С чего начиналась экономическая наука

 

Экономическая мысль - яв­ле­ние весь­ма древ­нее. С тех пор как че­ло­век на­чал ос­ва­ивать при­ро­ду в хо­зяй­с­т­вен­ных це­лях, он стал за­ду­мы­вать­ся над эко­но­ми­чес­ки­ми воп­ро­са­ми, со­би­рать и обоб­щать фак­ты. Сна­ча­ла это бы­ли, ско­рее, тех­но­ло­ги­чес­кие и тех­ни­чес­кие воп­ро­сы, ко­то­рые за­тем, по ме­ре обоб­ще­ния фак­тов, ста­ли под­во­дить к ана­ли­зу со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ких сто­рон хо­зяй­с­т­вен­ной жиз­ни.

Первые эко­но­ми­чес­кие трак­та­ты мы на­хо­дим в ре­ли­ги­оз­ных кни­гах Древ­не­го Вос­то­ка, в иудей­с­ких, хрис­ти­ан­с­ких и му­суль­ман­с­ких ка­но­ни­чес­ких тек­с­тах. Обыч­но мы нес­коль­ко пре­умень­ша­ем сте­пень раз­ви­тос­ти эко­но­ми­чес­ких от­но­ше­ний древ­не­го ми­ра. Не­ожи­дан­ным, нап­ри­мер, яв­ля­ет­ся для нас тот факт, что на Древ­нем Вос­то­ке дос­та­точ­но раз­ви­ты­ми бы­ли то­вар­ные и де­неж­но-кре­дит­ные от­но­ше­ния, ведь из школь­ных кур­сов ис­то­рии из­вес­т­но, что эко­но­ми­ка древ­не­вос­точ­ных дес­по­тий ос­но­вы­ва­лась на на­ту­раль­ном про­из­вод­с­т­ве. Меж­ду тем в Биб­лии, в пер­вых кни­гах Мо­исея, опи­сы­ва­ют­ся нор­маль­ные то­вар­но-де­неж­ные от­но­ше­ния, осу­щес­т­в­ля­емые по из­вес­т­ной фор­му­ле Т-Д- Т. При этом в ка­чес­т­ве де­нег, как пра­ви­ло, выс­ту­па­ет се­реб­ро. За се­реб­ро по­ку­па­ют ра­бов, зем­лю, хлеб, дру­гие то­ва­ры1. В до­ку­мен­тах, от­но­ся­щих­ся к эпо­хе Но­во­ва­ви­лон­с­ко­го цар­с­т­ва (VII-VI вв. до н.э.), упо­ми­на­ют­ся арен­д­ные кон­т­рак­ты, куп­чие, рас­пис­ки, нак­лад­ные. Дош­ли до нас бух­гал­тер­с­кие сче­та и век­се­ля то­го вре­ме­ни. В Но­во­ва­ви­лон­с­ком цар­с­т­ве не бы­ло еще мо­нет, день­ги пред­с­тав­ля­ли со­бой прос­тые се­реб­ря­ные слит­ки, цен­нос­т­ное со­дер­жа­ние ко­то­рых оп­ре­де­ля­лось их ве­сом, но уже су­щес­т­во­ва­ли нас­то­ящие бан­ки, "де­ло­вые до­ма", осу­щес­т­в­ляв­шие все глав­ные бан­ков­с­кие опе­ра­ции: при­ни­ма­лись вкла­ды, вы­да­ва­лись кре­ди­ты, про­из­во­ди­лись учет век­се­лей, оп­ла­та че­ков, без­на­лич­ные рас­че­ты, фи­нан­си­ро­ва­лась внут­рен­няя и внеш­няя тор­гов­ля2.

1 При­ме­ча­ния и ссыл­ки к каж­дой те­ме да­ны в кон­це гла­вы.

Взлет эко­но­ми­чес­кой мыс­ли, свя­зан­ной с то­вар­но-де­неж­ны­ми от­но­ше­ни­ями, про­изо­шел в ан­тич­ном ми­ре. У ис­то­ков эко­но­ми­чес­кой на­уки, как и мно­гих дру­гих об­щес­т­вен­ных на­ук, сто­ят ве­ли­кие древ­нег­ре­чес­кие уче­ные - Ксе­но­фонт (ок. 430-355 гг. до н.э.), Пла­тон (427-347 гг. до н.э.) и Арис­то­тель (384-322 гг. до н.э.).

Ксе­но­фонт, ви­ди­мо, пер­вый в ис­то­рии на­пи­сал спе­ци­аль­ные эко­но­ми­чес­кие ра­бо­ты "Эко­но­ми­кос"3 (в рус­ских пе­ре­во­дах "До­мос­т­рой") и "О до­хо­дах". Он жил и ра­бо­тал в кри­зис­ный для гре­чес­ко­го ра­бов­ла­дель­чес­ко­го строя пе­ри­од, ког­да у сво­бод­но­го на­се­ле­ния гре­чес­ких по­ли­сов не ос­та­лось на­дежд на вос­ста­нов­ле­ние хо­зяй­с­т­ва пос­ред­с­т­вом де­мок­ра­тии и по­яви­лась тя­га к дес­по­ти­чес­ким ре­жи­мам (что про­яви­лось в хва­леб­ном опи­са­нии де­яний пер­сид­с­ко­го ца­ря Ки­ра4). Дли­тель­ная Пе­ло­пон­нес­ская вой­на (431-404 гг. до н.э.) при­ве­ла к по­бе­де оли­гар­хи­чес­кой Спар­ты, а афин­с­кая де­мок­ра­тия не вы­дер­жа­ла ис­пы­та­ния и вско­ре бы­ла сме­те­на за­во­ева­ни­ями Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­с­ко­го, а поз­же - Ри­ма.

Ксенофонт - бе­зус­лов­ный сто­рон­ник круп­но­го ра­бов­ла­дель­чес­ко­го сель­с­ко­го хо­зяй­с­т­ва, от­ри­ца­тель­но от­но­ся­щий­ся к ре­мес­лен­ни­кам и тор­гов­цам. Но доб­ро­со­вес­т­ность уче­но­го зас­тав­ля­ет его с ува­же­ни­ем от­но­сить­ся к день­гам как к ору­дию об­ме­на и на­коп­лен­но­му сок­ро­ви­щу. Приз­на­вая те­зав­ра­цию де­нег, он од­нов­ре­мен­но осуж­да­ет при­ме­не­ние де­нег в ка­чес­т­ве рос­тов­щи­чес­ко­го и ку­пе­чес­ко­го ка­пи­та­ла. Но са­мое при­ме­ча­тель­ное зак­лю­ча­ет­ся в том, что этот прин­ци­пи­аль­ный про­тив­ник ры­ноч­ных от­но­ше­ний прек­рас­но по­ни­ма­ет роль раз­де­ле­ния тру­да в про­цес­се раз­ви­тия ры­ноч­ных свя­зей (и, нап­ро­тив, зна­че­ние объ­ема рын­ка для раз­ви­тия раз­де­ле­ния тру­да). "…В не­боль­ших го­ро­дах, - пи­шет Ксе­но­фонт, - один и тот же мас­тер де­ла­ет ло­же, дверь, плуг; стол, а не­ред­ко тот же че­ло­век со­ору­жа­ет и дом, при­чем он рад, ес­ли хоть так най­дет дос­та­точ­но за­каз­чи­ков, что­бы про­кор­мить­ся. Ко­неч­но, та­ко­му че­ло­ве­ку, за­ни­ма­юще­му­ся мно­ги­ми ре­мес­ла­ми, не­воз­мож­но из­го­тов­лять все оди­на­ко­во хо­ро­шо. Нап­ро­тив, в круп­ных го­ро­дах бла­го­да­ря то­му, что в каж­дом пред­ме­те нуж­ду ис­пы­ты­ва­ют мно­гие, каж­до­му мас­те­ру до­воль­но для сво­его про­пи­та­ния и од­но­го ре­мес­ла. А не­ред­ко до­воль­но да­же час­ти это­го ре­мес­ла; так, один мас­тер шьет муж­с­кую обувь, а дру­гой - жен­с­кую. А иног­да да­же че­ло­век за­ра­ба­ты­ва­ет се­бе на жизнь един­с­т­вен­но тем, что шьет за­го­тов­ки для баш­ма­ков, дру­гой - тем, что вы­ре­за­ет по­дош­вы, тре­тий - толь­ко тем, что вык­ра­ива­ет пе­ред­ки, а чет­вер­тый - тем, что сши­ва­ет все вмес­те. Ра­зу­ме­ет­ся, кто про­во­дит вре­мя за столь ог­ра­ни­чен­ной ра­бо­той, тот в сос­то­янии вы­пол­нять ее на­илуч­шим об­ра­зом"5. Как ви­дим, Ксе­но­фонт выс­ка­зы­вал об­щие идеи, че­рез 2200 лет де­таль­но раз­ра­бо­тан­ные Ада­мом Сми­том6.

Парадоксальна судь­ба фи­ло­соф­с­ких тру­довПла­то­на. Пос­ле­до­ва­тель­ный кон­сер­ва­тор, сто­рон­ник оли­гар­хи­чес­ко­го строя, он соз­дал ги­по­те­ти­чес­кую мо­дель об­щес­т­ва, ко­то­рая в бу­ду­щем ис­поль­зо­ва­лась в ка­чес­т­ве при­ме­ра… ев­ро­пей­с­ки­ми со­ци­алис­та­ми! Рас­смат­ри­вая ры­ноч­ные свя­зи, Пла­тон об­ра­тил вни­ма­ние на то, что ры­нок раз­де­ля­ет лю­дей (в си­лу раз­де­ле­ния тру­да), но од­нов­ре­мен­но и свя­зы­ва­ет их в не­кое об­щес­т­вен­ное един­с­т­во. Од­на­ко ры­ноч­ные от­но­ше­ния - удел низ­ших сос­ло­вий: ре­мес­лен­ни­ков, тор­гов­цев, сво­бод­ных зем­ле­дель­цев. Выс­шие же сос­ло­вия, преж­де все­го ин­тел­лек­ту­аль­ная эли­та, арис­ток­ра­тия и во­ен­ные, дол­ж­ны быть ос­во­бож­де­ны от хо­зяй­с­т­вен­ных за­бот. Им сле­ду­ет жить зам­к­ну­ты­ми об­щи­на­ми, не иметь час­т­ной соб­с­т­вен­нос­ти, семьи, ка­ких-ли­бо час­т­ных ин­те­ре­сов. Прав­да, со­дер­жать эли­ту обя­за­ны ра­бы и сво­бод­ные тру­дя­щи­еся, но за­то внут­ри арис­ток­ра­ти­чес­кой об­щи­ны жизнь дол­ж­на ид­ти впол­не "по-со­ци­алис­ти­чес­ки", по об­ще­му по­ряд­ку, пла­но­мер­но и на об­щую (для арис­ток­ра­тии) поль­зу7.

В иде­аль­ном об­щес­т­ве Пла­то­на все сво­бод­ные граж­да­не, не объ­еди­нен­ные в элит­ные об­щи­ны, мо­гут иметь дом и зе­мель­ный на­дел, по­лу­чен­ные от го­су­дар­с­т­ва на ус­ло­ви­ях вла­де­ния и поль­зо­ва­ния. При этом го­су­дар­с­т­во дол­ж­но стро­го сле­дить за соб­лю­де­ни­ем иму­щес­т­вен­но­го ра­вен­с­т­ва граж­дан и не до­пус­кать, что­бы один граж­да­нин был бо­га­че дру­го­го бо­лее чем в че­ты­ре ра­за.

Однако ес­ли го­во­рить о проб­ле­ма­ти­ке то­вар­но­го об­щес­т­ва, то на­иболь­ший вклад в ис­сле­до­ва­ние ры­ноч­ных про­цес­сов внес Арис­то­тель. Ис­сле­дуя то­вар­ные свя­зи в об­щес­т­ве, пол­ном не­ра­вен­с­т­ва, он об­на­ру­жил, что в ос­но­ве эк­ви­ва­лен­т­нос­ти об­ме­нов ле­жит неч­то, что де­ла­ет то­ва­ры рав­ны­ми и со­из­ме­ри­мы­ми. Это неч­то уче­ный ви­дел в день­гах. Са­ми по се­бе день­ги не мо­гут быть пред­ме­том соб­с­т­вен­нос­ти, ибо они все­го лишь удоб­ное ору­дие об­ме­на, но пос­коль­ку день­ги все же ста­но­вят­ся объ­ек­та­ми час­т­ной соб­с­т­вен­нос­ти, это об­с­то­ятель­с­т­во и де­ла­ет об­щес­т­во без­н­рав­с­т­венным8.

С Арис­то­те­ля на­чи­на­ет­ся тра­ди­ция по­ис­ка ис­точ­ни­ка об­щес­т­вен­но­го бо­гат­с­т­ва. Под­хо­дя к эко­но­ми­ке с эти­чес­кой точ­ки зре­ния, Арис­то­тель об­на­ру­жи­ва­ет две фор­мы бо­гат­с­т­ва: нрав­с­т­вен­ную - эко­но­ми­ку и без­н­рав­с­т­вен­ную - хре­ма­тис­ти­ку. Под эко­но­ми­кой он по­ни­мал хо­зяй­с­т­во­ва­ние, т.е. на­ту­раль­ный про­из­вод­с­т­вен­ный про­цесс, име­ющий сво­им ре­зуль­та­том пот­ре­би­тель­ную сто­имость, вещь, год­ную для пот­реб­ле­ния. Хре­ма­тис­ти­ка же - это ис­кус­ство де­лать день­ги, обо­га­ще­ние с по­мощью куп­ли и про­да­жи то­ва­ров, что, по мне­нию Арис­то­те­ля, есть не­ес­тес­т­вен­ный ис­точ­ник бо­гат­с­т­ва. Уже здесь мы ви­дим за­ро­ды­ше­вое по­ни­ма­ние про­ти­во­ре­чи­во­го и слож­но­го со­дер­жа­ния то­ва­ра как един­с­т­ва пот­ре­би­тель­ной сто­имос­ти и ме­но­вой сто­имос­ти. Арис­то­тель не сом­не­ва­ет­ся в том, что нрав­с­т­вен­но - обо­га­щать­ся бла­го­да­ря зат­ра­там тру­да и без­н­рав­с­т­вен­но - бла­го­да­ря куп­ле и про­да­же ре­зуль­та­тов тру­да9.

Если для Арис­то­те­ля фи­зи­чес­кий труд, хо­тя и нрав­с­т­ве­нен, но яв­ля­ет­ся уде­лом низ­ших клас­сов об­щес­т­ва и ра­бов, то для сред­не­ве­ко­вой ре­ли­ги­оз­ной ли­те­ра­ту­ры ха­рак­тер­на апо­ло­гия тру­до­вой де­ятель­нос­ти. "В по­те ли­ца тво­его ешь хлеб твой" - один из са­мых рас­п­рос­т­ра­нен­ных мо­ти­вов хрис­ти­ан­с­кой ли­те­ра­ту­ры. ДляФо­мы Ак­вин­с­кого (1226-1274) тру­до­вое про­ис­хож­де­ние не толь­ко бо­гат­с­т­ва во­об­ще, но и цен­нос­т­но­го бо­гат­с­т­ва - уже об­щее мес­то. Мы при­вык­ли счи­тать, что пер­вую мо­дель сто­имос­т­ных об­ме­нов, свя­зан­ных с ве­ли­чи­ной зат­рат тру­да, дал Уиль­ям Пет­ти. Это не впол­не со­от­вет­с­т­ву­ет дей­с­т­ви­тель­нос­ти. Фо­ма без оби­ня­ков пи­шет, что ес­ли обувь об­ме­ни­ва­ет­ся на дом, то этот об­мен дол­жен про­из­во­дить­ся в про­пор­ции, в ко­то­рой стро­итель "пре­вос­хо­дит са­пож­ни­ка в зат­ра­тах тру­да и рас­хо­дах"10.

Выдающийся араб­с­кий мыс­ли­тель­Ибн Халь­дун(1332 -1406) пря­мо ука­зы­ва­ет на тру­до­вое про­ис­хож­де­ние сто­имос­ти: "Боль­шая часть то­го, что че­ло­век на­коп­ля­ет и из че­го из­в­ле­ка­ет не­пос­ред­с­т­вен­ную поль­зу, рав­но­цен­на сто­имос­ти че­ло­ве­чес­ко­го тру­да11. Ему да­же не чуж­до по­ни­ма­ние то­го, что сто­имость оп­ре­де­ля­ет­ся не ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми, а об­щес­т­вен­но не­об­хо­ди­мы­ми зат­ра­та­ми че­ло­ве­чес­ко­го тру­да: "Сто­имость до­хо­да оп­ре­де­ля­ет­ся зат­ра­чен­ным тру­дом, мес­том, ко­то­рое дан­ное из­де­лие за­ни­ма­ет сре­ди дру­гих ви­дов из­де­лий, и не­об­хо­ди­мос­тью его для лю­дей"12.

Однако сколь бы ни бы­ли ге­ни­аль­ны до­гад­ки мыс­ли­те­лей сред­не­ве­ковья по по­во­ду про­ис­хож­де­ния бо­гат­с­т­ва, в це­лом эти мыс­ли­те­ли рас­смат­ри­ва­ли бо­гат­с­т­во в на­ту­раль­но-ве­щес­т­вен­ном пла­не. Лишь поз­д­нее, по ме­ре раз­ви­тия то­вар­но-де­неж­ных от­но­ше­ний, все боль­ший ин­те­рес ста­ли про­яв­лять к сто­имос­т­ной фор­ме бо­гат­с­т­ва, и в час­т­нос­ти к на­ибо­лее раз­ви­той его фор­ме - де­неж­ной. Сфор­ми­ро­ва­лась пер­вая шко­ла бур­жу­аз­ной эко­но­ми­чес­кой мыс­ли - мер­кан­ти­лизм.

 








Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 593;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.