Хозяйственная и общественная жизнь Ассирии в поздний период.
Главным источником сведений о хозяйственной и общественной жизни Ассирии третьей четверти II тыс. до н.э. являются Среднеассирийские законы. Они представляют собой 14 табличек и фрагментов, найденных в ходе археологических раскопок в Ашшуре в 1903 и 1914 гг. Не все надписи удалось расшифровать ввиду их частичной сохранности.
Согласно среднеассирийским законам, Ассирия представляла собой крупную общину, центром которой был город Ашшур. Среднеассирийские законы указывают на патриархальный характер общества. В то же время в законах говорится и об особенности развития государственности Ассирии. На данном этапе «царь» является не просто одним из верхних слоев общины, он – глава государства, его правитель. Когда в ходе завоеваний Ассирия превращается в империю с огромным государственным сектором, власть царя усиливается и среднеассирийские законы перестают быть актуальными[88].
Верхние слои ассирийского общества представляли крупные землевладельцы, купечество, чиновники, жрецы. Особыми привилегиями пользовались представители знати. Они освобождались от необходимости платить налоги, выполнять повинности и общественные работы. Основной массой населения являлся класс мелких производителей. Он состоял из свободных земледельцев. Важную роль играла сельская община. Ей принадлежала собственность на землю, она полностью контролировала оросительную систему. Община имела свой орган самоуправления - совет "великих" поселенцев. Возглавлял общину староста.
На данном этапе среди членов сельской общины начинают выделяться более зажиточные слои. Наблюдается имущественное неравенство. Нередко на плечи обедневших общинников ложатся дополнительные повинности. Так, если богатый алайау (член общины) не хотел идти в армию, он мог отправить вместо себя своего должника. Им, как правило, и был бедный общинник, попавший в кабалу[89]. Иногда разорившиеся крестьяне даже шли на продажу своего земельного участка лицу, не являющемуся членом общины, не смотря на то, что это строго возбранялось законом. Расширение доли частных хозяйств требовало дополнительной рабочей силы. Этот факт подтверждается документальными данными, которые свидетельствуют о значительно повышении цен на рабов. Так, одна рабыня стала стоить 100 кг свинца, что составляло цену 6 га поля, т.е. в три раза дороже, чем в Старой Ассирии.
Институт рабства имел достаточно широкое распространение.Источниками рабства были: военный плен, долговая кабала, «усыновление» и «оживление», т.е. спасение от голодной смерти. В результате военных походов в Ассирию попадало огромное количество пленных. Большая часть из них становилась рабами. Среднеассирийские законы не предусматривали ограничение прав владельцев. Рабов разрешалось бить, калечить, продавать на сторону. Владельцы не пренебрегали этими возможностями. Так, Салманасар I, опасаясь сопротивления, приказал ослепить 15 тыс. хеттских пленников.
Недостаток рабов восполнялся из среды соотечественников. Этому способствовало усиливающееся имущественное расслоение и разорение преобладающей части свободных жителей. Об этом говорит большое количество заемных сделок. Объектом займа выступал свинец как денежный эквивалент, иногда – хлеб. Часто ростовщические условия были непомерно тяжелыми. В залог оставлялись дом, поле и даже родственники должника, их рабочая сила. Так, например, на период жатвы кредитор мог попросить у должника предоставить несколько помощников из его домочадцев[90]. Бывали случаи, когда должник не мог расплатиться вовремя и попадал в рабство к своему кредитору.
Рабами становились и в результате «усыновления» и «оживления». Так, в голодное время, например, в неурожайный год, богатый житель мог предложить бедняку «усыновить» его детей. Этот поступок носил наименование «оживление». На деле же «усыновленные» попадали под полную власть своего господина. Официально они не считались рабами, но фактически теряли свою независимость и не могли уйти от своего «благодетеля». Когда «оживленная» девочка выдавалась замуж, выкуп жених должен был заплатить ее хозяину
Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 3949;