Сжатые родословия и «пробелы» в хронологии
Если приглядеться ко всем генеалогическим записям в Библии, вопрос о получении даты сотворения на основе сроков жизни праотцев представляется не простым. Родословия в Книге Бытие часто сокращались посредством пропуска неважных имён. По сути, сокращение было общим правилом для библейских авторов, которые не хотели загромождать свои тексты большим количеством имён, чем было нужно для стоявшей перед ними цели. Имеется множество примеров сокращения, самый заметный из которых – родословие нашего Господа в Мат. 1:8, где Озия был не сыном, а праправнуком Иорама (выброшено 3 имени). Традиция разбивки длинных родословных списков на группы по 10 поколений также предполагает, что сохранялись 10 самых важных личностей. Поскольку ряд имён из библейских родословий был выброшен, логично будет заключить, что эти родословия следует использовать в широком смысле – как указание на общее происхождение («Х был предком рода, ведущего к Y»), а не на прямое происхождение от отца к сыну («Х был отцом Y»). Более того, если о каждом звене цепочки сказано, что он «родил» следующее в ряду звено, это ещё не свидетельствует само по себе о том, что какие-то родословные звенья не были пропущены. Например, в Бытие 46:16-18 в число детей, рождённых Иакову Зелфой, входят не только их сыновья (Гад, Асир), но также внуки и правнуки. Таким образом, слово «родил» в Библии не всегда относится к буквальному биологическому родству отца и сына. Иногда «родил» относится даже и не к людям. Оно может относиться также и к странам (напр., Елиса, Фарсис – Быт. 10:4 и 1 Пар. 1:2), к городам (напр., Сидон – Быт. 10:15), к племенам или группам племён (напр., Киттим и Доданим – Быт. 10:4 и 1 Пар. 1:17) и даже к народам (напр. о Ханаане, внуке Ноя, сказано, что он родил иевусеев, аммонитян и др.; Быт. 10:16-18).
Другим признаком того, что в хронологиях Книги Бытие могли быть пропуски, является «накладка» сроков жизни праотцев. Если родословия в Бытие 5 и 11 и буквальны, и полны, то смерть Адама нужно датировать поколением отца Ноя – Ламеха. Сим, Арфаксад, Сала и Евер пережили бы все поколения вплоть до Фарры, отца Авраама. Ной 58 лет жил бы одновременно с Авраамом, а Сим (сын Ноя) на 35 лет пережил бы Авраама. Но где Библии указано, что какие-то из этих людей были современниками? О них говорят как о почтенных предках, а не о современниках, взаимодействовавших друг с другом. Вывод о том, что сроки жизни праотцев буквальны, противоречит духу летописи, предполагающей пробелы между линиями Адама и Ноя, а также между Ноем и Авраамом.[62]
Эти пропуски и накладки сроков жизни людей, а также гибкость слова «родил» надо учитывать при трактовке указанных возрастов патриархов. Откуда нам, например, знать, когда в Быт. 5:9 говорится: «Енос жил девяносто лет и родил Каинана», был ли Каинан непосредственно сыном Еноса или же он был одним из потомков Еноса? Может быть, Еносу было 90 лет, когда родился его внук Каинан или его правнук Каинан.
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 1103;