Наука, образование средневековой Европы
В V - IX вв. все школы в странах Западной Европы находились в руках церкви. Церковь составляла программу обучения, подбирала учащихся. Главная задача была определена как воспитание служителей церкви. Христианская церковь сохраняла и использовала элементы светской культуры, оставшиеся от античной системы образования: в церковных школах преподавались дисциплины, унаследованные от античности, - так называемые «семь свободных искусств»: грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. В то же время, античные тексты нередко уничтожались, и дорогостоящий пергамент использовался для записи монастырских хроник. Кроме монашеских школ, существовали также «внешние» школы, где обучались юноши, не предназначенные для церковной карьеры. Много светских школ было открыто во второй половине IX в. в Англии. В них обучались дети из знатных семейств, а преподавали учителя из континентальной Европы, которые активно переводили на английский язык сочинения античных авторов.
Уровень преподавания в разных школах и разные периоды Средневековья был неодинаков, соответственно, менялся и уровень образования людей. После определенного подъема в VIII - IX вв. развитие умственной жизни в X - начале XI вв. заметно затормозилось. Неграмотным было духовенство, распространялось невежество. Так, полагали, что Земля похожа на колесо, которое со всех сторон обтекает океан: в центре Земли находится город Иерусалим. Античная идея о шарообразности Земли отвергалась: считалось невозможным, что люди на противоположной стороне Земли ходят на головах. Пришли в упадок скриптории - мастерские, существовавшие при церквах и монастырях, в которых переписывались рукописи, а также церковные и монастырские библиотеки. Книг было мало и стоили они чрезвычайно дорого. Например, в начале XI в. «Грамматика» стоила столько же, сколько дом с участком. В некоторых странах Европы, однако, сохранился высокий уровень преподавания. Так, в X - XI вв. в высших школах Испании преподавали Философию, математику, физику, астрономию, медицину, право, мусульманское богословие. Сюда приезжали учиться из всех стран Западной Европы, а также из стран Передней и Средней Азии.
В XI в. в Италии на базе Болонской юридической школы был открыт первый университет (1088 г.). Он способствовал возрождению норм римского права и привлекал тысячи слушателей из всех уголков Европы. В XII в. университеты возникают и в других странах Западной Европы. В Англии первым был университет в Оксфорде (1167), затем - университет в Кембридже (1209). Виднейшим университетским ученым Англии XIII в. был Роджер Бэкон (ок. 1214 - 1292), который в качестве основного метода познания выдвигал не церковные авторитеты, а разум и опыт. Крупнейшим и первым из университетов Франции был Парижский (1160). Он объединял четыре факультета: общеобразовательный, медицинский, юридический и богословский. Так же, как и в другие крупные университеты, сюда стекались студенты из всех европейских стран. Преподавание, как и везде в Западной Европе, велось на латыни.
Средневековая университетская наука называлась схоластикой (от греч. scholastikos - школьный, ученый), т.е. школьной наукой. Ее наиболее характерными чертами было стремление опереться на авторитеты, прежде всего, церковные, недооценивание роли опыта как метода познания, соединение теолого-догматических посылок с рационалистическими принципами, интерес к формально-логическим проблемам. Влияние церкви на средневековые университеты было огромным.
Для Византии периода раннего Средневековья также присуще было усиление позиций христианской церкви в области образования, что выразилось, например, в гонениях на античную философию. В VI в. была закрыта знаменитая Афинская школа, основанная Платоном и просуществовавшая почти 1000 лет. Античную философию сменило богословие. Однако в середине IX в. в Константинополе была создана высшая школа, где преподавание строилось по античному образцу. Виднейшим представителем византийской культуры этого времени был патриарх Фотий (ок. 810 или 820 - 890-е гг.) - составитель «Мириобиблиона» - сборника отзывов на 280 произведений преимущественно античных авторов, автор богословских сочинений.
В IX - X вв. отмечен подъем в области естественнонаучных знаний. Созданы энциклопедии по различным отраслям знаний, содержащие разнообразные сведения о византийском обществе и соседних народах, в том числе и о восточных славянах - русаках. Составлены руководство по хирургии, учебники по математике. Наряду с точными науками широкое распространение получили науки оккультные: алхимия, астрология, магия.
Важнейшим элементом средневековой культуры была литература. В период раннего Средневековья активно развивалась устная поэзия, особенно героический эпос, что было характерно, прежде всего, для Англии и стран Скандинавии. Певцы-музыканты, исполняющие эти песни, пользовались у англосаксов большим уважением. Крупнейшее произведение англосаксонского героического эпоса - поэма «Беовульф», написанная около 700 г. Однако специалисты считают, что во всей западноевропейской литературе этого периода эпическая народная поэзия Скандинавии не имеет себе равных по своему содержанию и силе. Важнейшим памятником скандинавского поэтического эпоса считается «Старшая Эдда» - сборник древненорвежских и древнеисландских песен мифологического и героического характера, сказаний о богах и героях. Записана «Эдда» была в XII в., с появлением в этих странах латинской письменности, но создана была значительно раньше. Особое место в литературе скандинавских народов занимают исландские саги. Одна из наиболее известных - это «Сага об Эрике Рыжем», рассказывающая об открытии исландцами Гренландии и Северной Америки[8].
Возникает и развивается так называемая рыцарская литература. Одно из наиболее знаменитых произведений - величайший памятник французского народного героического эпоса - «Песнь о Роланде», в которой воспеваются военные подвиги графа Роланда, погибшего во время военного похода в Испанию. В XII в. появляются рыцарские романы. В числе наиболее популярных был стихотворный роман о британском короле Артуре. Большой популярностью также пользовался роман немца Готфрида Страсбургского (ум. ок. 1220 г.) «Тристан и Изольда» о пылкой любви двух молодых людей. Важный памятник германской народной литературы XII - XIII вв. - «Песнь о Нибелунгах», повествующая о нашествии гуннов на Бургундское королевство в начале V в. В основе «Песни о Нибелунгах» лежат древние германские сказания.
Успешно развивается в странах Западной Европы и рыцарская лирическая поэзия. В Германии ее представители - миннезингеры (певцы высокой любви) - сами исполняли свои произведения. Во Франции лирическая поэзия достигла вершины в так называемой «куртуазной» (придворной) поэзии трубадуров. Они воспевали идеальную любовь и преданное служение даме сердца, ради которой рыцари подвергались опасностям. Наиболее известные авторы - Бертран де Борн (ок. 1140 - ок. 1215), Джауфре Рюдель (ок. 1140 - 1170), Арно Даниэль.
Значительным явлением в литературе Франции XII - XIII вв. были ваганты и их поэзия. Вагантами (от лат. vagantes - бродячие) называли бродячих поэтов. Особенностью их творчества была постоянная критика католической церкви и духовенства за алчность, лицемерие, невежество. Ваганты считали, что эти качества, обыкновенные для простого человека, не должны быть присущи святой церкви. Церковь, в свою очередь, преследовала и осуждала вагантов.
Примером поэзии вагантов может быть знаменитое стихотворение «Орден вагантов», автор которого неизвестен и которое, возможно, было результатом коллективного творчества:
«Эй, - раздался светлый зов, -
началось веселье!
Поп, забудь про часослов!
Прочь, монах, из кельи!»
Сам профессор, как школяр,
выбежал из класса,
ощутив священный жар
сладостного часа.
Будет ныне утвержден наш союз вагантов
для людей любых племен, званий и талантов.
Все - храбрец ты или трус, олух или гений -
Принимаются в союз без ограничений...
Жизнь не свете хороша, коль душа свободна,
а свободная душа Господу угодна.
Не прогневайся, Господь!
Это справедливо, что немощную плоть
Укрепляет пиво.
Важнейший памятник английской литературы XIII в. - знаменитые баллады о Робин Гуде, который и поныне остается одним из самых известных героев мировой литературы. Выдающимся событием этого периода можно считать активное развитие литературы на английском языке.
Итальянская литература была представлена в основном лирической поэзией - песнями, балладами, сонетами, написанными на итальянском языке. В середине XIII в. в Италии возникает так называемый «новый сладостный стиль», прославляющий любовь к женщине. Основатель этого стиля - болонский поэт Гвидо Гвиницелли (ок. 1230 - 1276), а крупнейшие представители - флорентийцы Брунетто Латини (2-я пол. XIII в.) и Гвидо Кавальканти (ок. 1259 - 1300). В конце XIII в. появляется первое прозаическое произведение на итальянском языке. Это было собрание новелл, сюжеты которых впоследствии использовал знаменитый Боккаччо при создании «Декамерона».
В этот период быстро развивается городская литература, для которой было характерно реалистическое изображение городского повседневного быта различных слоев городского населения, а также появление сатирических произведений. Представителями городской литературы были Чекко Анджольери, Гвидо Орланди (конец XIII в.).
Развитие городской литературы свидетельствовало о новом явлении в культурной жизни западноевропейского общества - городской культуре, сыгравшей очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом. Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия.
Городская культура зародилась во Франции в XI - XII вв. В этот период она была представлена, в частности, творчеством жонглеров, которые выступали на городских площадях как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы. Жонглеры выступали на ярмарках, народных праздниках, свадьбах, крестинах и пользовались большой популярностью в народе. Даже литургическая драма, т.е. инсценировка на латинском языке библейских сюжетов, которая разыгрывалась в помещении церкви ее служителями, по мере развития городов становится все более светской. Примерно с середины XII в. театральные действия разыгрываются уже не на латыни, а на французском языке, не в церкви, а на городских площадях, роли все чаще исполняли горожане, а пьесы все более насыщались всевозможными сюжетами из обыденной городской жизни.
Театральное искусство активно развивается и в Англии, где с XIII в. представления ведутся на английском языке. Одновременно здесь начинает развиваться и особый драматический жанр - моралите, назидательная аллегорическая драма, главным в которой было изображение борьбы доброго и злого начал за душу человека. В ней участвовали персонажи, олицетворяющие человеческие чувства и качества, - Любовь, Благоразумие, Смирение, Терпение, Раскаяние, Скупость, Лесть и др.
Новым и чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим об углублении процесса развития городской культуры, было создание в городах нецерковных школ: это были частные школы, материально от церкви не зависящие. Преподаватели этих школ жили за счет платы, взимаемой с учащихся. С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения. Выдающимся магистром Франции XII в. был Петр Абеляр (1079 - 1142), философ, богослов и поэт, основавший целый ряд нецерковных школ. Ему принадлежит знаменитое сочинение «Да и нет», в котором разрабатывались вопросы диалектической логики. В своих лекциях, а они пользовались у горожан необыкновенной популярностью, он утверждал примат знания над верой.
Сильная роль церкви проявлялась и в архитектуре, скульптуре и живописи. Как и в других областях культуры, она действовала здесь как универсальная сила, накладываясь на специфику национальных культур; это находило выражение в особенностях архитектурных форм и приемах изобразительного искусства, орнаментах, сочетаниях цветовой гаммы и пр.
В архитектуре Византии преобладал тип крестово-купольного храма, стены украшались мозаиками. В церковной живописи реалистические традиции сочетались с элементами условности и все большей стилизации. Великолепный образец архитектуры Византии - храм Святой Софии в Константинополе, стены которого были украшены замечательной разноцветной мозаикой, а крышу завершал огромный купол.
Для Западной Европы V в. была характерна роскошь в архитектуре и скульптуре, отход от реалистического изображения в сторону стилизации и формализма. Пластические искусства все более удаляются от присущей античности реалистической направленности, приобретая отвлеченный и символический характер. При Карле Великом (742 - 814) (создатель громадной империи, величайшего государства раннего Средневековья в Западной Европе, из которого впоследствии образуются Франция, Германия, Италия) во Франции было развернуто грандиозное строительство. По своей архитектуре здания напоминали византийские постройки. Строительная техника была несовершенна, и большинство зданий, построенных из дерева, погибло. Непрерывно строились феодальные замки и церковные соборы. Церковное строительство особенно усилилось около 1000 г. в связи с ожидавшимся, согласно учению церкви, концом света. С этого времени для возведения построек в Западной Европе широко используется камень. Тяжесть каменных сводов могли выдержать только толстые мощные стены с немногочисленными и узкими окнами. Этот стиль получил название романского. Примерами романской архитектуры являются собор Нотр-Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Орсивале, Велезе, Арле (Франция), соборы в Оксфорде, Винчестере, Нориче (Англия), в Станагере (Норвегия), в Лунде (Швеция).
Для скульптур романского стиля характерен полный отказ от реализма в трактовке природы и человеческого тела. Исключительно церковной по содержанию была и настенная живопись - плоскостная, отрицающая трехмерность фигур и перспективу. От византийской живописи были заимствованы большие глаза на лицах изображаемых, полное отсутствие портретного сходства, искусственность поз. Живопись отражала сословно-иерархические представления о мире: святые изображались более крупными по размеру, чем король, а король - более крупным, чем его вассалы и слуги.
К XII в. относится появление нового архитектурного стиля - готики (от итал. gotico – готский, по названию германского племени готов). Первые соборы, построенные в готическом стиле в Северной Франции, датируются второй половиной XII в. Основа готического собора – высокие и стройные колонны, собранные как бы в пучки и перекрещивающиеся на большой высоте. В таком здании стены не являются несущим элементом конструкции, они становятся все тоньше, в них появляются огромные окна, украшенные яркими разноцветными стеклами – витражами. Характерная черта готики – устремление зданий ввысь. Великолепны готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Бове, Реймсе (Франция). Для английских готических соборов (в Селсбери, Йорке, Кентербери) были характерны большая протяженность и меньшая высота, чем для соборов на континенте, а также своеобразное пересечение стрельчатых арок сводов, образовавших декоративные «веерные» узоры. Шедевром готического стиля является Вестминстерское аббатство в Лондоне.
В архитектуре Германии переход к готике был более медленным, чем во Франции и Англии. Собор в Любеке положил начало кирпичной готике, широко распространившейся затем в странах Северной Европы. Во всех городах Западной Европы готические соборы были красивейшими архитектурными сооружениями, а архитекторы, их возводившие, пользовались у современников большим уважением.
В XIV в. готический стиль получил дальнейшее развитие. Это была «пламенеющая готика» - здания украшали тончайшей резьбой по камню – каменным кружевом. В такой технике выполнены соборы в Корби, Аласоне, Амбере, Конше (Франция). В Англии XIV в. также господствовала готика. Это был расцвет декоративной готики, отличающейся устремленностью ввысь и большой стройностью зданий. Тогда же намечается переход к «перпендикулярному стилю» в готике, получившему свое название от рисунка линий оконного узора. Каменные стены превращаются в это время в узкие простенки между окнами. Но этот стиль был присущ только Англии.
С развитием готической архитектуры меняются и скульптура, и живопись. Человеческие фигуры становятся более реалистичными, богаче становится гамма красок. Все отчетливее сказывается наследие античности. XIII – XIV вв. – непосредственные предшественники культуры Возрождения.
Выводы
Период развития, который мы называем Средневековьем, характеризуется:
- Главной чертой духовной культуры средневековья является доминирование христианской религии.
- Второй чертой является традиционализм, ретроспективность.
- Третья черта – символизм. Вся интеллектуальная культура средневековья экзегична.
- Четвертая черта – дидактизм.
- Пятая черта – универсальность, энциклопедичность знания, когда главным достоинством мыслителя является эрудиция.
- Шестой чертой является рефлекторность, психологическая самоуглубленность средневековой культуры.
Вся история средневековой культуры – это история борьбы церкви и государства, их слияния, уподобление церкви (папства) государству и реализация его божественных целей.
Для культуры средних веков характерны также догматизм, авторитарность системы ценностей, идейная нетерпимость, противоречивость, страдальческое отречение от мира – и тяга к насильственному всемирному преобразованию мира (крестовые походы). Эта противоречивость выступила движущей силой развития культуры, в ходе которого человек постепенно начинает обращаться к самому себе, а не только к богу. Однако для того, чтобы это действительно произошло, нужен был переворот в мироощущении людей, величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством… - переворот Возрождения.
Дата добавления: 2015-03-07; просмотров: 4518;