Механизмы возникновения эпилептических припадков при умственной отсталости
Возникновение эпилептических припадков при умственной отсталости получает различное объяснение. Возможно, имеет место неблагоприятная наследственность как по линии умственной отсталости, так и полинии эпилепсии (Koch G., 1963). Г. Е. Сухареваже отмечает идентичность этиологически значимых факторов для эпилепсии и олигофрении. Общность патогенеза этих заболеваний видят Г. Б. Абрамович, И. Таганов, Л. Свердлов и др.
К. Д. Ефремов (1971), изучив 389 детей с умственной отсталостью, осложненной эпилепсией, детей с умственной отсталостью и эпилепсией, не сочетавшихся друг с другом, пришел к выводу, что при сочетании умственной отсталости с эпилепсией наследственная отягощен-ность выше (43,4%), чем при умственной отсталости (27,3%) или эпилепсии (30,4%). Он полагает, что наследственные факторы, вероятно, оказывают существенное влияние на патогенез обоих страданий, имеющих место у одного больного.
По мнению С. С. Мнухина, в происхождении этих припадков наследственная отягощенность эпилепсией и другими психическими расстройствами играют незначительную роль. Большее значение имеют последствия патологического течения родов, тяжелых токсико-дист-рофических состояний раннего возраста, инфекционных заболеваний.
Особенности биоэлектрической активности умственно отсталых детей и подростков
Важное практическое значение имеет выявление риска возникновения у умственно отсталых детей эпилептиформных припадков, что необходимо для своевременного назначения противосудорожных препаратов. Это возможно, в частности, посредством изучения у них биоэлектрической активности мозга.
Компенсированные эпилептиформные состояния, не проявляющиеся клинически, встречаются, по-видимому, еще чаще, чем явные пароксизмы. Судить об этом, в частности, можно по обнаруживающимся в ЭЭГ умственно отсталых изменениям биоэлектрической активности: пароксизмам медленных волн высокой амплитуды, грубым, внезапно поступающим нарушениям регулярности основного ритма, комплексам «пик-волна» и другим знакам, предрасположенности мозга к припадкам. Описаны, например, изменения в биоэлектрической активности мозга у больных с синдромом Клайнфельтера (Prader A. et al., 1958, Hambert G., 1965, Пономаренко А. М., 1967, и др.).
Л. А. Новикова и Н. Н. Зислина (1979), изучив электроэнцефалограммы 142 легко умственно отсталых детей, обнаружили, что характер биоэлектрической активности мозга коррелирует с неврологической и психопатологической симптоматикой, а те, в свою очередь, — с этиологией заболевания. При умственной отсталости генетического происхождения ЭЭГ указывает на легкие отклонения от нормы или их отсутствие. При осложнении этих форм экзогенными вредностями отклонения на ЭЭГ становятся более выраженными. По их мнению, ЭЭГ-исследования способствуют более глубокому анализу структуры дефекта, позволяя уточнить степень и характер поражения мозга в патогенезе заболевания.
По мере нарастания интеллектуального дефекта увеличивается количество сильных корреляционных взаимосвязей между задними областями коры головного мозга, что отражает процесс уменьшения автономности в работе задних областей коры головного мозга (Горбачевская Н. Л., Новохатский Б. В., 1978).
В нашей клинике К. Д. Ефремов и Г. К. Поппе (1976) обнаружили, что у 45% из 112 умственно отсталых детей, никогда не страдавших эпилептическими припадками, имеется отчетливая повышенная судорожная готовность, а у 22% — более грубые нарушения в форме отчетливых эпилептиформных пароксизмов. В зависимости от формы умственной отсталости риск возникновения припадков различен. Так, признаки судорожной готовности имеются у 33% детей с атонической формой умственной отсталости, у 24% детей — с астенической формой и у 9% — со стенической формой.
Возрастное «созревание» биоэлектрической активности мозга наблюдается и у умственно отсталых индивидов, но по сравнению с нормальными субъектами того же возраста оно значительно опаздывает и не достигает в большинстве случаев нормальных величин (Исаев Д. Н. и Поппе Г. К., 1968). Такое изменение ЭЭГ указывает на своеобразную функциональную слабость мозга и его реакций и, следовательно, на различный риск возникновения припадков у умственно отсталых детей разного возраста (Поппе Г. К., 1976).
Высокая судорожная готовность мозга умственно отсталых детей обусловлена, по-видимому, органическим поражением мозга. Полученные фактические данные указывают на необходимость проведения у умственно отсталых детей электроэнцефалографических обследований для выявления судорожной готовности мозга и субклинических припадков.
Исследования электрической активности проводится также с целью изучения физиологических механизмов нарушений функций мозга при умственной отсталости. Выявляются три варианта кортико-рети-кулярного взаимодействия у разных групп умственно отсталых: снижение интенсивности нисходящих тормозных и повышение интенсивности восходящих активирующих влияний; обратные соотношения в этих структурах; состояние неустойчивого равновесия в кортико-ре-тикулярных отношениях. Этот сдвиг играет значительную роль в патогенезе эмоционально-волевых нарушений у умственно отсталых субъектов (Иваницкий А. М.,1966).
Из исследований биоэлектрической активности у детей с легкими степенями умственной отсталости сделан вывод о нарушении механизмов коркового ритмогенеза. Локальные изменения обнаруживаются в структурах правого полушария и являются следствием органического поражения на ранних стадиях постнатального онтогенеза. Нарушается межполушарное взаимодействие. Замедляется переработка информации в левом полушарии. Это приводит к затруднению работы правого полушария и всего мозга в целом. Удлинение времени развития вызванных потенциалов на сложные стимулы, замедление времени межполушарной передачи информации отражают специфику олигоф-ренического дефекта восприятия. Нарушение левополушарных функций проявляется трудностью установления вербальных связей. Нарушение межполушарной передачи информации искажает когнитивную интеграцию при интеллектуальной деятельности (Фишман М. Н., 2001).
Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 1526;