Предпочтительные или образные числа
Кроме «священных» месопотамских чисел в первых главах Книги Бытие, в остальной части Библии используются «предпочтительные» или образные числа. Эти числа предпочитались библейскими авторами потому, что они имели не строго количественное значение, а духовный (образный) смысл. Даже при беглом чтении Библии вы увидите, что там раз за разом используются определённые числа. К этим предпочтительным числам относятся 3, 7, 12 и 40.
Три. 3 – в Библии является числом усиления; напр., «свят, свят, свят» значило, что Бог прославляется особо сильно. Иисус часто сам повторял что-то трижды, или же нечто подчёркивалось тем, что совершалось трижды (напр., Ин. 21:15-17). 3 как число также символизировало полноту; напр., когда Иисус через 3 дня воскрес из мёртвых, его миссия была исполнена. Иона был во чреве кита 3 дня и 3 ночи, через 3 дня будет восстановлен храм и пр. Предпочтительное число 3 употребляется также симметрически в родословиях Книги Бытие: у Адама, Ноя и Фарры названо по 3 сына, хотя у этих людей могли быть и больше 3 сыновей (напр., Быт. 5:4). У 3 человек – Исава, Иакова и Исмаила было по 12 сыновей и т.д.
Семь. Число 7 было для евреев особенно священным из-за субботы, седьмого дня недели. Будучи последним днём недели, она обозначала удовлетворение и покой. Это повторяющийся библейский символ полноты и совершенства. Например, в Быт. 4:24, «всемеро» значит в совершенной мере, а «в семьдесят раз всемеро» значит в избыточной мере.[55] Число 7 используется и в Ветхом, и в Новом Заветах повсеместно: 7 золотых светильников, 7 духов, 7 славословий, 7 церквей, 70 (7 x 10) народов, 70 (7 x 10) старцев, прощать 70 x 7 раз, возраст Фарры 70 (7 x 10) лет, возраст Ламеха 777 лет и пр.
Число 70 (7 x 10) также используется в Библии символически. 70 может не представлять собой точного числа, но для древних это было неважно. Число 70 символизировало числовой идеал, а не числовую реальность. Так, в главе 10 Книги Бытие упоминаются 70 народов – это число у израильтян символизировало любое семейство, благословлённое плодовитостью (напр., 70 «сыновей» Иакова, переселившихся в Египет в Быт. 46:27).
Двенадцать. Ещё одним числом, неоднократно повторяющимся в Библии, является 12. Там есть 12 столпов, 12 колодцев, 12 источников, 12 драгоценных камней, 12 серебряных чаш, 12 золотых ложек, 12 волов, баранов, агнцев и козлов, 12 хлебов, 12 плодов, 12 жемчужин, 12 колен Израилевых, 12 племён Измаиловых, 12 приставников над Израилем у Соломона, 12 ворот Нового Иерусалима, 12 учеников Иисуса, 12 000 всадников, 144 000 (12 x 12 x 1000) остатка Израиля и т.д. Предпочтительное употребление числа 12 могло иметь основание в шестидесятеричной системе Междуречья (6 x 2).
Сорок. Число 40 также много раз встречается в Библии в разных контекстах, и его можно воспринимать или буквально, или образно (как долгий срок). Потоп длился 40 дней и 40 ночей, Моисей и Иисус постились 40 дней и 40 ночей, израильтяне были в пустыне 40 лет, ученики видели Иисуса после воскресения 40 раз, Иона проповедовал Ниневии 40 дней, Соломону, Давиду и Саулу приписываются сроки царствования по 40 лет, Голиаф выходил к израильтянам 40 дней, 480 (12 x 40) лет в 3 Царств 6:1 и пр.
Вдобавок к этим предпочтительным числам, для определённых важных личностей используются числа образные. Пример этого мы находим в Книге Второзаконие 34:7: «Моисею было сто двадцать лет, когда он умер; но зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась». Число 120 (60 x 2) впервые упомянуто в Быт. 6:3: «пусть будут дни их сто двадцать лет». Это число упоминается в похожем контексте в клинописном тексте, найденном в Эмаре: «Сто двадцать лет годы рода человеческого – поистине таково его проклятие». Это единственная известная внебиблейская параллель к Быт. 6:3. Число 120, общее для Быт. 6:3 и эмарского текста, следует считать максимальным и идеальным возрастом, которого, по тогдашнему мировоззрению, могли достичь только крайне добродетельные личности.[56] Действительно, единственный в Библии человек, которому приписывается такая продолжительность жизни, - это Моисей. Об Иосифе же и Иисусе Навине сказано, что они умерли в 110 лет – это число считалось «идеальным» у египтян. По древнеегипетскому учению, фраза «он умер в возрасте 110 лет» была эпитафией в память о бескорыстно прожитой жизни, приведшей к выдающемуся общественному и моральному благу для других. Поэтому и для Иосифа, и для Иисуса Навина, выходцев из египетской культуры, указание такого возраста было данью их характеру, но не обязательно имело отношение к реально прожитому человеком сроку.
Что считать буквальным, а что образным в случае со всеми этими предпочтительными числами? О том, как понимали такие символические числа во время написания текста, мы сегодня можем только гадать, и если такие образные числа когда-то и опирались на конкретный принцип, увидеть его теперь уже нелегко. Если не допустить того, что Бог предпочитает определённые числа другим, и что Он как-то передал это предпочтение евреям, нам придётся признать, что во многих случаях там, где в Библии используются предпочтительные числа, их надо воспринимать символически или образно. Более того, мы должны признать, что евреи (включая Иисуса) иногда специально употребляли предпочтительные числа просто из-за их исторического и(ли) духовного смысла. Символическое или образное восприятие какого-либо числа не означает, что небуквального восприятия Библии. Это просто значит, что библейский автор пытался вложить в текст духовную или историческую истину, превосходящую чисто рациональный смысл чисел.
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 1127;