Принцип дополнительности
Размышляя над философским смыслом результатов квантовой теории, Н. Бор, которого Британская энциклопедия называет «вдохновителем» (guiding spirit) развития квантовой физики, в 1928 г. выдвинул принцип дополнительности. В первоначальной формулировке принцип гласил[18]: ввиду неотделимости свойств объекта от обстоятельств его взаимодействия с измерительным прибором (вспомните «микроскоп Гейзенберга»), результаты, получаемые в разных экспериментах, не могут быть сведены в единую картину, но должны рассматриваться как взаимодополняющие в том смысле, что все они необходимы для исчерпывающего описания объекта. Другими словами, для полного описания объекта всегда требуется такой набор его характеристик, что измерение одних делает невозможным или неточным измерение других.
Принцип дополнительности постепенно был принят большинством физиков и стал одной из основ современной научной картины мира, в которой признается невозможность отделить мир от обозревающего его наблюдателя. Познающий субъект всегда оказывается активным, исследование реальности всегда сопровождается ее изменением, а результат исследования зависит от того, как оно выполнялось. Полное представление о свойствах объекта требует взгляда на него с несовместимых точек зрения, подобно тому, как стереоскопический эффект требует минимум двух разных изображений одной и той же сцены.
В последние годы жизни Бор пытался распространить идею дополнительности на многие аспекты человеческой жизни и мышления. Она оказалась весьма плодотворной и широко используется в естественных и общественных науках.
Примером действия принципа дополнительности в широком его понимании служит сам человек. С одной стороны, человек есть, несомненно, одно из высших (в зоологическом смысле) животных, и многие его поступки и социальные институты направлены на удовлетворение чисто биологических потребностей. Однако с другой стороны, само определение человека, отделяющее его от других животных, требует принципиально иного, социального взгляда на человека как на члена общества разумных существ. Эти два подхода не могут быть совмещены, поскольку первый подчеркивает принадлежность Homo sapiens к живому миру Земли, а второй выделяет из него, но они дополняют друг друга, демонстрируя человека как парадоксальную целостность биологического и социального начал.
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 1402;