Политико-правовая идеология французского социализма XVIII века.
В XVIII веке во Франции возникают идеи государственного и общественного социализма, основанного на коллективной собственности. В этот период выделяются труды Морелли, Габриэля Бонно де Мабли, Жана Мелье. Если идеи Просвещения в большинстве своем отражали интересы буржуазии, стремившейся к власти, то коммунистические теории учитывали в большей мере проблемы крестьян, рабочих и городских низов.
Морелли (ок. 1715 - дата смерти неизвестна) – французский просветитель, который провел наиболее систематическое обоснование коммунистического общества.
Главный труд – «Кодекс природы, или Истинный дух ее законов» (1755 г.).
В соответствии с теорией естественного права Морелли делит человеческую историю на два периода:
1) «золотой век» человечества;
2) государственно организованное общество.
Морелли изображает естественное состояние человечества как «золотой век», когда люди живут по законам природы, вместе трудятся, и имущество у них общее. Обществом управляют отцы семей, ведавшие организацией труда и воспитанием.
Разделение имущества и возникновение частной собственности отменяют законы природы, порождают жадность и корысть.
Частный интерес становится всеобщей чумой. Выделение частной собственности порождает иную форму властных отношений, следовательно, создаются жесткие законы. Для преодоления такого состояния нужно:
- уничтожить частную собственность;
- регламентировать все стороны жизни (включая семейные отношения, искусство, образование);
- самое тяжкое преступление есть убийство и попытка ввести частную собственность.
В идеальном государстве формой правления может быть только просвещенная монархия, где интересы общества выше личных интересов.
Габриэль Бонно де Мабли (1709-1785) в своей наиболее известной книге «О законодательстве или принципах законов» (1776) порицает общественное неравенство и частную собственность. Он считает, что эти явления ведут к угнетению народа и тирании. Частную собственность уже невозможно искоренить, но ее можно ограничить через законы.
Он выступает за верховенство законов в государстве и регламентацию всех отношений; тотальный контроль и строгие наказания за небольшие проступки; введение законов против роскоши; ограничение земельной собственности.
Единственным источником всякой власти является народ, он сохраняет за собой право изменять существующее правление.
В основе государственного устройства должно лежать верховенство науки.
В крупных государствах формой правления должна быть республиканская монархия, в которой королевская власть ограничена строгой системой представительных учреждений.
Жан Мелье (1664-1729) – сельский священник, идеолог безгосударственного коммунизма.
В его произведении «Завещание» изложена теория общинного безгосударственного коммунизма. Религия есть грубый обман, духовенство, короли и дворяне – это паразиты на теле народа. Мелье призывает к полному уничтожению феодального строя, упразднению частной собственности на землю и обязательному труду всех на общей земле.
Несомненная заслуга Ж.Мелье состояла в том, что он первым призвал к народной революции как к способу достижения идеального общества.
Дата добавления: 2015-03-03; просмотров: 1456;