Лисипп. Статуя Апоксиомена
Лисипп был, несомненно, самым разносторонним из всех греческих мастеров. Его можно считать одновременно и позднеклассическим скульптором, современником Праксителя и Скопаса, и создателем эллинистической традиции. В ранней фазе искусство Лисиппа наиболее близко его предшественнику, Поликлету. Как и многие работы Поликлета - Дорифор, например (зал №16), ранние работы Лисиппа также обращены к атлетам.
Статую "Апоксиомена" - "Атлета, очищающего себя стригилем", что обычно делали спортсмены на покрытой песком арене, - Плиний называет главным произведением Лисиппа. Вслед за Поликлетом Лисипп разрабатывает здесь свой канон пропорций: Апоксиомен заметно отличается от почти квадратного, кажущегося по сравнению с ним тяжеловесным, Дорифора. Исследователи выделяют три специфические черты, связанные с лисипповскими принципами дизайна: 1) головы статуи меньше, чем в высокой греческой классике (около 1/8 общей высоты, а не 1/7); 2) принцип "вращения", примененный в композиции тела таким образом, что нет единой точки обзора, с которой статуя могла бы лучше смотреться; только обойдя вокруг нее можно уследить за всеми мелкими и переливающимися движениями фигуры; 3) руки и колени показаны вырывающимися из традиционной пространственной оболочки статуи, вторгающимися в пространство зрителя. Все это в полной мере характерно для статуи Апоксиомена.
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 2215;