Библейские хронологии и мировоззренческий подход
Как же тогда относиться к хронологиям по Книге Бытие? С точки зрения нумерологического мировоззрения жителей Междуречья сроки жизни праотцев не представляют собой реальных чисел – это священные символические числа. Отсюда следует вывод, что родословия Книги Бытие нельзя использовать для построения хронологии по абсолютной шкале времени. Это значило бы навязывать библейским хронологиям цель, которая никогда не ставилась. Библейские хронологии предназначались библейскими авторами для подтверждения конкретной линии происхождения евреев от Адама в Ветхом Завете до Иисуса в Новом Завете, а не для установления абсолютной датировки сотворения мира.[63]
Однако предполагает ли вывод, что числа в Книге Бытие не «реальны», и то, что не «реальны» люди, упомянутые в этих хронологиях? Если да, то зачем в Библии приводятся такие длинные и подробные родословия в Книгах Бытие, Паралипоменон, Ездры-Неемии, Матфея и Луки? 1 Паралипоменон начинается с 9 глав «рождений». Если эти родословия не реальны, то где кончаются люди мифологические и начинаются люди реальные?
Начинаются ли реальные люди с Авраама, род которого, как сказано в Мт. 1, ведёт ко Христу? Так называемые «учёные-критики» сказали бы «нет» - Авраама и праотцев выдумали писцы в эпоху Израильского царства или пленения (см. об этом в гл. 2). Как насчёт Моисея и Исхода из Египта? Археология не нашла подтверждений этого события, значит Моисея тоже «выдумали»? В Евангелии от Марка 9:4 Илия и Моисей говорят с Иисусом, так что же, это люди – если они не были исторически реальными – просто плод воображения Иисуса и учеников? А как насчёт Соломона и Давида? Или надо отрицать всю историю Израиля – историю, о которой много раз в Новом Завете свидетельствует Иисус?
Чтобы ответить на эти вопросы с мировоззренческой точки зрения, давайте вернёмся к базовой предпосылке мировоззренческого подхода, обозначенной в главе 1: В оригинальном тексте Библии точно описаны исторические события, как они виделись в культуре (мировоззрении) того времени. Чтобы Библия была исторически точной, упомянутые в ней люди, места и события должны быть реальными. Однако описания этих людей, мест и событий неизбежно окрашены культурой и мировоззрением авторов, писавших текст. «Рождение» кого-то неизбежно подразумевает физическое действие – оно или случилось или нет. Но священное, нечисловое употребление чисел – это действие культурное, проистекающее из конкретного мировоззрения. Следовательно, мировоззренческий подход считает Адама и Еву, Эдемский сад, Ноя и потоп и пр. реальными людьми, местами и событиями, о которых рассказано с точки зрения культуры библейских авторов. Под всей Библией должно лежать базовое историческое ядро, иначе достоверность Библии компрометируется.
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 1073;