Приведение птицы в рабочую форму и подготовка желудка
Приведение ловчей птицы в рабочую форму - это не только избавление от лишнего жира и наращивание мышечной массы, хотя многие современные сокольники, похоже, думают именно так. Это также вопрос повышения тонуса пищеварительной системы.
Не сложно гонять сокола на вабиле или звать ястреба на руку. Не трудно ловить добычу со средней результативностью. Но сделать ловчую птицу действительно сильной и смелой, ходитьс ней в поле в состоянии наивысшего подъема - это прерогатива опытных сокольников. К сожалению этого не просто достигнуть и даже объяснить. Неопытные сокольники это даже не заметят. Конечно, раньше это понимали гораздо лучше, чем сегодня.
Во-первых, необходимо постоянно следить за тонусом всей пищеварительной системы. Хороший тонус достигается большим количеством объемной пищи, проходящей по системе. Голод и аппетит, похоже, контролируются гипоталамусом через рецеторы растяжения зоба и рН рецепторы желудка. Если кормить птицу небольшими количествами пищи в течение длительного периода, то зоб сжимается и аппетит ослабевает. И наоборот, птица, которая часто набивает зоб, даже низкокачественной пищей, будет ощущать голод, если поест не в полный зоб.
Увеличение объема за счет неперевариваемых компонентов, таких как перья или мех слабо помогает, поскольку они отрыгиваются в виде погадок и в кишечник не поступают. Лучше хотя бы раз в неделю давать хороший кусок кролика или даже, если есть такая необходимость, вымоченного мяса, то что наполнит зоб до отказа, не выводя птицу из строя.
Характерно, что тетеревятники сохраняют тягу к охоте в течение часа после того, как полностью набили зоб. Возможно, это следствие того, что они более импульсивны в атаке, чем соколы; возможно также, что желание охотиться ингибируется только когда пища дойдет до кишечника. С другой стороны, у сапсанов желание охотиться почти обратно пропорционально размеру зоба. Если сапсан слишком энергичен, это можно исправить, дав ему немного пищи.
Во-вторых, следует уделять внимание внутренней оболочке пищеварительного тракта. Если пищеварительный тракт покрыт слизью или жиром, он не сможет нормально функционировать, от чего у птицы будет плохой аппетит. Кроме того, кутикула мускульного желудка (см. раздел 1.4) периодически обновляется, отслаиваясь целиком или по чаcтям. Ее функция - защита желудка от самопереваривания желудочной кислотой. Если толщина кутикулы становится слишком большой, ее можно уменьшить химическим способом с помощью «слабительного» или механическим, с помощью гастролитов (камешков) или погадок.
В средние века «слабительное» обычно состояло из шариков, сделанных из очищенного сливочного масла и сахара с различными добавками (гвоздичного порошка, шафрана, руты, розмарина, алоэ, мускатного ореха и корня чистотела), чтобы при необходимости смягчить или усилить эффект. Эти смеси при правильном использовании оказывали выраженное воздействие на аппетит и это воздействие ни в коей мере не было эффектом плацебо (индифферентное вещество, принцип действия которого основан на самовнушении). Шафран, например, содержит колхицин, который используется для лечения подагры (болезнь, вызываемая нарушением обмена веществ, с преимущественным поражением суставов). Восточные сокольники, чтобы уменьшить слой кутикулы в мускульном желудке до сих пор используют хлорид аммония. К счастью в наше время радикальные средcтва используют редко; от них погибло много ловчих птиц.
Более естественный способ вычистить желудок - это дать птице камешки и погадкообразующий материал. Дикие птицы сами глотают камешки, я наблюдал это у обыкновенных, маврикийских и австралийских пустельг, дербников, новозеландских соколов, балобанов, кречетов и, по крайней мере, у трех подвидов сапсана. Я также нашел упоминание об использовании камешков обыкновенным сарычем в Лапландии и беркутом в Юте. Информации по ястребам нет, но ее сложно получить для лесных видов. Автор «The Skoole for а Young Ostringer оf Faulkener» считает, что камешки вредны для ястребов и могут их убить, но другие авторы с ним не согласны, более того Bert (1619:78) даже рекомендует давать тетеревятнику камешки вместе с небольшим клубком вязальных ниток. Было бы удивительно, если бы ястребы не глотали камешки, когда это делают сарычи и орлы. Множество других животных, такие как крокодилы, тюлени, морские львы, бакланы, поганки, глупыши и буревестники тоже используют камешки, некоторые даже в большей степени, чем хищные птицы. Единственное, что всех их объединяет, это похоже, питание мясом, зачастую с большим содержанием жира.
Дикие соколы обычно заглатывают 5-12 камешков, предпочтительно круглых, с несколько текстурированной поверхностью. Они собирают их возле ручьев или на каменистых россыпях, где много отшлифованных водой камней и тщательно отбирают камешки нужного размера. Сокол весом в 1 кг (36 унций) обычно выбирает камешки около 12-16 мм в диаметре, сокол весом 500 гр (16 унций) - 10-14 мм, а сокол весом 250 гр (9 унций) - 4-8 мм. Эти данные получены путем измерения нескольких сотен гастролитов. Восемь камешков обнаруженных у канюка имели относительно небольшие размеры 6-15 мм в диаметре (в среднем 8.2). У орлов камешки имеют размер 31 х 12 мм. У нас одна самка сапсана, которой не давали камешки в течение месяца, когда ей их предоставили, за раз проглотила 35 камешков.
Мы точно не знаем, как часто дикие соколы глотают камешки, но полевые исследования и эксперименты в вольерах показывают, что некоторые соколы глотают камешки примерно раз в неделю, другие раз в месяц. Некоторые особи могут использовать их чаще, другие реже или вообще не использовать. Камешки могут заглатываться в любое время дня и, как правило, остаются в желудке на всю ночь. Птица не глотает камешки, если в желудке есть погадкообразующий материал. Проглоченные камешки отрыгиваются на следующий день все сразу перед приемом пищи. Иногда камешки покрыты тонким слоем слизи, но обычно они довольно чистые. Я редко находил камешки в погадках. Когда в погадках встречаются камешки, то они заметно меньше и острее, чем используемые хищными птицами; обычно это гастролиты из мускульного желудка жертв, например перепелов или голубей.
Камешки лучше давать на ночь, после того как птица срыгнет погадку и полностью осадит зоб. На следующее утро птица должна их отрыгнуть. Если птица сама не берет камешки, их следует протолкнуть ей в горло по одному, надев на нее клобучок. На практике вольерные соколы сами берут камешки, но ловчим птицам их дaют из рук, чтобы контролировать процесс.
Лучшее время давать камешки - когда птица скинула большую часть жировых отложений и, вероятно, готова работать на шнуре. Камешки можно давать каждый день в течение семи - десяти дней на ночь, после чего птице дают мясо с обильным погадкообразующим материалом. Камни перемешивaют слизь в желудке и стирают лишнюю кутикулу, затем все это проходит через кишечник. Заглоченные перья и шерсть тоже впитывают слизь, но только после того, как камни ее счистят. Позже в разгаре охотничьего сезона, если ловчая птица получала много богатой пищи и имеет замедленное пищеварение, не лишним будет еще раз дать ей камешки.
Коротко суммировать подготовку желудка можно следующим образом:
Вымоченое мясо и камни заставят птицу летать;
Длительное голодание и большие погадки приведут птицу к гибели.
Многие современные сокольники плохо понимают желудочные проблемы птицы и часто винят в неудачах не себя, а птицу. То, как птица летает, если предположить, что она в рабочем теле, зависит от ее внутренних мотиваций, которые в свою очередь зависят от состояния ее желудка и аппетита. Мексиканский сокол, например, имеет плотное телосложение и при необходимости способен выжить на недостаточном и некачественном рационе. В связи с этим управлять его аппетитом гораздо сложнее, поэтому он завоевал репутацию неуправляемого среди тех, кто привык работать с более простыми сапсанами. Мексиканский сокол довольно вспыльчивая птица, который в отличие от сапсана не потерпит небрежного к себе отношения. За его желудком необходимо следить особенно тщательно. В этих вопросах он требует от сокольника большего мастерства, чем сапсан.
А вот тетеревятник будет адекватно работать, несмотря на различия в обращении. Менее агрессивные птицы, такие как сарыч и пустельга, требуют более осторожного обращения, если у них есть какая-нибудь заинтересованность к охоте. К сожалению, большинство начинающих сокольников, работающих с этими видами, не достаточно хорошо понимают этот аспект и не могут реализовать весь потенциал своей птицы, в результате часто оказываются разочарованными и расстроенными.
Я много разговаривал с разными ветеринарами о действии гастролитов (камешков), и все они неодобрительно отзывались относительно концепции приведения птицы в рабочее тело. Однако я внимательно изучал диких птиц, видел изменения у своих птиц и больше верю птицам, чем ветеринарам!
Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 1253;