Политические и правовые идеи Феофана Прокоповича.
Феофан Прокопович (1681-1736) – занимался церковной деятельностью. Его работы: «Слово о власти и чести царской», «Духовный регламент».
Для обоснования абсолютизма в России он использовал идеи общественного договора и естественного права, соединив их с аргументами догматов богословия.
Он первым обратился к исследованию процессов происхождения государства исходя из естественного преддоговорного состояния. Это состояние он называл эпохой войн и кровопролитий, когда люди превращались в зверей.
Естественные законы, которые воплощали требования здравого смысла, подсказали людям, как избежать войн и привели их к заключению общественного договора. Результатом стало создание государства.
Люди воплотили идею общественного договора с помощью божественного промысла, под его содействием.
При заключении договора народ полностью отказывался от собственного суверенитета, передавая его государству. При этом люди сами могли выбирать форму правления: монархию (ограниченную, абсолютную), аристократию, демократию, смешанную форму.
Прокопович – сторонник абсолютной монархии, критик остальных форм правления. Он большое внимание уделял обоснованию абсолютной власти монарха. Только единовластие способно обеспечить народу «беспечалье и блаженство».
Самодержец – это страж, защитник и сильный поборник закона, ограда и обережение от внутренних и внешних опасностей.
В своём труде «О престолонаследии» он оправдывает царский указ о передаче престола по наследству, он говорит, что предоставление монарху широких возможностей при выборе наследника позволяет избежать жестких правил семейной преемственности и обеспечит замещение престола хорошо подготовленным лицом. Власть в таком случае будет защищена от случайностей и неожиданностей.
В своих произведениях он оправдывал ничем не ограниченную власть монарха, регламентировал практически все стороны жизни граждан.
Монарх дарует своему народу обряды граждан, церковные перемены обычаев и предусматривает для них ношение платьев, домостроение, чины и церемонии, пиры, погребения и прочее. Своё правление монарх реализует как требование естественного права, так и божественное признание, осуществляя долг служения народу.
Ф.Прокопович особое внимание уделяет взаимоотношениям государства и церкви, обосновывает Манифест об упразднении патриаршества и организации Синода.
По его мнению, большую пользу для церкви принесёт коллегиальная форма правления. Церковь должна быть подчинена государству.
В государстве есть различные чины, каждый из которых занят полезным для общества делом. То же и «священство» – это всего лишь чин, а не государство в государстве, и как составная часть народа духовенство должно быть подчинено царю. Царь должен заботиться о церкви.
Дата добавления: 2015-03-03; просмотров: 1582;