Агессандр. Афродита Мелоская
Полуобнаженная фигура, сильная и одновременно женственная, - такой изобразил скульптор Афродиту, богиню любви. Мягкие складки одеяния подчеркивают красоту и упругость обнаженного тела. Около 300 до н.э. Мрамор. Лувр. Париж.
Юргос принялся копать и обнаружил статую очень красивой женщины из белоснежного мрамора, помещенную в каменной нише. Тот, кому когда-то принадлежала эта статуя, видимо, очень дорожил ею и сделал все возможное, чтобы на нее не влияло время. Как свидетельствует надпись (впоследствии ее прочитали ученые), автора изваяния звали Агесандр, или Александр (точно установить не удалось), ибо несколько букв стерлось. Жил он в конце III или начале II в. до н. э. Полуобнаженная фигура, сильная и одновременно женственная, - такой изобразил скульптор Афродиту, богиню любви. Мягкие складки одеяния подчеркивают красоту и упругость обнаженного тела. В зависимости от того, откуда смотреть на статую, она кажется то гибкой и подвижной, то спокойной и сосредоточенной. Удивительную жизненность придает богине и посадка головы немного влево и чуть вниз. Богиня любви, она чуть торжественна в своей возвышенной и строгой красоте и в то же время глубоко человечна.
Остров Милос принадлежал в те времена Турции. Иностранцы посещали его редко, и поэтому покупателя на удивительную находку найти было трудно. Юргос уступил ее за бесценок местному священнику, который задумал принести ее в дар кому-то из султанских вельмож.
В это время о находке узнал французский посол в Турции и послал на Милос своего секретаря на военном корабле. Французы прибыли в тот момент, когда статую грузили на турецкое судно. Секретарь попытался тут же в порту перекупить замечательное творение греческого искусства, но священник категорически отказался.
Тогда французы решили отнять драгоценную статую силой. Завязалась драка. Турецких матросов было меньше, чем французских военных моряков, и им пришлось уступить, но статуя при этом потеряла обе руки.
Французский посол отправил находку Юргоса — «Афродиту (Венеру) Милосскую» (так ее назвали в честь острова, где она была найдена) в Париж, в музей Лувр. Там ее поместили в отдельном зале, как одно из самых больших сокровищ этого музея.
51. Казнь Дирки («Фарнезский бык»)
Фарнезский бык — знаменитая мраморная скульптурная группа, изображающая казнь Дирки (или Дирцеи) братьями Амфионом и Зефом за жестокое обращение с их матерью Антиопой. Братья привязали Дирку к рогам разъяренного быка, растерзавшего её. Создана греческими скульпторами Аполлонием Тралесским и его братомТавриском.
Скульптура была обнаружена в 1546 году в термах Каракаллы и была реставрирована под наблюдением Микеланджело. Плодами этой реставрации являются голова быка, вся Антиопа, кроме ног, верхняя часть Дирцеи и большая часть фигур, представляющих сыновей Антиопы.
Дополненная копия скульптуры, вошедшая в историю как «Фарнезский бык», первоначально находилась на острове Родос, а затем была перевезена в Рим, где хранилась на вилле Фарнезе. В настоящее время — в Археологическом музее Неаполя.
52. Лаокоон
«Лаокóон и его сыновья» — скульптурная группа в ватиканском музее Пия-Климента, изображающая смертельную борьбу Лаокоона и его сыновей со змеями. Скульптура работы Агесандра Родосского и его сыновей Полидора и Афинодора является мраморной копией второй половины I века до н. э. Оригинал был выполнен в бронзе в 200 году до н. э. в Пергаме и не сохранился.
Римская копия найдена 14 января 1506 года Фелисом де Фредисом в виноградниках Эсквилина, под землёй на месте Золотого дома Нерона. Папа Юлий II, узнав о находке, сразу же послал за ней архитектора Джулиано да Сангалло и скульптора Микеланджело Буонарроти. Сангало подтвердил достоверность работы со словами: «Это Лаокоон, которого упоминает Плиний». Микеланджело определил, что скульптура сделана из двух кусков мрамора, хотя Плиний утверждал, что из единой глыбы.[1]
Уже в марте 1506 года скульптурную группу передали папе. Он установил её в ватиканском Бельведере, приказав соорудить для неё специальную нишу (архитекторДжулиано да Сангалло). Усложнённая композиция стала предметом восхищения художников эпохи маньеризма и породила моду на сложно закрученные в вихреобразном движении изображения человеческого тела (figura serpentinata).
В июле 1798 года ватиканского «Лаокоона» перевезли в Париж по условиям Толентинского договора между Наполеоном и папой римским в качестве контрибуции. Скульптуру поместили в Музее Наполеона (Лувр). 9 ноября 1800 года её открыли для всеобщего обозрения. Только в 1816 году, после падения Наполеона, скульптуру вернули в Ватикан англичане.[2]
«Лаокоон» послужил предметом для эстетического трактата Лессинга «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии».
В мире существует две скульптурные группы с названием "Лаокоон" оригинал хранится в Ватикане, а его копия в XIX веке появилась в Одессе. Одесский "Лаокоон" выполнен из каррарскрго мрамора. Скульптура расположена напротив археологического музея.
53. Бельведерский торс
На фрагменте статуи сохранилась надпись, указывающая мастера, изготовившего ее. Это Аполлоний, сын Нестора, афинянин.
Мощный торс - то, что осталось от сидящей на скале, на шкуре, фигуры, плечами развернутой к зрителю. Предполагают, что это мог быть силен Марсий или кто-нибудь из группы Аполлона, играющего на лире. Известный историк искусства И. Винкельманн, видевший в нем Геракла, посвятил "Бельведерскому торсу" пламенные слова: "До крайней степени испорченная, разбитая, без головы, без рук и без ног, эта статуя в глазах всякого, посвященного в тайны искусства, еще и теперь сохраняет блеск своей прежней красоты... Геркулес, здесь изображенный, воплощает в себе натуру, возвысившуюся до степени торжественного самоудовлетворения, когда герой очистился огнем от человеческих страстей и достиг бессмертия и места среди богов".
54. Кулачный боец
«Кулачный боец» (также «Боец из терм») - эллинистическая бронзовая статуя, найденная на склоне Квиринальского холма в Риме в 1885 году. Датируется I веком до н. э. Отличается реализмом. Поза отдыхающего после боя борца весьма естественна и непринуждённа. Статуя выставлена в Национальном римском музее, который помещается в термах Диоклетиана.
Атлет сидит на камне, отдыхая после поединка. Камень является современным добавлением, имитирующим античный оригинал.
Лицо, уши и нос жестоко изранены ударами, полученными в поединке. Раны на теле отсутствуют, поскольку в античной практике кулачного боя главной мишенью являлось лицо.
Из одежды на бойце только набедренная повязка (kynodesme). Кисти и предплечья защищены искусно сделанными кожаными перчатками (himantes oxeis). Они сплетены из толстых полосок кожи, и охватывают четыре пальца, оставляя большой палец свободным. На предплечьях перчатки заканчиваются меховыми манжетами.
Несколько отметок на полосках кожи у левого безымянного пальца ранее считались подписью афинского скульптора Аполлониоса, сына Нестора, который работал в первом веке до н. э. Тщательный анализ показал, однако, что эти отметки порождены коррозией бронзы.
Буква альфа, оттиснутая у основания среднего пальца левой стопы, вероятно, является клеймом мастерской, изготовившей статую.
Буква А на правой стопе была нанесена резцом значительно позднее, и предположительно служила инвентарным знаком.
Статуя боксера, исполненная на высочайшем уровне, в мельчайших подробностях передает анатомию атлета и черты его лица. Очевидно, что автор был вдохновлен стилем греческого скульптора Лисиппа. Специалисты сходятся во мнении, что бронзовая статуя является оригинальной греческой работой I в. до н. э.
###
Скульптура состоит из восьми отлитых по отдельности частей. Губы, а также раны и шрамы на лице покрыты медью, кроме того, из медных накладок были выполнены капли крови на правом плече, предплечье, на перчатках и на бедре. Пальцы рук отполированы прикосновениями многочисленных прохожих в античные времена.
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 3713;