Специальная теория относительности
Еще в классической механике был известен принцип относительности Г. Галилея: «Если законы механики справедливы в одной системе координат, то они справедливы и в любой другой системе, движущейся прямолинейно и равномерно относительно первой». Такие системы называются инерциальными, поскольку движение в них подчиняется закону инерции (первый закон Ньютона). Общепринятая формулировка первого закона Ньютона такова: «Существуют системы отсчета, относительно которых всякое тело сохраняет состояние своего движения (состояние покоя или равномерного прямолинейного движения), пока действие всех тел и полей на него компенсировано».
Если мы имеем хотя бы одну такую инерциальную систему отсчета, то всякая другая система отсчета, которая движется относительно первой равномерно и прямолинейно, также является инерциальной. Все другие системы отсчета называются неинерциальными. Под системой отсчета понимается тело отсчета, относительно которого рассматривается движение, связанная с телом отсчета система координат (например, декартова система координат, состоящая из трех взаимоперпендикулярных пространственных координатных осей), и заданный способ определения времени.
Рассмотрим покоящуюся инерциальную систему отсчета К и другую инерциальную систему отсчета К', движущуюся относительно К равномерно и прямолинейно со скоростью V, много меньшей скорости света (рис. 1). Пусть оси X и X' обеих рассматриваемых систем отсчета совпадают, а оси Y и Y; Z и Z' соответственно параллельны.
Рис. 1. Инерциальные системы К и К', движущиеся относительно друг друга.
Таким образом, система К' движется со скоростью V относительно К вдоль оси X. Положение некоторой точки (тела) в системах отсчета выражается значениями декартовых координат в соответствующих системах отсчета. Легко видеть, что между ними имеется следующая зависимость:
X = X' + Ut; Y= Y'; Z = Z' (1)
Скорости движения тела относительно обеих систем отсчета:
U= U' + V (2)
Скорость относительно неподвижной системы отсчета складывается из скорости относительно подвижной системы отсчета и скорости самой системы отсчета.
Если теперь возьмем производную по времени от правой и левой части уравнения (2), то найдем выражение, связывающее ускорения тела относительно обеих систем отсчета. Так как система К' движется равномерно и прямолинейно относительно К, и скорость U является постоянной величиной, то производная от U по времени равна 0, и мы получаем:
а = а' (3)
Уравнения (1), (2), (3) называются преобразованиями Галилея и описывают, как связаны между собой кинематические параметры движения тела при переходе из одной инерциальной системы отсчета в другую. Тот факт, что ускорения тел относительно обеих инерциальных систем отсчета одинаковы, позволяет сделать вывод о том, что законы механики, определяющие причинно-следственные связи движения тел, одинаковы во всех инерциальных системах отсчета. И это составляет суть принципа относительности Галилея.
В начале XX века выяснилось, что принцип относительности справедлив также в оптике и электродинамике, т.е. в других разделах физики. Принцип относительности расширил свое значение и теперь звучал так: законы физики имеют одинаковую форму во всех инерциальных системах отсчета.
После того как физики отказались от представления о существовании эфира как всеобщей среды, рухнуло и представление об эталонной системе отсчета. Все системы отсчета были признаны равнозначными, и принцип относительности стал универсальным. Относительность в теории относительности означает, что все системы отсчета одинаковы и нет какой-либо одной, имеющей преимущества перед другими. Вместе с принципом относительности в физике утвердились понятия инвариантности, инвариантов и симметрии, а также связь их с законом сохранения и вообще с законами природы. Инвариантность означает неизменность физических величин или свойств природных объектов при переходе от одной системы отсчета к другой.
Экспериментальные данные о постоянстве скорости света (согласно опыту Майкельсона-Морли) привели к парадоксу, для разрешения которого понадобилось введение принципиально новых представлений. Пояснить сказанное поможет следующий пример. Предположим, что мы плывем на корабле, движущемся прямолинейно и равномерно относительно берега. Все законы движения остаются здесь такими же, как на берегу. Общая скорость движения будет определяться суммой движения на корабле и движения самого корабля. При скоростях, далеких от скорости света, это не приводит к отклонению от законов классической механики. Но если наш корабль достигнет скорости, близкой к скорости света, то сумма скорости движения корабля и на корабле может превысить скорость света, чего на самом деле не может быть, так как в соответствии с экспериментом Майкельсона скорость света всегда одинакова во всех системах координат, независимо от того, движется ли излучающий источник или нет.
Рассматривая это противоречие, А. Эйнштейн предложил отказаться от представления об абсолютности и неизменности свойств пространства и времени. Он ввел следующие постулаты теории относительности:
1. Принцип относительности: все законы природы одинаковы во всех инерциальных системах отсчета.
2. Принцип постоянства скорости света: скорость света одинакова во всех инерциальных системах отсчета и не зависит от движения источников и приемников света.
Из этих постулатов специальной теории относительности следует, что длина тела (вообще расстояние между двумя материальными точками) и длительность (а также ритм) происходящих в нем процессов являются не абсолютными, а относительными величинами. При приближении к скорости света все процессы в системе замедляются, продольные (вдоль движения) размеры тела сокращаются, и события, одновременные для одного наблюдателя, оказываются разновременными для другого, движущегося относительно него.
Это подтверждается преобразованиями Лоренца, которые ученый вывел для подтверждения гипотезы о сокращении размеров тела в направлении их движения относительно эфира. Эйнштейн наполняет преобразования Лоренца новым физическим содержанием. Так, если Лоренц рассматривал сокращение линейных размеров движущихся тел как действительное сокращение по отношению к неподвижному эфиру, то Эйнштейн рассматривает это сокращение как кажущееся для наблюдателя, относительно которого тело движется. Сокращение линейных размеров тел и замедление длительности временных интервалов — это следствие различных процессов измерения, которыми пользуются различные наблюдатели в различных системах отсчета. Итак, два постулата принципа относительности должны быть дополнены преобразованиями Лоренца. При скоростях систем отсчета v, близких к скорости света c имеем:
l = l'√(1-v2/c2);
Δt = Δt'/√(1-v2/c2),
где l – линейный размер тела в системе К;
l' - линейный размер тела в системе К';
Δt – промежуток времени в системе К;
Δt'- промежуток времени в системе К'.
Эйнштейн показал также, что преобразования Лоренца переходят в преобразования Галилея при скоростях, намного меньших скорости света, тем самым устанавливая границы применимости классической механики для мира малых скоростей.
Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 808;