Научные революции как трансформация оснований науки
Научная революция – закономерный и периодически повторяющийся в истории науки процесс качественного перехода от одного способа познания к другому, отражающий более глубинные связи и отношения природы.
Таких четко и однозначно фиксируемых радикальных смен научных картин мира, т.е. научных революций, в истории развития науки вообще и естествознания в частности можно выделить три. Если их персонифицировать по именам ученых, сыгравших в этих событиях наиболее заметную роль, то три глобальных научных революции должны именоваться аристотелевской, ньютоновской и эйнштейновской.
В VI — IV вв. до н.э. была осуществлена первая революция в познании мира, в результате которой и появляется на свет сама наука. Наиболее ясно наука осознала саму себя в трудах великого древнегреческого философа Аристотеля. Он создал формальную логику, т.е. фактически учение о доказательстве, — главный инструмент выведения и систематизации знания; разработал категориально-понятийный аппарат науки; утвердил своеобразный канон организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы «за» и «против», обоснование решения); предметно дифференцировал само научное знание, отделив науки о природе от метафизики (философии), математики и т.д. Заданные Аристотелем нормы научности знания, образцы объяснения, описания и обоснования в науке пользовались непререкаемым авторитетом более тысячи лет, а многое (законы формальной логики, например) действенно и поныне.
Вторая глобальная научная революция приходится на XVI— XVIII вв. Ее исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической. Это, безусловно, самый заметный признак смены научной картины мира, но он мало отражает суть происшедших в эту эпоху перемен в науке. Их общий смысл обычно определяется формулой: становление классического естествознания. Такими классиками-первопроходцами признаны: Н. Коперник, Г. Галилей, И. Кеплер, Р. Декарт, И. Ньютон. Итог этой научной революции — механистическая научная картина мира на базе экспериментально-математического естествознания.
«Потрясение основ» — третья научная революция — случилось на рубеже XIX—XX вв. Наиболее значимыми теориями, составившими основу новой парадигмы научного знания, стали теория относительности (специальная и общая) и квантовая механика. Первую можно квалифицировать как новую общую теорию пространства, времени и тяготения. Вторая обнаружила вероятностный характер законов микромира, а также неустранимый корпускулярно-волновой дуализм в самом фундаменте материи.
Другой подход к выделению научных революций позволяет рассмотреть четыре глобальные революции, связанные с типом научной рациональности.
В первой научной революции XVII в. возникла классическая европейская наука и сформировался особый тип рациональности, получивший название научного. Научный тип рациональности появился в результате отказа европейской науки от метафизики.
Природа рассматривалась как единая истинная реальность, как вещественный универсум, из которого был элиминирован всякий духовный компонент. Объекты рассматривались преимущественно в качестве механических устройств. Свойства целого сводились к сумме свойств его частей. Элементы целого были связаны жесткими причинно-следственными связями. Время не влияло на характер событий и процессов, а рассматривалось как некий внешний параметр. Абстрагируясь от всякой соотнесенности с познающим субъектом, естествознание претендовало на статус точной науки о природных телах. В научную картину мира впускалось только то, что можно практически объективировать и проконтролировать.
Вторая научная революция произошла в конце XVIII – первой половине XIX в. Произошел переход от классической науки, ориентированной в основном на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке. Появление таких наук, как биология, химия, геология, способствовало тому, что механическая картина мира перестает быть общезначимой и общемировоззренческой. Биология и геология вносят в картину мира идею развития, которой не было в механической картине мира.
Третья научная революция охватывает период с конца XIX до середины XX в. Появляется неклассическое естествознание и соответствующий ему тип рациональности. Революционные преобразования произошли сразу во многих науках: в физике были разработаны релятивистская и квантовые теории; в биологии – генетика; в химии – квантовая химия. В центр исследовательских программ выдвигается изучение объектов микромира. Произошли изменения в понимании идеалов и норм научного знания.
Во-первых, ученые согласились с тем, что мышлению дан не объект в его первозданном состоянии, а взаимодействие объекта с прибором. Во-вторых, так как эксперимент проводит исследователь, то проблемы истины напрямую становится с деятельностью исследователя. В-третьих, под сомнение была поставлена возможность субъекта познания реализовывать идеальные модели и проекты, вырабатываемые рациональным сознанием. В-четвертых, в противовес идеалу единственно научной теории, стала допускать истинность нескольких отличающихся друг от друга теоретических описаний одного и того же объекта.
Четвертая научная революция совершилась в последнюю треть XX столетия. Рождается постнеклассическая наука, объектами изучения которой становятся исторически развивающиеся системы. Формируется рациональность постнеклассического типа. В постнеклассической науке историческая реконструкция как тип теоретического знания стала использоваться в космологии, астрономии и даже физике элементарных частиц, что привело к изменению картины мира. Возникло новое направление в научных исследованиях – синергетика. Важным моментом четвертой научной революции было оформление космологии как особой научной дисциплины, изучающей Вселенную в целом.
Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 1087;