Экономика новой Ассирии
Ассирия, вступив в новоассирийский период, восстановила свой экономический и военный потенциал, политическую централизацию и стабильность. В результате огромных завоеваний территория страны увеличилась, выросли земельные площади и пастбища, улучшилась система ирригации и водоснабжения. Получили значительное развитие такие интенсивные отрасли сельского хозяйства, как виноградство, садоводство, разведение технических культур. Военная добыча преумножили поголовье крупного рогатого скота, лошадей, ослов, так же, в большом количестве поступили в Ассирию верблюды. В основе технического прогресса в ассирийском хозяйстве лежало активное использование железа. Из отраслей ремесла прежде всего развивается металлургия, а также производство оружий. По тем временам ассирийская армия имела лучшее техническое оснащение. За счет разнообразного сырья, таких, как камень, дерево, слоновая кость, драгоценностей, использования рабочих рук пленников, по увиденным в других странах архитектурным образцам строятся в Ассирии новые города, крепости, дворцы и храмы, сооружаются дороги, которые являются одновременно военными трактами и торговыми путями. В огромной ассирийской державе сосредоточились важнейшие источники сырья, крупнейшие торгово-ремесленные центры и торговые пути. Поступали в Ассирию также пленные, переселенцы с завоеванных территорий, дань, богатая добыча, подати «без счета» из покоренных государств.
«Победоносные войны, бесспорно, способствовали развитию ассирийской экономики, однако имелась и оборотная сторона: войны без перерывов ослабляли базу экономики Ассирии. На плечи трудового населения ложились натуральные и денежные подати, воинские и строительные повинности, направляемые на эскалацию войны, а не на развитие производства».[95] Из всех отраслей ремесла военное получило гипертрофированное развитие. Множество ассирийских ремесленников и земледельцев уходили на долгие годы на войну, забрасывая свое хозяйство. Распределение военной добычи было крайне неравномерным: максимальная доля доставалась царю, его семье, военной и служилой знати, жречеству. Возможность существования такого источника доходов, как грабеж чужих территорий, рождала паразитические черты ассирийской экономики, не способствовала развитию производительных сил. Большое значение для развивающегося хозяйства имел захват военнопленных как необходимой рабочей силы. Немаловажную роль в развитии экономики сыграло переселение на ее территорию значительной части населения завоеванных земель, которое составляло обширную категорию подневольных, жестоко эксплуатируемых людей, близких к рабам.
Новый расцвет, прежде всего, военного и экономического могущества Ассирии привел к широкому развитию ремесла. Искусные мастера выпускали здесь продукцию, которая славилась во всем тогдашнем мире. В большом количестве изготовлялись духи, помада и различные мази. Ассирийские ткачи создавали замечательные ткани от самых легких и прозрачных до тяжелых златотканых материй и роскошных ковров. «В Библии, например, содержатся сведения о том, что финикийский г. Тир вел торговлю с Ассирией, получая оттуда «великолепные одежды, плащи из синего пурпура и с цветными вышивками, пестротканые покрывала и крепкорученые шнурки (вероятно, бахрому)». [96]Все эти одежды расшивались золотом и цветными нитками.
Подъему гончарного искусства способствовало изобилие высококачественной глины. Опытные мастера Ассирии и Вавилонии славились изготовлением разноцветных керамических плит, которыми облицовывались дворцы, храмы и здания. При помощи красной, белой и черной красок ассирийский живописцы покрывали стены дворцов и храмов замечательными фресками. Искусные и опытные мастера Ассирии из песка и соды получали в печах кашеобразную стекольную массу, из которой выдували отличные цветные сосуды с тонкими стенками, создавали разного рода изделия для облицовки ворот, наружных стен больших зданий. Древние мастера хорошо знали различные свойства стекла. Лэйярд еще в Ниневии нашел лупу из горного хрусталя, а во время раскопок в Дурр- Шаррукине была найдена стеклянная ваза из надувного прозрачного стекла.
Мечи и копья изготовлялись из особого рода стали; впоследствии опыт ее плавки перешел к арабам (так называемая дамасская стaль). Самыми крупными собственниками земли в Ассирии были храмы. Большую ее часть они передавали в аренду. Арендаторы же обрабатывали только часть земли, привлекали для этой цели рабов и нанимали свободных, а другую часть сдавали в аренду, за это же получали большую часть урожая. Таким образом, за счет даровой рабочей силы и благодаря дешевому труду, храмы и арендаторы приумножали свое богатство. Храмовые лавки и амбары арендаторов наполнялись финиками, зерном, пальмовым и виноградным вином, чесноком и медом. Рабы в поте лица работали в сельском хозяйстве: возделывали виноградники и плодовые сады для своих хозяев, пахали землю под зерновые культуры.
Большое значение, конечно, для Ассирии имело скотоводство. Помимо лошадей, ослов и мулов, крупного и мелкого рогатого скота разводились еще и верблюды. При Ашшурбанапале в большом количестве появляются одногорбые верблюды, которые были захвачены им во время победоносного похода в Аравию. Верблюдов было так много, что их продавали по пониженным ценам (они упали с 1 2/3 мины до 1/2 шекеля, что составляло около 4 г серебра). Верблюды в Ассирии использовались как вьючный скот в период военных походов, так и в торговых целях, особенно при переходе караванов через пустыни и безводные сухие степи. Широкое распространение получило в Ассирии садоводство. Обширные сады разбивались вокруг царского дворца, о чем говорят надписи и рельефные изображения. Ниневию окружал большой сад, в котором наряду с местными растениями, плодовыми деревьями и овощами культивировались растения из других стран (в частности, хлопчатник из Индии), выращивались и подвергались акклиматизации ценные сорта винограда из горных районов. Во время торжественных приемов в царском дворце Ашшурбанапала на столах начали появляться виноград и груши, яблоки и инжир, персики и гранаты, а также жаренный на специальных мангалах миндаль. Особенно любили ассирийцы плоды тутового дерева, особенно за то, что его ягоды созревали рано. Античная традиция считала Ассирию родиной тутового дерева.
Финики ассирийцы привозили из Вавилонии. Финиковые пальмы росли здесь очень хорошо, но плоды не созревали. Только в южной провинции Сухи (на границе с Вавилонией) ассирийские садоводы могли собирать урожай фиников. В I в. до н.э. на территории Ассирии выращивались лимоны. Возможно, что и в более ранние времена они произрастали па берегах Тигра и Евфрата. Раскопки в древнем городе Ассирии — Ашшуре обнаружили остатки большого фруктового сада оригинального типа. «Сад занимал площадь в 16000 кв. м; он был разбит на искусственной насыпи, а в скале пробиты отверстия специально для соединения искусственных каналов».[97] В древности Ассирию называли также страной меда и кунжута (сезама). Из литературы известно, что ассирийцы хорошо изучили жизнь и повадки пчел. Они знали, как выгнать пчелиный рой из улья, а после сбора меда, снова загнать его обратно.
В Ассирии скрещивались военные и торговые пути, соединявшие между собой различные области страны. Хорошие дороги были очень необходимы для военных и торговых целей. Здесь впервые в мире стали прокладывать широкие дороги, мощенные камнем и кирпичом, а на некоторых участках они были покрыты асфальтом. Таков, например, участок большой дороги, связывающей крепость ассирийского царя Саргона II с долиной Евфрата. Эти дороги давали возможность Ассирии сообщаться со всеми подвластными ей областями и провинциями. Техника дорожного строительства достигла здесь высокого развития. Еще царь Тиглатпаласар I построил в стране Кумук дорогу для своих повозок и войск, остатки которой сохранились до наших дней. Царь Асархаддон после восстановления Вавилона в одной из своих надписей сообщил: « Я открыл его дороги на все четыре стороны, чтобы вавилоняне пользовались ими и могли свободно сообщаться со всеми странами».
Ассирийцы умело строили мосты через речки, главным образом деревянные, но иногда и каменные. Через Евфрат был переброшен каменный мост. Двор крепости в Калахе был покрыт асфальтом; на нем сохранились следы тяжелых ассирийских колесниц, оставленные 2500 лет назад. Дороги содержались в хорошем состоянии; пути, проходящие через пустыню, охранялись. Через каждые 20 км были устроены колодцы и станции. На дороге, которая шла из Ассирии в Малую Азию, располагались станции, где царские гонцы меняли лошадей, которые бесперебойно доставляли послания царя из Ниневии по всем областям обширной ассирийской державы.
Связь провинций с царским двором была хорошо организована. По дорогам регулярно проходила специальная стража, которая охранялая караван, а для передачи важных сообщений пользовались световыми (кострами) сигналами. Во главе станций в крупных населенных пунктах и деревнях стояли чиновники, которые контролировали безопасность движения по дорогам и обеспечивали доставку почты и послов в столицу Ассирии. Если в течение одной пятидневки почта задерживалась по вине чиновников, на них немедленно поступала жалоба в Ниневию. Дорогами широко пользовались купцы и торговцы. По ним беспрерывно шли караваны с товарами во все концы Ассирии. Ассирийские дороги стали предшественниками персидских, греческих и римских.
Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 2509;