Механизмы возникновения астенической формы. Грубые расстройства внимания, т
Грубые расстройства внимания, т. е. неистощимость и поверхностность ориентировочных реакций детей с атонической формой, есть следствие их неугасимости, обусловленной дисфункцией медиальных структур (гиппокамп, миндалевидное тело) и вторичным снижением коркового тонуса. Это предположение подтверждается наличием у них ослабления или отсутствия кожно-гальванических реакций (Исаев Д. Н., Поппе Г. К. 1968; Ефремов К. Д. 1974).
Недоразвитие эмоциональности этих детей, их недостаточно дифференцированные, меняющиеся, нередко бледные аффективные реакции и изменения влечений также можно связать с поражением глубоких структур мозга, как это делают, например, Т. А. Доброхотова (1966), М. С. Рахайлова( 1968) в отношении очень близких к нашим по клиническим проявлениям своих больных. J. Clausen (1966) полагает, что механизм гиперактивности и чрезмерной отвлекаемости больных с недоразвитием — следствие гиперфункции ретикулярной формации и таламо-корковой проекционной системы. Так как ретикулярная формация и лимбическая система тесно связаны между собой, то страдает и лимбическая система.
Описываемое преимущественное поражение медиальных отделов мозга у анализируемых детей нарушает связь между ними и лобными долями. По мнению А. Р. Лурия (1969), медиальные и базальные отделы этих долей регулируют деятельность неспецифических образований посредством речевых кортико-фугальных влияний. Нарушение этих механизмов влечет за собой как повышенную тормозимость следов, так и распад селективности психических процессов, что сказывается на уровне психического и речевого развития умственно отсталых детей и отражает ограниченные возможности регулирующего влияния фронтальных отделов коры на активационную и другие функциональные системы.
Таким образом, при атонической форме в первую очередь поражаются функциональные мотивационные системы. Вовлекаются также системы, ответственные за познавательную деятельность. Подтверждением заинтересованности лимбической области у этих детей являются невросоматические симптомы: психомоторные приступы, «эпилептогенный очаг» которых локализуется в лимбической системе, мышечная гипотония, вегетативные трофические нарушения, ожирение, изменения в биохимизме внутренней среды, данные ПЭГ, показывающие атрофические изменения в области стенок III и боковых желудочков. ЭЭГ исследования, обнаруживающие преобладание медленной низкоамплитудной активности, наличие острых волн, нарушение устойчивости основного ритма, спонтанные гиперсинхронизации, слабость или отсутствие реакций на свет и звук, неусвоение ритмов фотостимуляции и диффузные нарушения, также подтверждают поражение глубинных структур мозга. Наиболее вероятные, грубые органические вредности и ранний (эмбриональный, младенческий) период их воздействия ведут к преимущественному поражению именно лимбических структур, поскольку они развиваются интенсивнее и быстрее, раньше включаются в процессы высшей нервной деятельности, чем другие структуры мозга.
ДИСФОРИЧЕСКАЯ ФОРМА
М. О. Гуревич (1932) описал у детей органический синдром, характеризующийся сниженным настроением, плаксивостью, «приставуче-стью» и чрезмерной подвижностью. Он считал, что этот симптомоком-плекс своим происхождением обязан поражению подкорковых узлов и среднего мозга.
Изучая в детской клинике состояния психического недоразвития, мы выделили форму, характеризующуюся умственной отсталостью, нецеленаправленным поведением, грубо расстроенным вниманием и колеблющейся в своей интенсивности аффективной напряженностью. Представители этой формы неустойчивы, капризны, раздражительны, плаксивы и легковозбудимы. В подавляющем большинстве случаев у них без видимых причин на этом фоне возникают аффективные разряды, нередко сопровождающиеся разрушительными действиями и агрессией.
Дети с дисфорической формой составляют около 1 % умственно отсталых детей, поступивших в детскую психиатрическую больницу.
Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 601;