Социальная структура и политический строй.
Общество в старо-ассирийский период еще сохраняло пережитки родового строя. Большей частью земли владела община. Жители общины и рабы должны были также обрабатывать царские и храмовые хозяйства. Периодически происходили земельные переделы, но уже начала появляться и частная собственность на землю.
Важную роль в социальной и политической жизни государства начинает играть зажиточная купеческая знать. Начинает развиваться институт рабства. Его источниками были: долговая кабала, покупка у других племен, военный плен.
До XVI в. до н.э. ассирийское государство носило общинный характер и называлось «алум Ашшур», что переводится как «город» или «община Ашшур». Еще имели место народные собрания и совет старейшин, которые выбирали «укуллума». В ведении этого должностного лица находились судебные и административные дела государства. Совет старейшин имел значительный политический вес и пользовался большим влиянием в Ашшуре. Его называли «дом города». Все важнейшие государственные дела вершились именно на этом совете. Его члены назывались «лимму». Глава совета менялся каждый год. Он управлял государством не единолично, а под контролем совета. Также являлся главным казначеем страны. По имени главного лимму именовался каждый очередной год. С усилением власти правителя и централизацией государства в целом значение общинных органов падало, состав совета все больше представляли люди, близкие к дворцу. В управленческом аппарате ассирийского государства существовала должность «ишшаккума». Она носила наследственный характер. В сферу влияния ишшаккума входили религиозные дела, храмовое строительство и другие общественные работы. На период войн он становился военначальником. Нередко один человек совмещал две должности – ишшаккума и укуллума.
Во время правления Шамши-Адада I (1813-1781 гг. до н.э.) Ассирия превратилась в крупнейшее государство. В результате завоевательных походов она подчинила себе всю Верхнюю Месопотамию. Поэтому, согласно найденным надписям, Шамши – Адад называет себя «покорителем стран между Тигром и Евфратом» и говорит, что он «вышел к побережью Средиземного моря» и «получал дань от царей Верхней Страны (общее название территорий к западу и северо-западу от Ассирии) и страны Тугриш (предположительно к югу от Ассирии)»[84]. Это не было преувеличением. Действительно, Шамши-Адад был одним из величайших правителей того времени.
В связи с расширением государственных границ необходимо было вносить изменения в систему управления страной. Царь встал во главе громоздкого административного аппарата, также он был верховным военачальником, вершил судебные дела, руководил хозяйством царского дворца. Ассирийское государство было поделено на отдельные территории – округа, возглавляемые царскими наместниками. В их подчинении находились многочисленные чиновники. Они в свою очередь собирали налоги, следили за выполнением общественных работ, контролировали набор войска.
Для оседлого населения основной административной и хозяйственной единицей считалась община («алум»). Кочевые племена имели самоуправление и проживали в так называемых кочевьях. У них были свои местные народные собрания и советы старейшин. Во главе кочевья стояли шейхи. В староассирийский период еще имели место большие семейные общины («битум»).
Все ассирийцы должны были регулярно платить налоги и выполнять различные общественные и государственные работы по строительству новых зданий, дорог, созданию ирригационных систем. Армия носила профессиональный характер, сохранялось также всеобщее ополчение.
Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 1396;