Возникновение представлений о развитии науки, общества и природы
Идея эволюции возникла лишь в Новое время. Ни античность, ни средневековье, ни Возрождение общей идеи закономерного прогресса не знали. Дело в том, что идея необратимой эволюции сопряжена с внутренним ощущением направленности времени.
Время современного человека — время векторное. Оно направлено в будущее, которое существенно отличается от прошлого новыми, впервые возникшими вещами и отношениями. Древним же и средневековым культурам были присущи другие «модели времени»: циклическое время, модель «золотого века», линейное время христианской мифологии (от Сотворения мира к Страшному суду). Ни в одну из них идея неуклонного поступательного прогресса не вписывалась. Ситуация изменилась лишь в Новое время, когда ускорение общественного и культурного развития достигло такой степени, что факт существования прогресса, представление о том, что в мире может возникать, и закономерно возникает нечто новое и более совершенное, стали доступны человеку на основе его личного опыта.
Вначале был замечен прогресс в человеческих знаниях. На рубеже XVI–XVII веков Ф. Бэкон и Р. Декарт предложили методы получения новых знаний, не сводящихся к древней мудрости. Это выглядело дерзко, поскольку в средневековой культуре преобладало представление о том, что всё доступное человеку знание уже существует, уже записано в Священном писании и других авторитетных источниках. Дело лишь за тем, чтобы это знание извлечь и представить в удобной форме. Однако в XVII в. был достигнут невиданный ранее темп развития знаний о природе. После открытий Галилея, Ньютона, Гука (клеточное строение растений), Левенгука (микроорганизмы) и Гарвея (кровообращение), отрицать существование научного прогресса стало невозможно.
Следующей областью, в которой оформилась идея эволюции, были представления об обществе. XVIII век — век Просвещения, идейного течения, считавшего, что общество можно устроить на новых, разумных началах. Ж.А. Кондорсэ предпринял первую попытку установить
закономерности развития истории, его основные этапы и движущие силы; сам же факт такого развития сомнений в конце XVIII века уже не вызывал.
В XIX веке эволюционная идея проникает в естествознание. В 1809 г. Жан Батист Ламарк в своей книге «Философия зоологии» впервые публично и недвусмысленно заявил, что все современные животные возникли путем совершенствования более примитивных форм. Однако, предложенный им механизм эволюции оказался неверным. Согласно Ламарку, эволюция происходит путем унаследования потомками признаков, приобретенных их предками при жизни.
Сейчас точно установлена ошибочность таких представлений, но их критиковали и современники Ламарка, среди которых своей энергией и эрудицией выделялся Жорж Леопольд Кювье. Для Кювье невозможность возникновения новых форм жизни была бесспорной. Он доказывал, что современные нам виды не изменились, по крайней мере, со времен фараонов (приводя в качестве примера ибиса, древнеегипетские изображения которого тщательно изучил, попав в Египет в составе научного подразделения наполеоновских войск). Вытекающая отсюда оценка возраста Земли, необходимого для существенного изменения земной флоры и фауны, казалась по тем временам невообразимо огромной — а Кювье, будучи человеком верующим, полагал, что Земля существует не более десяти тысяч лет, как это следует из буквального понимания Библии (п. 5.3.1). Но самым существенным возражением против теории Ламарка Кювье считал видимое отсутствие форм, переходных между современными животными и теми, останки которых он находил при раскопках.
Однако тот же Кювье, выдвинув серьезные возражения против эволюционной теории, внес большой вклад в развитие эволюционной идеи, установив в ходе своих палеонтологических исследований, что и животный мир, и сама поверхность Земли менялись на протяжении истории нашей планеты. Причиной этого он видел глобальные геологические катастрофы, которые, по его мнению, привели к вымиранию большинства видов, некогда сотворенных Богом.
Концепция катастрофизма Кювье была опровергнута английским геологом Чарлзом Лайелем. В классическом труде «Основы геологии» (1830—1833) он привел неопровержимые факты в пользу того, что геологические процессы идут с очень малой и примерно постоянной скоростью, а их впечатляющие результаты обусловлены невообразимой длительностью геологического времени. Вопрос, как понимать находимые при раскопках останки странных существ, вновь встал на повестку дня.
В 1859 году выходит одна из книг, изменивших мир, — «Происхождение видов» Чарлза Дарвина[19]. Заслуга Дарвина заключается не в том, что
он «открыл эволюцию», как часто полагают люди, не питавшие интереса к школьной биологии. Идея биологической эволюции была сформулирована и активно пропагандировалась его предшественниками — Ламарком и некоторыми другими, например, И. В. Гёте и Э. Жоффруа Сент-Илером. Нет, Дарвин предложил естественный механизм, обеспечивающий эволюцию, совершенствование живых организмов, и доказал, что этот механизм существует и работает. Дарвиновский механизм имеет три компоненты: изменчивость, естественный отбор и наследственность.
В XX веке выяснилось, что естественное возникновение новых упорядоченных и высокоорганизованных структур, самоорганизация, происходит не только в мире живого, но также в физических и химических системах. Оказалось, что в общем закономерности самоорганизации укладываются в дарвиновский механизм, если сформулировать его так, чтобы исключить чисто биологическую специфику.
· Во-первых, в природе имеется неисчерпаемый источник случайных изменений существующих форм. В физике и химии это флуктуации, в биологии — изменчивость и мутации (п. 4.3.1).
· Во-вторых, имеется естественный и эффективный способ отбраковывать неудачные изменения. В физике и химии этот способ чаще всего называется отрицательной обратной связью, в биологии — естественным отбором (п. 4.3.2).
· В-третьих, имеется механизм сохранения и размножения форм с удачными изменениями, которые избежали отбраковки. В физике принято говорить о положительной обратной связи, в химии — об автокатализе (п. 5.5.2), в биологии — о наследственности.
В последней четверти XX века возникли подозрения, что изложенный механизм самоорганизации применим и к процессам социального развития. Появилось новое научное направление — синергетика социальных процессов, ставшее составной частью универсального эволюционизма (п. 4.9).
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 1128;