Теория детской сексуальности

Фрейд считал, что в детстве развитие ребенка идет двумя пу­тями. Первый предполагает, что Эго и (позднее) Суперэго разви­ваются на основе Ид. Маленький ребенок постепенно формирует ощущение «себя» и позднее усваивает родительские ценности как Суперэго. Второе главное утверждение Фрейда заключалось в том, что «сексуальная жизнь начинается отнюдь не в пубертатном воз­расте, она берет свое начало с четких проявлений, возникающих вскоре после рождения» (Freud, 1939). Это значит, что маленький ребенок не чист и невинен, а подвержен действию тех же инстин­ктов (сексуального и агрессивного), что и взрослые люди, а глав­ное различие между ними заключается в способе, с помощью которого эти инстинкты удовлетворяются. Эти два положения, ра­зумеется, взаимосвязаны. Феничел (Fenichel, 1946, р. 34) напо­минает нам, что, с точки зрения Фрейда, новорожденный младе­нец по сути своей воплощает Ид, требуя тотального и немедлен­ного удовлетворения всех своих инстинктивных желаний. Фрейд (Freud, 1923/1955) постулировал, что в первые годы жизни сек­суальный инстинкт удовлетворяется с помощью оральных кон­тактов с предметами: исследование, сосание и позже кусание со­ска, а в действительности, и всех других предметов, попадающих в руки ребенка. Фрейд и другие психологи (особенно Abraham, 1952) позднее разделили оральную стадию на две фазы: 1) вклю­чающую оральное соединение, или сосание, и 2) включающую оральный садизм, или кусание.

Фрейд считал, что вслед за оральной фазой фокус сексуаль­ного удовлетворения перемещается в область ануса во время при­учения пользования горшком. Предъявление родителям «подар­ков» (или, напротив, удерживание испражнений) на этой ста­дии — первая реальная возможность ребенка поупражняться в контроле над своим окружением, и считается, что испражнения имеют сильные символические связи с деньгами, детьми и пени­сом. Выражения типа «вонючий богатей», «презренный металл», «мешок с деньгами», «где грязь, там и деньги» требуют, в конце концов, объяснения.

Пенис и клитор оказываются в фокусе либидо во время фазы, которая известна как «фаллическая», однако в возрасте пяти лет мальчики испытывают «Эдипов комплекс» и «комплекс кастра­ции» — предположительно наиболее важное и травмирующее событие в жизни. Эдипов комплекс назван так по имени эпического героя пьесл Софокла, который, сам не ведая того, убивает своего отца и совершает инцест со своей матерью. Этот комплекс возни­кает, когда маленький мальчик стремится к сексуальному облада­нию своей матерью и начинает воспринимать своего отца как со­перника в борьбе за ее любовь. Наблюдая за девочками, маленькие мальчики обнаруживают, что у девочек отсутствует пенис, и в конечном счете каждый из них приходит к ужасному, но неизбеж­ному заключению, что пенис был отрезан ревнивым отцом в от­вет на эти «эдиповы» мысли. Стремясь избежать подобной катаст­рофы, маленький мальчик будет подавлять все воспоминания о чувствах к своей матери и будет «идентифицироваться» со своим отцом. Идентификация — это форма механизма защиты, при ко­торой происходит объединение с угрожающими объектами, на­пример, моральные ценности отца усваиваются, чтобы сформи­ровать Супер-эго, или стыдливость.

Девочки, конечно, не имеют пениса, и предполагается, что они винят своих матерей за это несоответствие. Они ненавидят свою мать и идентифицируются с отцом, чтобы иметь в своем распоряжении пенис («комплекс Электры»). Пережив эти травмы, оба пола входят в стадию, которая известна как «латентный пери­од, во время которого сексуальная активность не сфокусирована. Это продолжается до тех пор, пока в период полового созревания не появляется нормальная взрослая сексуальность («генитальная фаза»).

Эти идеи звучат сейчас так же абсурдно, как и тогда, когда они впервые были высказаны. Однако как поразительно часто тема Эдипа возникает в литературе (например, Гамлет, братья Карама­зовы, царь Эдип и т.п.)!

Считается, что степень удовлетворения и степень фрустрации, с которыми ребенок сталкивается на каждой из этих психосексу­альных стадий, имеют большое значение для формирования типа его личности в зрелом возрасте и сказываются на природе и тяже­сти любого из невротических симптомов, которые могут развиться. Если ребенок получает слишком много удовольствия от одной из этих зон либо, наоборот, ему не разрешают добиться этого (как в случае «запретного плода»), во взрослой жизни он (или она) будет проявлять связанные с этим характерные особенности. Дей­ствительно, несколько фраз, касающихся активности, которые Фрейд рассматривал как интимно связанные с прегенитальной Фиксацией, имеют четкие связи с различными эрогенными зонами. Выражения типа «жадно читать», обладать «хватким умом», быть «сосунком» вряд ли обеспечивают убедительные доказатель­ства для этой теории, но они, по крайней мере, наводят на неко­торые размышления. Клайн (Kline, 1981) составил перечень ха­рактеристик взрослых, которые Фрейд и его последователи связы­вали (иногда довольно произвольно) со сверхснисходительностью или фрустрацией индивидуума на разных стадиях его психосексу­ального развития. Из этого перечня следует, что индивидуумы, фиксированные на стадии орального соединения (инкорпорация), должны быть оптимистичны, зависимы и любопытны и будут лю­бить мягкую и молочную пищу. Оральные садисты должны быть людьми ожесточенными, враждебными, любящими спорить и рев­нивыми. Фиксированные на анальной стадии должны стать упря­мыми, исключительно опрятными и скупыми. Доказательства су­ществования этих взрослых типов личности и их связи с практи­кой воспитания ребенка наряду с другими попытками проверить теорию Фрейда рассматриваются в главе 4.

От описанной выше модели психического требуется, чтобы она была способна объяснить большое количество важных явлений. Например, считается, что остроумие и юмор в некоторой степени напоминают сны в том смысле, что они позволяют неприемле­мым импульсам «пересылаться» так, что они достигают Эго, не будучи подвергнуты цензуре. Люди, которые с наслаждением злобно высмеивают характеры других людей, — это преимущественно те, кто обнаруживает сильные, но подавленные агрессивные побуж­дения. Выдающиеся произведения искусства и литературы могут дать такие великолепные описания запретных тем, подобных кон­фликту Эдипа, что это оказывается приемлемым для Супер-эго. Символизм также может сыграть свою роль: одного взгляда на об­ложки книг, посвященных фантастике (предназначенных в основ­ном для мальчиков пубертатного возраста), достаточно, чтобы понять, что на многих из них изображены исключительно сексу­альные символы. Однако теория Фрейда, по-видимому, не спо­собна провести границу между великим искусством (таким, как картины Леонардо) и мешаниной символов: она подробно оста­навливается на содержании, но мало говорит о форме.








Дата добавления: 2015-03-03; просмотров: 514;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.