Города-государства
Ведущую роль в первой половине III тысячелетия до н.э. играл шумерский юг, где уже существовала целая плеяда
городов-государств. К ним относятся Эреду, Ур, Ларса, Урук, Лагаш, Умма, Шуруппак, Исин, Ниппур, Киш.
Экономический подъем Шумера был обусловлен развитием земледельческого хозяйства на базе ирригации и более широким, чем прежде использованием металла. В земледельческом хозяйстве этого времени отмечается разведение злаковых культур и садовых. Примитивную мотыгу заменяет соха с трубкой сеялкой, серпы изготовляются из глины, дерева с кремниевыми вкладышами, но наряду с этим и из металла. Создается обширная оросительная сеть в масштабах всей южной части страны.
Рис. 16. Города-государства Шумера Источник: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Cities_of_Sumeria.svg?uselang=ru
Города Шумера, построенные на холмах и окруженные стенами, стали основными носителями шумерской цивилизации. Знаменует переход к цивилизации также появление письменности-клинописи.[29]Города состояли из кварталов или, вернее, из отдельных поселков, восходящих к тем древним общинам, из соединения которых и возникали шумерские города. Центром каждого квартала был храм местного бога, являвшегося владыкой всего квартала. Бог же главного квартала города почитался господином всего города.
На территории шумерских городов-государств наряду с главными городами имелись и другие поселения, часть которых была силой оружия покорена главными городами. Они находились в политической зависимости главного города, население которого, возможно, обладало большими правами, нежели население этих «пригородов».[30]
Население таких городов-государств было немногочисленно и в большинстве случаев не превышало 40-50 тысяч человек. Между отдельными городами-государствами лежало много неосвоенных земель. Во внутренних частях, и в более позднее время оставались значительные пространства необрабатываемой земли.
На крайнем юго-западе Двуречья был расположен город Эреду (Эриду). По более поздним преданиям, Эреду являлся древнейшим политическим центром страны[31]. В 4 км к востоку от холма Эль-Обейд был расположен город Ур, сыгравший в истории Шумера видную роль. К северу от Ура, также на берегу Евфрата, лежал город Ларса, возникший вероятно несколько позже. К северо-востоку отЛарсы, на берегу Тигра, был расположен город Лагаш, оставивший ценнейшие исторические источники и игравшие важную роль в истории Шумера в III тысячелетии до н.э., хотя более позднее предание, нашедшее отражение в списке царских династий, его совсем не упоминают. Постоянный противник Лагаша-город Умма находился к северу от него. От этого города до нас дошли ценные документы хозяйственной отчетности, являющиеся надежной основой для определения общественного строя Шумера. Исключительную роль в истории объединения страны сыграл город Урук, на Евфрате. Здесь были найдены древнейшие письменные памятники, показавшие пиктографические истоки шумерского клинописного письма. К северу от Урука, на берегу Евфрата находился город Шуруппак. Почти в центре Междуречья, несколько к югу от того места, где обе реки теперь ближе всего сходятся друг с другом, был расположен Ниппур, центральное святилище всего Шумера. Но Ниппур никогда не был центром какого-либо государства, имевшего серьезное политическое значение.[32]В северной части Междуречья, на берегу Евфрата находился город Киш, где было найдено во время раскопок много памятников, восходящих еще к шумерскому периоду истории северной части Двуречья.
За пределами долины находилось также несколько древних городов, исторические судьбы которых были тесно переплетены с историей Междуречья. Одним из таких центров являлся город Мари на среднем течение Евфрата. Немалую роль в истории Двуречья сыграл и город Эшнунна, находившийся на заливной равнине к югу от левого притока Тигра Диялы. Этот город служил для шумерских городов связующим звеном в торговле с горными племенами Северо-Востока.В торговле с северными областями посредником служил город Ашшур на среднем течение Тигра, впоследствии центр Ассирийского государства. Вероятно, уже в очень древнее время здесь обосновались многочисленные шумерские купцы, принёсшие сюда элементы шумерской культуры.[33] Политическое устройство первых шумерских городов-государств.
Рис. 17. Житель Древнего Шумера Источник: https://slovari.yandex.ru/
Историю Шумера в первой III тысячелетия до н.э. в зависимости от политического возвышения того или иного центра принято делить на три последовательных периода, составляющих раннединастическую эпоху, которая охватывала XXVIII-XXIV вв. до н.э. С развитием классового общества в Шумере формировалась и неразрывно связанное с ним государство как аппарат насилия экономически господствующего класса рабовладельцев, землевладельцев, знати, жречества над классами-производителями материальных благ: рабами, угнетаемыми общинниками, подневольными работниками. Однако на первых порах шумерское государство еще сохраняло много черт и институтов первобытной демократии.
В начале раннединастической эпохи(XXVIII-XXVII вв. до н.э.) во главе государства стоял так называемый «эн»-верховный жрец (жрица), есть предположения, что эту должность выбирали. В круг его обязанностей входило ряд следующих функций. Во-первых, он выполнял жреческие функции, руководил храмом. Во-вторых, ему же принадлежало руководство административным аппаратом. Также верховный жрец распоряжался имуществом общины и ее экономическими вопросами. «Эн» следил за строительными работами, сооружением оросительной сети и другими общественными работами.
Применяли также понятие «лугаль», который мог означать то же самое лицо-«эн». Переводиться слово как «хозяин, царь, господин». Некоторые источники говорят о том, что лугаль мог означать другую должность, например, военный вождь, в чьи функции входило руководство армией в период военного времени. Однако чаще всего «эн» избирался военоначальником и уже в этом качестве руководил действиями специальных военных отрядов.
В последующем во главе шумерских городов-государств становятся правители, которых называли либо «энси», либо «лугаль». «Энси» истолковывается как «возглавляющий народ жрец, закладывающий храмы и другие здания». В эпоху главенства «эна» он встречается как представитель храмовой администрации. Функции «энси» были связаны со строительными работами. Именно он руководил строительством ирригационных сооружений и храмов. Изображался «энси» несущим на голове корзину со строительным материалом. Также правитель отвечал за сбор налогов, за предводительство личными и храмовыми военными отрядами. «Энси» выбирали, а его правление называлось «чередом».
Согласно легенде, у шумеров долгое время сохранялся обычай совершать ритуал мнимого убийства дряхлого вождя племени в весенний праздник Нового года. Традиция убийства престарелого вождя существовала с незапамятных времен-эпохи каменного века. В государстве она стала чем-то вроде спектакля. На время «убийства» старого вождя провозглашался «подменный» царь, обычно бедняк, раб или душевнобольной. Предполагалось, что таким образом можно отвести беду от настоящего царя. Процедура для правителя была неприятной и унизительной, а однажды произошел курьезный случай. Один из аккадских царей в 1860 г. До н. э. во время такого представления посадил на трон сановника, возложил на него свою тиару и объявил государем. Но тут случилось несчастье. Царь, поев горячей каши, умер. Сановник остался на троне и правил в интересах знати отнюдь не хуже своего предшественника.[34]
Особенность шумерских городов-государств была следующая:существовала вероятность правления только «энси» в одних,и только «лугали»-в других городах, в третьих, как, например, в Лагаше, употреблялся то тот, то другой титул. Функции «лугаля» совпадали с функциями «энси», но, очевидно, это был более почетный и масштабный титул, обычно принимаемый правителями крупных городов, а иногда даже их объединений и связанный с военными полномочиями и большей полнотой власти.
Функционировали также на протяжении всей раннединастичекой эпохи совет старейшин и народное собрание из числа полноправных общинников-воинов. В их полномочия входило избрание или низложение правителя (из числа членов совета и определенного рода), контроль за его деятельностью, принятие в члены общины, совещательная роль при правителе, особенно в вопросе о войне, суд на основе обычного права поддержание внутреннего порядка, управление общинным имуществом.
Роль народного собрания уменьшается с развитием имущественного неравенства и классового общества. Совет же старейшин долго сохраняет свое значение, порой даже противопоставляя себя правителю и ограничивая его власть. Постепенно с усилением экономической и военно-политической власти правителя в конце раннединастического периода возникает такая форма монархической власти, как деспотия. Опорой власти становится армия, которая прошла длительный путь развития от народного ополчения через аристократические дружины до создания постоянного войска, находящегося на государственном обеспечении.
Армия состояла из отрядов колесничих, вооруженных копьями и дротиками, тяжеловооруженных пехотинцев-копейщиков, легковооруженных пехотинцев с защитной перевязью через плечо. Все воины имели шлемы и кинжалы. Армия была широко обучена и достигала нескольких тысяч человек.
Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 1598;