Введение. В главе шесть мы рассмотрели различные способы охоты, используемые хищными птицами в природе, а также охотничьи возможности разных видов птиц
В главе шесть мы рассмотрели различные способы охоты, используемые хищными птицами в природе, а также охотничьи возможности разных видов птиц. Теперь мы можем детально рассмотреть, как можно использовать эти способности в соколиной охоте.
Некоторые техники, например пикирование, визуально более эффектны, чем другие, такие как падение на мертвую овцу. Кроме того, некотoрые виды хищных птиц лучше сотрудничают с пешим сокольником, чем другие. Например, тетеревятника, предпочитающего тихо сидеть на ветке и бросаться на кроликов с 50 м, легко адаптировать к обстановке соколиной охоты. В то же время лунь, патрулирующий вересковую пустошь, может пролететь километр, прежде чем обнаружит мышь; в такой обстановке даже самый опытный сокольник может выдохнуться и потерять терпение. Поэтому многие или большинство видов хищных птиц не используются в соколиной охоте, поскольку их природныe техники охоты неэффектны или непрактичны.
Сокольник может предпочитать какие-то определенные техники охоты, кoтopые его больше интересуют. Он может быть так одержим видом пикирующего сокола, что любая погоня последовавшая за неудачной ставкой, будет рассматриваться им как порок. Возможно, кто-то захочет, чтобы его ловчая птица атаковала исключительно с руки и ловила жертву на короткой дистанции, выполняя роль дробовика. Другой предпочтет искать добычу сам и выпускать ловчую птицу только тогда, когда жертва уже найдена. Или, наоборот, захочет, чтoбы ловчая птица не только атаковала, но и искала добычу.
Охотничье поведение хищных птиц приспособлено к среде их обитания, так же как и защитное поведение добычи. Нельзя требовать от хищной птицы, чтобы она охотилась в чуждой ей местности, например, чтoбы сапсан охотился в лесу; его шансы будут практически равны нулю. Также и жертва, на чуждой для себя территории, будет уязвима, например, утка на земле.
Некоторые хищныe птицы, например ястребы, краснохвостые сарычи, ястребы Харриса и новозеландские соколы ловят разнообразную добычу в разнообразных условиях. Следовательно, они могут успешно использоваться в соколиной охоте «рядовыми сокольниками». Охота с кругов на пернатую дичь, например на серых или белых куропаток, является более специализированной техникой, использовать которую труднее. Доступ в подходящие ландшафты ограничен и часто дорого стоит, а охота должна быть довольно интенсивной, чтобы соколы оставались в форме и не теряли высоту подъема. Если куропатки редки и встречаются поодиночке, сокольник обречен на неудачу. Он может потратить весь день, пытаясь создать для своей птицы необходимую ситуацию: твердую стойку и четкий подъем дичи на открытом месте. Большая часть дичи, которую удастся найти в течение дня, останется недоступной. С другой стороны, охотник с тетеревятником, если не сможет найти куропаток, может переключиться на кроликов или фазанов, вальдшнепов, уток и даже камышниц.
Если все что нужно на месте, охота с кругов не будет слишком сложной; опытные охотничьи команды достигали уровня успеха 90% и более. Однако чаще успех составляет 50%. Но когда чего-нибудь не хватает или что-нибудь не так, сокольник не сможет добиться успеха; это не решаемая проблема. При охоте с тетеревятником, когда дичи мало или она труднодоступна, можно чтo-нибудь предпринять, но сокол, специализирующийся на куропатках должен успешно охотиться каждый день, иначе весь сценарий провалится.
Мой опыт показывает, чтo самые успешные сокольники, те кто имеет опыт ружейной oxoты. Они знакомы с видами добычи, что неоценимо для охоты. У других сокольников, не имеющих полевого опыта, все идет хорошо, пока дело не дойдет до притравливания птицы к добыче, тогда они упираются в стену. Многие книги по соколиной охоте об этoм умалчивают, реальной охоте часто посвящена всего одна глава. Есть люди, которые могут пойти на охоту с ловчей птицей слепой на один глаз и с деревянной ногой и вернуться домой с добычей. Как-то так получается, что жертва вылетает в их сторону и они оказываются в нужное время в нужном месте. Это не вопрос удачи, хотя на первый взгляд так может показаться. Это вопрос полевого опыта и упорства. Другие могут пойти на охоту с самой лучшей птицей, которую смогут купить, и ничего кроме насморка не поймают. Они не понимают ни ловчую птицу, ни жертву, ни взаимоотношения между ними.
Другие авторы, охотничий опыт которых больше моего в разы, описывают только классическую охоту с соколами и ястребами. Сейчас гораздо больше людей имеют возможность приобрести сапсана и других классных хищных птиц, но у них не тот стиль жизни или не хватает финансов, чтобы добиться атак, которые так восхищают пуристов. В результате остаются сильно недовольными и разочароваными. У начинающих сокольников, вероятно, девять из десяти сапсанов не могут поймать и десятка жертв; такие люди быстро становятся жертвами насмешек со стороны тех, кому повезло больше. Это печально. Напуски, которые легко описать в теории, не находят практического воплощения, по крайней мере, на регулярной основе.
В этом разделе я в первую очередь хотел показать, как более выигрышно использовать потенциал ловчей птицы, чтобы она могла успешно ловить добычу, даже когда кажется, что это невозможно. Во-вторых, я хотел добиться, чтобы сокольники выше оценивали своих птиц и их возможности. Многие, даже опытные, сокольники никогда не видели атаки с планирования или непрямой атаки с лета, они не могут распознать условия, подходящие для выполнения подобных техник, и поэтому сознательно никогда не пытались их использовать. Это уменьшает эффективность охоты и разнообразие используемых техник, которые могли бы доставить удовольствие. Чтобы сокол, с которым охотятся с кругов, оставался в форме, его охотничье поведение должно оставаться стереотипным. Почти все остальные типы охот требуют от ловчей птицы универсальности, чтобы она могла ловить разную добычу в разных условиях, используя весь репертуар методик.
Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 877;