По роду своему» и народная классификация
Линнеевская схема классификации растений и животных – это часть нашей «современной» научной традиции, характеризующей сложное общество. Однако у народов донаучной эпохи и эпохи первичной науки, были схемы ботанической и зоологической классификации с более мелкой иерархической структурой, основанные на самых отличительных видах местной флоры и фауны и на таких характеристиках растений и животных, которые люди легко могут наблюдать.[203]
Народные схемы зоологической классификации мы видим в культурах по всему миру. Для этих «туземных» таксономий характерна разбивка классификации форм животной жизни на одну или большее количество следующих категорий:[204] 1) рыбы (водные животные, в основном рыбы, но в том числе даже и киты); 2) птицы (животные, умеющие летать, обычно птицы, но время от времени и летучие мыши); 3) змеи (ползающие животные такие как змеи и ящерицы; 4) «червежуки» (черви + жуки, или мир насекомых в общем); 5) звери (в общем, крупные животные, в основном млекопитающие, но в том числе и крупные формы рептилий). Сколько из этих категорий есть у общества, зависит от уровня его сложности. У примитивных обществ таких категорий может быть всего две или три. У более высокоорганизованных, обществ первичной грамотности (как древние библейские) может быть три-четыре из этих категорий, а у обществ современных – все пять. Очевидно, что эти «туземные» категории не соответствуют нашей современной схеме научной классификации, основанной на сравнительной анатомии и ДНК, а базируются, скорее, на самых очевидных чертах или действиях этих животных. Киты – не рыбы, но, как и рыбы, плавают в океанах. Летучие мыши – не птицы, но, как и птицы, летают по воздуху. Рептилии, как и млекопитающие, наземные животные, поэтому в схемах народной классификации они попадают в одну категорию.
Четыре категории форм жизни, упомянутые в Бытие 1 (и в других местах Ветхого Завета) типичны для общества первичной грамотности и по числу, и по своей ненаучной сущности: рыбы (существа, живущие в воде, включая не только рыб, но и китов;[205] Быт. 1:21); птицы (летающие существа, Быт. 1:21; включая летучих мышей, Левит 11:19); змеи (всё, что ползает, ремес; Быт. 1:24-25) и млекопитающие (бэhэма, что значит «немые звери», такие как одомашненный скот, но также и хая, что значит «дикие звери»; Быт. 1:25). Если сравнить это с нашей современной линнеевской системой, четыре формы жизни в Бытие 1 в сущности уравниваются с классом, который подразделяется на отряды, семейства, роды и виды. В действительности слово «род» (мин) в Ветхом Завете может относиться к любому из этих подразделений, а в некоторых случаях даже к типам.[206] Использование того или иного таксономического подразделения зависит от ряда факторов, особенно от типа и размера растения или животного и от его важности (напр., съедобности). По отношению к млекопитающим и птицам, а также к крупным рептилиям и земноводным, слово мин («род, порода») в Ветхом Завете обычно соответствует биологическому роду или виду. Например, в Книгах Левит 11:15 и Второзаконие 14:14 «ворон с породою его» предположительно включает в себя все шесть видов рода Corvus. Однако в случае с совами упоминается каждый из восьми видов палестинских сов, от огромного филина до крошечной совки (названия тех или иных видов совы в старых версиях Библии неверно переводили как ибис, камышница, лебедь, чайка или кукушка).[207]
Самое важное, что нужно усвоить из сказанного выше о народных классификациях, - это то, что жители древнего Междуречья всё ещё были на той стадии, где они пользовались туземной классификационной системой. Поэтому подразделения мин касаются этой туземной системы и не могут быть равнозначны нашим линнеевским категориям отряда, рода, вида и т.д. Текст Бытие 1 исторически принадлежит обществу первичной грамотности, не имевшему знаний о нашей современной научной классификационной системе, из чего следует то, что Бог не сообщал передовых научных знаний жителям древнего Междуречья, а давал Своё откровение людям с наивными научными представлениями, соответственными тем времени и месту.
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 760;