Невротические симптомы
Фрейд выделил несколько различных типов невротических симптомов у своих пациентов: истерическую тревожность, при которой чрезмерное чувство тревоги связано с определенными людьми или ситуациями; невроз тревожности, при котором чувство тревоги является очень сильным, но размытым и не связанным с какими-то конкретными людьми или условиями; конверсионную истерию, при которой неосознаваемые фантазии проявляют себя в виде эмоциональных взрывов. Фрейд полагал, что физические болезни, такие, как мышечные боли, нарушения ритмичности дыхания и даже близорукость, могут иногда иметь психологические причины — так называемые органические неврозы. Считается, что депрессия, выбор необычного сексуального объекта, вынужденные (компульсивные) действия, пагубные привычки и навязчивые действия (такие, как кражи в магазине) также могут иметь скрытые психологические причины.
Фрейдисты полагают, что, несмотря на высоковариативную природу этих симптомов, они имеют ряд общих черт. Во-первых, как напоминает нам Феничел (Fenichel, 1946, р. 18), пациент чувствует какой-то необычный симптом — тревогу, навязчивое желание украсть, телесные боли или что-либо еще, но он не может определить причину своего состояния путем интроспекции. Во-вторых, фрейдисты верят, что все эти симптомы имеют свои корни в Ид, или, точнее, в некотором конфликте между Ид и Эго, активизирующем механизмы защиты. Таким образом, симптомы появляются в результате блокады со стороны Эго одного из мощных инстинктов. Точное определение симптома зависит от опыта, полученного в детстве, и от приемов, которые ребенок использует, чтобы справиться с угрозами, исходящими из Ид. В-третьих, считается, что симптом всегда имеет некое специфическое сексуальное или агрессивное значение для индивидуума.
Представьте себе мужчину, который испытывает сексуальное возбуждение, рассматривая и ощупывая женскую обувь. Нога может символизировать пенис, поэтому, если мужчина (неосознанно) боится кастрации, получение сексуального возбуждения от вида женской обуви может казаться ему менее угрожающим, чем возбуждение, получаемое в результате нормальной гетеросексуальной связи. Половые отношения будут увеличивать страх кастрации, так как они напоминают мужчинам, что женщины не обладают пенисом. Человек, выбравший в качестве фетиша женскую обувь, в попытках уменьшить тревогу кастрации наделяет женщин символическим пенисом (Feeichel, 1946, р. 341). С другой стороны, страх кастрации может проявиться в виде фобии, как в случае с Маленьким Гансом, который тревожился по поводу того, что его может укусить лошадь. Конечно же, «лошадь» воплощала отца мальчика, и Фрейд (Freud, 1926/1955) утверждает, что укус — часто встречающаяся аллегория кастрации.
Согласно Фрейду, все симптомы возникают в результате сильной эмоции, желания или мысли, которые подавлены или против которых использованы другие способы защиты. Например, одна из пациенток Брейера, которая не могла пить, под гипнозом вспомнила, что она видела собаку, пьющую из стакана, но из вежливости эта пациентка в тот момент не выразила своего отвращения. Воспоминание об этом неприятном событии было подавлено и привело к возникновению у нее симптома, проявляющегося в неспособности пить. У другой пациентки нервный тик проявлялся в том, что она издавала громкие щелкающие неприятные звуки. Ранее она производила такой же шум, когда в напряженных эмоциональных обстоятельствах пыталась (делая над собой усилие) вести себя спокойно; первый раз это произошло, когда спал ее больной ребенок, а во второй раз она находилась в седле внезапно понесшей лошади и боялась своим криком разволновать ее еще больше.
Однако подавляющее большинство симптомов могут быть прослежены до появления запретных сексуальных желаний, особенно это касается совращения детей. Фрейд придерживался традиционных взглядов своего времени, согласно которым события такого рода не могут быть подлинными, и поэтому считал, что «воспоминания» о таких вещах на самом деле представляют собой фантазии о том, к чему ребенок страстно стремился.
Почти все мои пациентки рассказывали мне, что они были совращены своими отцами. Но в конце концов я был вынужден признать, что эти сообщения не были правдивыми, и пришел к заключению, что истерические симптомы возникают на основе фантазий, а не реальных обстоятельств.
(Freud, 1932, р. 154}
Эти «экранирующие воспоминания» в действительности — фантазии, которые накладываются на наши ранние воспоминания и становятся неотличимыми от них. Вместо того чтобы быть точным воспроизведением реальных событий, они выражают желания или фантазии по поводу тех событий, к которым ребенок страстно стремился. Именно поэтому у Фрейда сложилось мнение, что определенная форма сексуального инстинкта присутствует даже у детей и «блокирование» этого инстинкта может в будущем вызвать невротические симптомы.
Психоанализ ставит своей целью лечить неврозы путем раскрытия механизмов защиты, которые вытесняют данную мысль или желание в бессознательное. Следовательно, он должен быть способен устранить симптом, который возник как производное первичного импульса. Это означает, что терапевт должен сначала выделить и проверить связь между симптомом и каким-то неосознаваемым психическим процессом, например, отмечая «блокады» в процессе свободных ассоциаций, анализируя сны в поисках символического содержания и сопоставляя свободные ассоциации с содержанием снов. После того как аналитик получит четкую картину возможного источника невротического симптома, пациенту объясняют наличие скрытого страха или желания и приводят примеры механизмов защиты, которые были использованы пациентом, а также дают пояснения относительно природы деривата(ов) первичного импульса. Когда Эго в конце концов примиряется с этими детскими воспоминаниями и страхами и понимает природу сопротивления, которое было оказано (с помощью механизмов защиты), отпадает необходимость защищаться в дальнейшем, поскольку Эго полностью осознало «угрозу». Тогда все дериваты угрозы, включая мучающие пациента симптомы, должны исчезнуть.
Дата добавления: 2015-03-03; просмотров: 509;