Политическое и правовое учение М. М. Щербатова.

 

Михаил Михайлович Щербатов (1733-1790) – автор эссе «О повреждении нравов в России».

Критикует абсолютизм, деспотизм, бюрократизм. Является сторонником ограничения власти монарха. Высмеивает идеи эголитаризма (всеобщего равенства).

Государство он рассматривает как результат договора народа с правителем, по которому люди уступают свою вольность для общей пользы.

Единой силой России, которая может дать отпор деспотизму, является дворянство. Именно дворяне – благородные люди, которые от природы наделены способностью управлять, поэтому их следует наделять законодательной властью.

«Путешествие в землю Офирскую» – проект-описание идеального устройства общества.

Щербатов предлагает законодательно чётко урегулировать права и обязанности всех сословий, общественное устройство должно представлять строгую иерархию. На верхушке стоит дворянство, ему принадлежит монополия на государственную власть, и в награду даются имения с крепостными крестьянами.

Во главе государства – император (первый среди равных), его власть ограничена законным собранием, за нарушение законов он подлежит наказанию.

Таким образом, Щербатов считает дворянство привилегированным классом, служащим отечеству и государю. Только дворяне имеют право владеть крепостными крестьянами. Крепостничество он рассматривал как благо для крестьян, так как в вольном состоянии они предадутся лени и порокам.

Он отрицательно относится к просвещению народа, которое ведет к вольнодумству мятежан.

Первые годы правления Екатерины II ознаменованы разработкой новой официальной идеологии, использующей для апологии самодержавия ряд идей Просвещения. В 1767 г. была создана Комиссия для сочинения проекта нового Уложения (Уложенная комиссия), в которой были представлены все сословия, кроме крепостных крестьян. Стремясь предстать перед общественным мнением России и Европы как “мудрый законодатель”, Екатерины II подготовила для этой Комиссии обширный “Наказ”, большая часть текста которого воспроизводит фразы и идеи западноевропейских просветителей, преимущественно Монтескье и Беккариа.

В “Наказе” содержится ряд декларативных положений, неосуществимых в самодержавно-крепостнической стране: равенство граждан, состоящее в подчинении общим для всех законам, свобода как зависисимость только от закона, уверенность граждан в своей безопасности, ограничение государственной власти пределами, ею же положенными, власть законов и др. Декларативные положения “Наказа” должны были свидетельствовать о просвещенности российского монарха и способствовать приобщению России к ведущим цивилизованным державам. В окончательном тексте “Наказа” крепостничество (“рабство”, “неволя”) берется как факт, не подлежащий критике; для его обоснования приспосабливаются даже отдельные высказывания западноевропейских просветителей.

Политика абсолютизма, хотя и отвечавшая интересам дворянства в целом, порой не вполне соответствовала настроениям и пожеланиям части верхушки класса феодалов. Родовитая знать была недовольна самодурством самодержцев, заносчивостью и произволом фаворитов-временщиков.

Наиболее видным идеологом родовитой аристократии был князь Михаил Михайлович Щербатов (1733-1790) – князь, родился в Москве, получил домашнее образование, знал несколько европейских языков. Службу начал в Петербурге в семеновском полку. В 1762 году ушел в отставку (манифест «О даровании вольностей всему дворянству») В 1767 избран депутатом ярославского дворянства в комиссию перед которой Екатерина 2 поставила задачу о пересмотре законадательства и создания нового свода законов. Для этой комиссии он составил проект «Наказа ярославского дворянства» и написал замечания на Большой Наказ Екатерины 2. Произведения: «О надобности и пользе городских законов», «Разные рассуждения о правлении», «Размышления о законодательстве вообще».

Подверг резкой критике абсолютную монархию как форму правления и деятельность всего Екатерининского правительства, отмечая масштабное злоупотребление, взяточничество. Выход из этого положения заключается в ограничении власти монарха и соблюдении законности во всех сферах государственной деятельности.

Происхождение государства видел в естественно-правовой теории и концепции договорного происхождения государства. Исходил из естественного равенства всех людей от природы. Это равенство постепенно разрушается по причине различия в силах и способностях людей, ибо наделяя людей различными дарованиями, природа сама усмотрела возможность неравенства.

Это неравенство стало закрепляться в потомствах.

Договор об образовании государства люди заключили в целях обеспечения безопасности и при его заключении уступили меньшую часть своих прав, сохраняя неотчуждаемую свободу. При анализе государственной власти, выдел 4 формы правления: монархия, аристократия, демократия, деспотия.

При анализе форм правления западно-европейских государств наиболее привлекательной видел английскую конституционную монархию (разделение властей, определенная законом компетенция). Критиковал деспотичность правления, которая возникла при сосредоточении абсолютных полномочий главы государства (беззаконие, своевластие правителей, формирование продажного своекорыстного аппарата управления). Результат – тирания, всеобщее падение нравов.

Самовластие, по мнению Щербатова, разрушает силу государства в самом ее начале. Республика не вызывает симпатий, поскольку всегда есть вероятность бунтов и мятежей. В более поздних произведениях стал находить достоинство республиканской формы правления: развитие торговли, для которой предпочтительней вольность, подъем патриотических чувств, обеспечение законности, ибо в республике все люди подчинены не множеству правителей, а единому закону. Достоинства эти он ставил в прямую зависимость от учреждения определенной равности между гражданами, в результате которой все они почитают себя единым народом.

Монархия может быть ограниченной и неограниченной. Симпатии на стороне ограниченной монархии, которая должна хранить жизнь, честь и спокойствие граждан. Для России эта форма правления традиционна т.к великие князья всегда правили опираясь на Совет, в который входили лучшие мужи отечества. Щербатов полагал, что монарх не правомочен без согласия народа объявлять войну, вводить налоги, издавать законы и т.д. В своей идеальной модели он перечислил основные составляющие высшего правительства: дворянскую, купеческую, мещанский, депутаты.

Высшее Правительство - представительный орган, сосредоточивший законодательную, судебную власти. Монарх возглавляет исполнительную власть и руководит страной в законных пределах. За нарушение закона монархом предусмотрена ответственность. Таки образом монарх - высший чиновник государства и не более того.

Классифицируя закон в духе традиций естественно-правовой школы, делит его на божественные, естественные и положительные, твердо полагая, что последние должны соответствовать первым двум.

Щербатов предлагал передать законодательную власть дворянскому сословному собранию и ограничить власть монарха “основательными законами”.

Судопроизводство: процесс открытый, гласный, предусматривается участие защитника. Цитировал «хабеас корпус акт», выступая за то чтобы никто не наказывался без суда. Каждый может быть арестован только с разрешения соответствующего органа в предусмотренном законом порядке. Ответственность - за вину, суровость наказания - соответственно тяжести преступления.

Социальные взгляды: каждому сословию определить его правовой статус, а также определить круг занятий. Он выступал против наделения купечества правом владеть крепостными, а также против присвоения дворянского звания выходцам из других сословий. Критиковал крепостное право, но при этом считал что освобождение крестьян дело будущего т.к. крестьяне не просвещены и нравственно не подготовлены к свободной жизни. Они могут перестать заниматься земледелием, оставить неплодородные земли и отправиться к плодородным, центр страны может оскудеть и стране будет грозить разорение. Щербатов оспаривал возможность предоставления крепостным права на какое бы то ни было имущество и отрицательно относился к просвещению народа, которое по его мнению, ведет к духу неповиновения.

Средства для ближайших преобразований в с\х видел в сокращении расходов на содержание армии. Вносил предложение об устройстве военных поселений, в организации которых видел экономическое средство повышения благосостояния армии ( в связи с уменьшением численности), ослаблением бремени рекрутчины и налогового бремени для населен. Все преобразования осуществлять необходимо постепенно, вводя хорошие законы и просвещая народ.

Щербатов часто ссылался на идеи Просвещения, рассуждал, что люди имеют разные способности; это естественное неравенство связано и с сословным неравенством, которое возникло исторически, в процессе возникновения государства и разделения труда.

 








Дата добавления: 2015-03-03; просмотров: 2262;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.