интеллигенция не могла согласиться с монополией на мысль, с провозглашением нравственным только того, что служило интересам рабочего класса. Классовый подход, внедрявшийся в область культуры, таил в себе опасность разрушения общественного организма. Это вызвало волны эмиграции из России.
Российская эмиграция XX века дала много мировой культуре и науке. Можно привести немало имен людей, творивших в физике, химии, философии, литературе, живописи, скульптуре, музыке, которые создали целые направления, школы и явили миру великие деяния народного национального гения.
В настоящее время негативное отношение к эмиграции пересмотрено. На Родину вернулись произведения многих писателей, художников, философов, других деятелей отечественной культуры, оказавшихся по разным причинам за границей. К именам Рахманинова, Стравинского, Дягилева, Шаляпина, Бунина, Рериха, Коровина и других великих деятелей культуры русского зарубежья, известных нам раньше, добавились имена Бердяева, Шестова, Набокова, Алданова, Ходасевича, Кандинского, Мережковского и многих других.
Русская эмиграция создала богатейшую литературу. С 1913 по 1932 год за границей существовало 1005 периодических изданий. В американских источниках есть данные, что с 1918 по 1968 годы в эмиграции было создано 1080 романов, более тысячи сборников стихов. На вершине этой пирамиды стояли писатели мирового уровня - Бунин, Алданов, Набоков, Шмелев.
Вклад мыслителей русского зарубежья в мировой философский процесс привел к признанию русской философии как полнокровной и самобытной. Идеи русской философии заняли достойное место в западном сознании. Они имеют приоритет в постановке ряда проблем культурологии, истории философии. К их числу относятся осмысление роли православия в развитии русского народа, анализ национальной специфики философии культуры России, постановка вопроса об основных чертах русской нации в XX веке, «русской идее».
Немало дали миру русские ученые и инженеры-эмигранты. Зворыкин, почти неизвестный в стране, изобрел телевизор, Сикорский - вертолет. Всемирно известны химики-академики Чичибабин и Игнатьев, Добржанский - один из создателей синтетической теории эволюции; Гамов, предложивший первую модель генетического кода.
Деятели «первой волны» эмиграции из России в целом выступили как достойные представители отечественной культуры.
Выводы
Культура XIX и начала XX веков в полной мере отразила многообразие противоречий общественной жизни. В ней явно прослеживался переход от феодализма к капитализму. Этот переход обусловил серию противоречий, разрешение которых носило драматический характер. В самой культуре стал заметно проявляться разрыв между духовной и материальной формой ее проявления. Если материальная культура была обречена на застой и отставание от Запада, то русский дух, в лице духовной культуры, устремился ввысь. Художественные формы проявления духа сделали русское искусство, особенно литературу, музыку, живопись, недосягаемой вершиной для современного цивилизованного мира.
«Серебряный век» продолжался недолго - около двадцати лет, но дал миру замечательные образцы философской мысли, продемонстрировал жизнь и мелодию поэзии, воскресил древнерусскую икону, дал толчок новым направлениям живописи, музыки и театрального искусства. «Серебряный век» стал временем формирования русского авангарда. Достижения русского искусства огромны и имеют мировое значение.
Дата добавления: 2015-03-07; просмотров: 797;